Статья "Метод учебного проекта : развитие познавательной мотивации у дошкольников"
статья (средняя группа) по теме

Николаева Марина Анатольевна

 

Статья: метод учебного проекта : развитие познавательной мотивации у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №102 комбинированного вида

Невского района г. Санкт- Петербурга

Всероссийский семинар проектная деятельность в ДОУ»

Тема выступления: метод учебного проекта : развитие познавательной мотивации у дошкольников.

Воспитатель:

Николаева Марина Анатольевна

Санкт-Петербург

2017

           

  Метод проектов - целенаправленная образовательная деятельность, осуществляемая с определенной  целью по определенной программе для решения  игровых, поисковых, исследовательских,  практических  задач  в  условиях  совместной  деятельности  детей  с  разными  стартовыми возможностями.

          Особая методическая значимость  метода  проектов  позволяет  сформировать у  детей  собственный  опыт  взаимодействия с окружающим миром, способствует  актуализации  знаний  и  навыков  ребенка, стимулирует  потребность в  самореализации, в  самовыражении  в  значимой  для дошкольника  деятельности.

          Выделяют несколько  видов проектов: творческий, исследовательский,  ролевой,  информационный и практико-ориентированный, каждый из которых обладает  своими особенностями,  структурой  и  характерными  этапами реализации,  при этом все они  имеют   общие  черты:

•        Любая проектная  деятельность  разворачивается в  проблемной  ситуации,  которая  не  может  быть  решена  прямым  действием.

•        Участники  проектной  деятельности  должны  быть  мотивированы.  Но  простого  интереса  здесь  не  достаточно.  Нужно,  чтобы  и  педагог и  ребенок  сформулировали  причину,  по  которой  они  включаются  в  исследование.

•        Проектная  деятельность  имеет   адресный  характер.   Поскольку  в  ходе  проектной  деятельности  ребенок  выражает  свое  отношение,  он  всегда  ищет  адресата - человека,  к  которому  обращено  его  высказывание,  оформленное  в  виде  продукта.  Именно  поэтому  проектная  деятельность  имеет  ярко  выраженную  социальную  окраску  и  в  конечном  итоге  является  одним  из  немногих  социально  значимых  действий,  доступных  дошкольнику.

Вместе с тем следует отметить,  что на практике чаще  всего  приходится  иметь  дело со  смешанными типами  проектов, в  которых  присутствуют признаки  исследовательских  и творческих, а  также  других  проектов.  

Рассмотрим  виды  проектной  деятельности  и  их  особенности.

  • Исследовательская  проектная  деятельность

Исследовательский  проект - проект,  главной  целью  которого  является  выдвижение и проверка  гипотезы.  По  структуре  он  напоминает  научное  исследование.  

ЦЕЛЬ: Формирование познавательной активности,  самостоятельности

РЕЗУЛЬТАТ: Новое знание

ЦЕННОСТЬ: Благодаря  проекту  формируется  познавательная активность

СТРУКТУРА:Создание проблемной  ситуации - выдвижение гипотез - проверка  каждой   гипотезы либо  выбор одной  гипотезы, выдвижение новых  гипотез и  ее  исследование - исследовательская  деятельность - представление  результатов  исследования - рефлексия (осознание трудностей,  с  которыми столкнулись)

ФОРМА ПРОДУКТА        Модель, схема, календарь

ВОЗМОЖНАЯ ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ: Доклад

ОЦЕНКА: Оцениваются  оригинальность гипотез,  способы  их  проверки,  самостоятельность в  исследовательской  деятельности.

Использовать  исследовательские  проекты  целесообразно  в  старшем  дошкольном  возрасте.

В  старшей "Откуда в дом пришла  вода",

в  подготовительной "Секреты  комнатных  растений",  "Свет в жизни растений", "Наш  огород".

  • Творческая  проектная  деятельность

Творческий  проект -  проект, центром  которого является  творческий  продукт.    Он  предполагает  максимально  свободный  и  нетрадиционный  подход  к  оформлению  результатов. Таким результатом может быть стенгазета,  книжка-самоделка,  фильм, спектакль, праздник, творческая работа и т.п.

Элементы  этого вида  проектов уже можно использовать в младших  группах  "Украсим группу к  празднику", "Снежные постройки", "Необычная  клуба".  

Индивидуальные и групповые формы творческих  проектов можно  осуществлять в  старшей "Книжки - малышки", "Концерт для малышей", и подготовительной "Снимаем кино", "Заколдованный  театр".

ЦЕЛЬ: Создание творческого продукта

РЕЗУЛЬТАТ: Творческий продукт

ЦЕННОСТЬ: В  процессе создания творческого  продукта формируются  умения  планировать  предстоящую  деятельность и действовать в  соответствии  с  планом. Формируются  предпосылки  универсальных учебных действий.

СТРУКТУРА: Создание проблемной  ситуации - выдвижение гипотез - определение предполагаемого  творческого  продукта - распределение  на  группы - планирование деятельности по созданию творческого продукта - практическая деятельность - представление результатов - рефлексия (осознание трудностей с которыми столкнулись)

ФОРМА ПРОДУКТА:         Концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль,  коллаж, макет, книга,  газета,  выставка

ВОЗМОЖНАЯ ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ: Выставка, утренник, спектакль

ОЦЕНКА: Оцениваются  как деятельность  по  созданию  продукта,  так и  сам продукт и его  оригинальность.

  • Ролевой проект

Ролевой проект - участники принимают на себя   определенные  роли, обусловленные  характером и содержанием проекта.  Это  могут  быть  литературные  персонажи  или  выдуманные  герои,  имитирующие  социальные и деловые отношения,  осложняемые  придуманными  участниками ситуациями. Степень творчества здесь очень высокая,  но  доминирующим видом деятельности  является  ролево-игровая.

