"Ребенок в мире природы"
статья (старшая группа)

Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx698.29 КБ

Предварительный просмотр:

Катькова Лариса Анатольевна,

МБДОУ д/с № 7 «Аленушка»,

воспитатель

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «РЕБЕНОК В МИРЕ ПРИРОДЫ»

Чтоб  радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

                              И. Трофимова

Природа - естественная среда обитания человека. Она  украшает нашу жизнь,  доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушает пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся  раздольем  степей и полей, зеркальной гладью рек и величественной громадой гор!

 Но отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества. Экологические проблемы   с той поры  стали  носить  глобальный характер и затрагивают все человечество. С каждым днем вопрос  охраны природы и экологического воспитания приобретает особую остроту и  является одной из основных наших обязанностей.

Согласно положениям Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования законов об охране природы, личным трудом приумножать природные богатства.

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Ведь детство – это наше ближайшее и отдаленное будущее.

 «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь в природе, вечный источник детского разума. И прежде, чем ребенок развернет книгу и прочтет по слогам первое слово, он ознакомится с «книгой природы». (В.А. Сухомлинского)  

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить видеть её дело сложное. И мы ни на минуту не должны забывать о том, что дети  очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное  в действиях окружающих  людей. Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору и т. д. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

Поэтому, главной целью моей работы по экологическому воспитанию считаю воспитание потребности в непосредственном участии каждого ребенка в экологической  деятельности, в необходимости  заложить основу формирования личности с новым образом мышления, и типом поведения в окружающей среде – экологическим.

Работу в данном направлении вела через вовлечение детей  в различные виды деятельности, такие как:

  - участие  детей в  целевых  прогулках, в совместном труде на участке детского сада в разное время года;

  - обсуждение  правил  бережного и  безопасного  поведения  в  природе;

- развитие  эстетического  восприятия  и  суждений  в  процессе  чтения  произведений  художественной  литературы  о  природе;

  - придумывание  сказок  и  историй  о  животных, растениях, птицах,  человеке.

 -  рассматривание  дидактических  картинок, иллюстраций  о  природе.

  - участие  с  родителями и  воспитателями в  природоохранных акциях.  

  - участие  в  проектной  деятельности.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным.

В своей работе с детьми я использовала различные типы наблюдений: одноразовые; многоразовые.

Особым типом оказались многоразовые наблюдения за изменением состояния одного и того же объекта в процессе роста и развития. Такое «погружение» ребенка в природный объект дает ему возможность видеть его в разных ракурсах, осмыслить его причинно-следственные зависимости.

Это такие наблюдения как:  за растениями, растущими на окне, в огороде, на участке. Они помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Обязательно включала в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений  (если оно здорово и хорошо развивается) и как меняется растение в неблагоприятных условиях.

На прогулках  дети знакомились с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). 

Большей частью именно на прогулках  организовываем  игры с природными материалами (песком, водой, снегом и т. д.) дети знакомились с их  свойствами.

Также  использовали  разнообразные игровые упражнения  « Найди по описанию», «Что, где растёт», «Вершки - корешки», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов), «Кто где живет» (экосистемы), «Узнай и назови», «Загадки о животных» , «Раз, два, три к ……. беги» на узнавание деревьев, кустарников, цветов.

   Экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

А так как мы живем в сельской  местности, то имеем  возможность знакомить детей  с различными видами растений нашего края, ежедневно видеть красоту белоствольной березки и слышать шелест ее листвы, любоваться цветущей весной рябиной и ее  красными ягодками осенью и зимой, наслаждаться медовым запахом липы...

Ребята с удовольствием наблюдают за тем как растут  и развиваются клены, кусты  сирени, посаженные их руками.

Ознакомление детей с природой не ограничивается пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где это возможно, организовывала практическую деятельность детей. Например, во время наблюдения в цветнике, дети брали с собой коробочки для сбора семян. Это очень  увлекательное занятие, оно помогает воспитать интерес к растениям, трудолюбие, терпение.  Дети собирали листья и семена деревьев, которые  в дальнейшем использовали при изготовлении поделок из природного материала.

