ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О СВОЙСТВАХ, КАЧЕСТВАХ ПРЕДМЕТОВ
статья (старшая группа) на тему

Уварова Татьяна Николаевна

ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О СВОЙСТВАХ, КАЧЕСТВАХ ПРЕДМЕТОВ

 

Чувственный опыт выступает источником познания ребенком окружающего мира. Для полноценного восприятия окружающей действительности необходимо обогащение представлений и опыта ребенка о внешних свойствах предметов. Сенсорное развитие обеспечивает получение представлений детьми о цвете, форме, величине окружающих предметов. Дети знакомятся с сенсорными эталонами - общепринятыми образцами внешних свойств предметов: по мере накопления четких представлений о разновидностях свойств предметов происходит дифференциация сенсорных эталонов, что создает предпосылки для использования полученных представлений для последующего анализа и выделения свойств предметов в самостоятельной предметной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О СВОЙСТВАХ, КАЧЕСТВАХ ПРЕДМЕТОВ 

Чувственный опыт выступает источником познания ребенком окружающего мира. Для полноценного восприятия окружающей действительности необходимо обогащение представлений и опыта ребенка о внешних свойствах предметов. Сенсорное развитие обеспечивает получение представлений детьми о цвете, форме, величине окружающих предметов. Дети знакомятся с сенсорными эталонами - общепринятыми образцами внешних свойств предметов: по мере накопления четких представлений о разновидностях свойств предметов происходит дифференциация сенсорных эталонов, что создает предпосылки для использования полученных представлений для последующего анализа и выделения свойств предметов в самостоятельной предметной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), представляющий собой совокупность требований к данному уровню образования, реализует цели, задачи и принципы дошкольного образования. Познавательное развитие в рамках исследуемой проблемы предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

На современном этапе развития педагогической теории и практики уже разработаны достаточно эффективные средства и методы сенсорного воспитания в условиях дошкольной образовательной организации (далее – ДОО). Дошкольные образовательные программы определяют ориентиры для обогащения представлений дошкольников о свойствах, качествах предметов на разных этапах дошкольного детства. В качестве задач сенсорного воспитания в контексте ФГОС ДО обозначены такие, как развитие и совершенствование у детей осязательного, слухового и зрительного восприятия, обогащение чувственного опыта, развитие моторики через тактильные и кинестетические ощущения, повышение родительских знаний в области сенсорного воспитания дошкольников.

Методика формирования представлений о свойствах и качествах предметов у дошкольников прошла долгий путь исторического развития и представлена концепциями ведущих отечественных и зарубежных ученых: К.Д. Ушинского, В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой, М.М. Манасеиной, Ф. Фребеля, М. Монтенсори, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной и др.

Проблема исследования – каково инструментальное обеспечение процесса обогащения представлений дошкольников о свойствах, качествах предметов. Исходя из вышесказанного, мы определили тему нашей работы: «Обогащение представлений дошкольников о свойствах, качествах предметов».

Цель исследования – выявить и опытным путем проверить эффективность инструментального обеспечения процесса обогащения представлений дошкольников о свойствах и качествах предметов.

Объект исследования: процесс обогащения представлений старших дошкольников о свойствах и качествах предметов.

Предмет исследования: инструментальное обеспечение обогащения представлений дошкольников о свойствах и качествах предметов.

Задачи исследования:

1.        Изучить научную психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме исследования;

2.        Выявить педагогические условия обогащения представлений дошкольников о свойствах, качествах предметов;

3. Провести опытную работу по обогащению представлений дошкольников о свойствах и качествах предметов.

Методы исследования: теоретические (анализ философской, социологической, педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение); эмпирические (констатирующий эксперимент, опрос, беседа).

Анализ психолого-педагогической литературы и анализ результатов нашего эксперимента позволил сделать следующие обобщающие выводы:

Процесс обогащения представлений о свойствах и качествах предметов является центральным звеном сенсорного развития дошкольника и направлен на формирование более точного и полного восприятия предметов окружающей действительности (форму, цвет, величину и т.п.). На современном этапе развития проблемы сенсорного развития детей в дошкольном возрасте возникает необходимость разработки наиболее эффективных методов и средств сенсорного воспитания в детском саду и способов их использования.

Каждому периоду дошкольного детства свойственны свои особенности развития сенсорного восприятия окружающего мира, учитывая которые возможно наиболее оптимальным образом организовывать деятельность, направленную на обогащение представлений о качествах и свойствах предметов. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Особую роль в процессе обогащения представлений дошкольников о качествах и свойствах предметов играют такие виды деятельности, как игровая, трудовая, продуктивная деятельность. В процессе таких видов деятельности ребенок учится всесторонне изучать предметы и их свойства посредством рассматривания, ощупывания, что способствует формированию перцептивных действий. На основе проведенного анализа изученного материала, мы сделали вывод, что наиболее эффективными средствами обогащения представлений о качествах и свойствах предметной действительности в дошкольном возрасте являются различные игры, а также продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликацию, изготовление поделок из различного материала). Такие средства обогащения представлений дошкольников о качествах и свойствах предметов подразумевают использование таких методов, как объяснительно-иллюстративный (рассказ педагога о свойствах и качествах предметов), исследовательский метод (непосредственное изучение предметов детьми посредством органов чувств) беседу (обсуждение качеств и свойств предметов).

Основным инструментальным обеспечением процесса обогащения представлений дошкольников о свойствах и качествах предметов можно назвать следующие: создание и обогащение среды для развития познавательных процессов детей с опорой на все виды восприятия; проведение исследований по развитию восприятия дошкольников посредством организации цикла развивающих занятий; организация игровой, продуктивной и исследовательской деятельности дошкольников.

В ходе экспериментальной работы констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности представлений о свойствах и качествах предметов у детей старшего дошкольного возраста недостаточный. На формирующем этапе эксперимента мы предположили, что процесс формирования представлений о свойствах и качествах предметов у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если будет организована предметно–игровая деятельность, в основе которой - дидактический материал, способствующий восприятию формы, величины, цвета, количества предметов; подобраны игры и упражнения, последовательно обеспечивающие амплификацию детского развития; в образовательном процессе ДОУ используется индивидуальный подход к воспитанникам с учетом известных фактов об уровне сформированности изучаемого феномена.  Процесс по формированию представлений о свойствах и качествах предметов у детей старшего дошкольного возраста проходил поэтапно, с усложнением методов, видов и форм работы. На каждом из этапов решались задачи по обогащению представлений о свойствах и качествах предметов у детей.  

Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

Выставочный зал в детском саду как средство обогащения представлений дошкольников об окружающем мире

В детском саду работает небольшой выставочный зал. Его очень любят дети, а родители не только бывают на экскурсиях, но и активно участвуют в подготовке экспозиций. Посещают его наши воспитанники, дети...

"Формирование представлений детей о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира"

Доклад на педсовет из опыта ракботы по сенсорному развитию в первой младшей группе....

Роль сюжетно – ролевых игр по обогащению представлений дошкольников о родной стране.

Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине, обогащению представлений о родной стране следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, а также использование сюжетно-р...

Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Гришина Елена Владимировна (Е 21)Дидактическая цельЗакреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что...

Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Игра "Что такое хорошо, а что такое плохо?" Вся игра на одном слайде. Картинки облаков двигаются. Воспитатель просит передвинуть все хорошие привычки под веселый смайлик. Затем просит передв...