Консультация для педагогов ДОУ «Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников»
консультация на тему

Толкачева Елена Трофимовна

Семья и детский сад дополняют друг друга, в сочетании друг с другом создают оптимальные условия для вхождения ребёнка в большой мир. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников»

Толкачева Е.Т.

Семья и детский сад дополняют друг друга, в сочетании друг с другом создают оптимальные условия для вхождения ребёнка в большой мир. Семья передаёт ребенку социальные и культурные ценности:

  • семейное окружение первично в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей; жизненно важны длительность и постоянство пребывания ребёнка в семье, интимно-эмоциональная атмосфера семейных отношений – кровное родство, любовь, привязанность, индивидуализация общения членов семьи с ребенком;
  • максимальная потребность общения со значимым взрослым возникает раньше потребности в общении со сверстником, общение со значимым взрослым доминирует в период дошкольного детства.

В эмоционально насыщенной атмосфере кровнородственных отношений, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника. Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых людей, ощущают себя любимыми и желанными. Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который неосознанно воспринимается им как своеобразный «эмоциональный тыл». На основе родственных отношений с близкими людьми ребенок начинает осваивать правила общественной жизни, вступать во взаимоотношения с расширенным социумом, впервые обретает опыт идентичности (принадлежности) к семейной группе, её историческим корням, традициям и обычаям.

С приходом в ДОУ ребенок сталкивается с новым социальным опытом, получая статус равноправного члена группы сверстников. Он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми. Таким образом, семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения.

Необходимость организации индивидуального подхода к семьям воспитанников в том, чтобы дети и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, были уверены в поддержке своих воспитательных действий. Признание воспитателем приоритета семейного воспитания с учетом социальной среды, окружающей ребенка, требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения – сотрудничества и взаимодействия. Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности воспитателя и родителей, взаимодействие осуществляется при взаимном изучении и с помощью общения. Взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.

Содержание сотрудничества с семьями воспитанников включает три основных направления:       1) психолого-педагогическое просвещение родителей; 2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения; 3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

Основная задача реализации данных направлений: обеспечить возможность реализации Программы.

Чем эффективнее налажено общение между семьей и группой детского сада, тем успешнее жизнь ребёнка в детском саду. Преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию, развитию и образованию детей; контакт с семьей;

– учет индивидуальности ребенка в педагогическом процессе;

– осознание родителями ответственности, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Медико-психолого-педагогическое просвещение родителей

Информационно-просветительская деятельность

  • Родительские собрания в форме круглого стола, дискуссионного клуба, банка идей, деловой игры.
  • Консультации специалистов и воспитателей: групповые и индивидуальные.
  • Информационный стенд.
  • Папки-передвижки.
  • Групповая газета.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ

  • Анкетирование семей воспитанников для проведения анализа социального состава родителей группы и т.д., личное знакомство воспитателей с родителями.
  • Участие родителей в утреннем приеме детей – помощь в реализации тематического проекта.
  • Участие в планировании работы группы – обсуждение темы проектов, помощь в реализации проекта.
  • Помощь в пополнении и обогащении предметно-развивающей среды группового помещения и участка – субботники на территории детского сада, в групповом помещении.
  • Помощь в изготовлении дидактических материалов, игрушек – мастерские.
  • Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях) за пределами детского сада.
  • Тематические выставки – реализация творческого детско-родительского общения.
  • Тематические фотовыставки.
  • Подготовка детских праздников, досугов и развлечений и участие в них (спортивных, тематических праздников и др.)

Участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом

  • Работа в Родительском комитете группы
  • Участие в педагогическом Совете и Совете учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:появлению у родителей интереса к содержанию занятий;возникновение дискуссий по их инициативе;ответы на вопросы р...

Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:появлению у родителей интереса к содержанию занятий;возникновение дискуссий по их инициативе;ответы на вопросы р...

Инновационные формы работы ДОО с семьями воспитанников

ИНОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. За поведенческим...

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО".»

   В данном методическом пособии собраны материалы,  необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие  также содержит алгоритм действий педагога, начи...

консультация для педагогов на тему "Формы работы с семьями воспитанников"

Проблема, с которой сталкивается педагог в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточн...

Самообразование педагога. "Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДОО

quot;...Я чувствую себя в праве сказать:да здравствует самообразование во всех областях!....Только те  знания прочны и ценны, которые вы добылисами, побуждаемые собственной страстью.Всякое знани...