Подобные проекты  доступны детям  подготовительной  группы: "Школа", "Детский сад"

ЦЕЛЬ: Решение проблемных  ситуаций  в  игре.

РЕЗУЛЬТАТ: Осознание проблем  в  игровой  ситуации

ЦЕННОСТЬ: Ребенок  проживает предполагаемую  ситуацию  в  игре.

СТРУКТУРА: Создание проблемной  ситуации - распределение ролей - игра - представление результатов.

ФОРМА ПРОДУКТА        Игра.

ВОЗМОЖНАЯ ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ        Фильм, альбом, портфолио.

ОЦЕНКА        Оцениваются  деятельность  в  соответствии с принятой ролью.

  • Информационный  проект

Информационный  проект - изначально направлен на сбор информации о том или ином объекте,   явлении. Такие проекты, подобно исследовательским, требуют хорошо продуманной  структуры,   возможности  систематической  коррекции  по  ходу  работы.  При  работе с дошкольниками над  подобными  проектами следует учитывать,  что  дошкольник не умеет читать,  не  владеет компьютером.  Следовательно,  не  всю  информацию он сможет донести.  Кроме  того,  дети  дошкольного  возраста  эмоциональны,  а  значит,  в  первую  очередь  запомнят  яркую,  берущую за  душу  информацию. Помочь  собрать информацию,  прочитать статью, сделать доклад  могут  родители,  старшие братья и сестры.  Однако  рассказывать придется  самому - с  опорой на фотографию в  буклете,  газете. Следовательно, текст  должен быть доступен, лучше, если это будет  запись  рассказа  самого ребёнка (его  интерпретация  полученной  информации).

Такие проекты  доступны  детям старшей  группы ("Путешествие в прошлое автобуса", "История  старого  города"), в  подготовительной группе ("Они  защищали Родину", "Улицы нашего  города", "Реликвии  нашей  семьи", "Что в имени твоем").

ЦЕЛЬ        Сбор и представление информации

РЕЗУЛЬТАТ        Полная и  достаточно  необходимая  информация.

ЦЕННОСТЬ        Формирование умения работать с  разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить  ее  до  сверстников  в  полном объеме.

СТРУКТУРА        Создание проблемной  ситуации - выдвижение гипотез по разрешению  проблемы - определение  способа работы  по  поиску  информации( индивидуально, в группах) - распределение на группы - поиск информации - представление результатов - рефлексия( рассказ о процессе поиска информации).

ФОРМА ПРОДУКТА        Книга, альбом, доклад,  фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей.

ВОЗМОЖНАЯ ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ        Доклад, экскурсия, утренник.

ОЦЕНКА        Оцениваются  самостоятельность поиска информации,  полнота, достаточность представления информации.

 

  • Практико-ориентированный  проект

Практико-ориентированный  проект - эти проекты отличает  четко  обозначенный  с самого начала результат деятельности его участников. При чем  этот результат обязательно ориентирован на  социальные  интересы  самих участников. Здесь особенно  важна  хорошая организация  координационной  работы  в   плане  поэтапных  обсуждений,  корректировки  совместных  и   индивидуальных  усилий, презентации  полученных  результатов  и  возможных  способов  их  внедрения  в  практику,  а  также  систематической  внешней  оценки  проекта.

Работа  над  такого  рода  проектами доступна  при условии  совместной  работы  родителей  и  детей  младшей  группы  "Развивающие  игрушки для  малышей",  средней  "Самый  веселый  участок",  "Делаем  вместе с детьми",  в  старших  и  подготовительных  "Почему  у  крыльца лужа",  "Почему  в группе  холодно".

ЦЕЛЬ        Решение, как правило,  социальных  задач,  отражающих  интересы  участников  проекта.

РЕЗУЛЬТАТ        Четко  обозначенный  результат  деятельности,  который  может быть использован  в  жизни группы,  детского  сада.

ЦЕННОСТЬ        Формирование социальных интересов.

СТРУКТУРА        Создание практико-ориентированной  проблемной  ситуации - выдвижение гипотез  по  разрешению  проблемы - распределение  на  группы - практическое  разрешение  проблемы - представление результатов.

ФОРМА ПРОДУКТА        Модель,  алгоритм, памятка, альбом,  рисунки детей.

ВОЗМОЖНАЯ ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ        Внедрение в  практику  результатов.

ОЦЕНКА        Систематическая внешняя оценка проекта .

Литература.

  1. Н.А. Виноградова,  Е. П. Панкова  « Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей»
  2. Веракса Н. Е., Веракса А.Н. « Проектная деятельность дошкольников»
  3. Евдокимова Е.А. «Проект, как мотивация к познанию»
  4. Данюкова А. «Вы любите проекты?»
  5. Петрикевич А.А. «Методы проектов в образовании дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной мотивации у дошкольников"

Мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности...

Консультация для педагогов по теме: "Развитие познавательной мотивации у дошкольников» Бессонова Т. Н.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие моти...

Развитие познавательной мотивации у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Рекомендации для организации работы с детьми по познавательному развитию средствами активизации мотивации к деятельности: поисково-исследовательская деятельность, экспериментирование, дидактическая иг...

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников...

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников.

Актуальность данной темы заключается в том, что поняв механизм формирования мотивационно – познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на стано...

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников

Статья предназначается для воспитателей детского сада, которая раскрывает все возможности раскрытия познавательных интересов у дошкольников....

.Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников

Дошкольное детство-время первоначального становления личности. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возм...