Прогулки и экскурсии в природу дают детям  не только ни с чем не сравнимые, живые и яркие впечатления о красоте природы, но и  о безобразиях творящихся вокруг.

Так, однажды во время экскурсии ребята обратили внимание на проезжающую мимо машину и дым из ее выхлопной трубы.  При обсуждении  возник вопрос, о безвредности выхлопных газов для нас и для окружающей природы.  Для более детального изучения был разработан  проект «Воздушный океан».

 В ходе этого проекта ребята узнали  не только о свойствах воздуха, но и о том, что только чистый воздух полезен для здоровья. Что в нашей жизни загрязняет воздух  (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…). Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль). А так же о том, что за чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

В продуктивной деятельности дети с удовольствием придумывали, изображали, и  конструировали экологически  транспорт будущего. Это был их вклад в улучшение природного окружения пусть даже  в игровой форме. 

Затем были  разработаны и реализованы еще ряд проектов:

«Природа родного края», который  представлен  тремя  взаимосвязанными  тематическими блоками:

1. «Растения  родного края»  -  познакомить  детей с разнообразием  растительного  мира Донского края.

2. «Животный мир Донского края»  -  расширять знания  детей о диких  и домашних  животных, показать  взаимосвязь  живого  со средой  своего  обитания.

4. «Наша Земля – наш общий дом»  -  формировать понятие о  себе  как  жителе  планеты  Земля,  от которого  зависит  жизнь  всего живого, учить беречь  и защищать  природу, познакомить с Красной  книгой.

Во время реализации данного проекта в группе была оформлена предметно – развивающая зона, которая была разделена на два мини – центра: «Растения Донского края», «Животный мир Донского края». Для оформления этих зон (коллаж)  мною были использованы фотографии, иллюстрации, карта Ростовской области.  Оформили  альбом «Красная книга Донского края». Собрали гербарий – «Деревья нашего села».

F:\IMG_E0803.JPGF:\IMG_0797.JPG

Краткосрочный проект «Зимняя столовая»  

Цель проекта: развивать у детей представление о зимующих птицах; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой; приучать их ответственно относиться к серьезному делу – подкормке птиц. К проекту привлекли родителей, они изготовили разные виды кормушек и развесили их на территории детского сада.

   Проект: «Царица - водица».

Цель: Расширить представление о воде, о её свойствах, уточнить ее значение для всего живого на земле; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

   Проект: «Наш огород»

 Цель: Наблюдение за ростом семян, и результатом продукта.

    Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам, использую интернет ресурсы, видеофильмы, художественную литературу. Рассказывая о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание гордости за свой родной край.

  Совместно с родителями  принимали участие  в природоохранительных акциях, социально значимых мероприятиях, которые  проводились в дошкольном учреждении.

 Например: « День воды», «День Земли».  "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. «Укрась свой двор цветами».

  Совместно с музыкальным руководителем мы разрабатывали сценарии  праздников и развлечений для детей.  Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько вовлечение   детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Во время празднования «Дня Воды»  мы с детьми подготовили  и  показали для всех детей  театрализованное представление на тему защиты рек от мусора.

F:\100_2978.JPGF:\100_2984.JPG

 Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений в работе. Однако опыт показал - не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дети оказывают не меньшее влияние на родителей. Зачастую интерес родителей к экологическим знаниям детей возникает в результате их эмоциональных рассказов о том, чем они занимаются на занятиях, какие опыты проводят, показе своих творческих работ и т. д. Активно привлекала  родителей для оказания помощи в организации экскурсий, проведению  конкурсов  «Чудо - дерево» ( изготовление дерева из бросового материала), «Кормушка для птиц», к организации  выставки «Осенняя фантазия», где были представлены  работы с использованием природного материала.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Считаю, что каждое наблюдение, каждая моя беседа с детьми на прогулке, на занятии прививает детям любовь и бережное отношение к природе.

 Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.

 Уже вышли в широкий мир мои выпускники, и  я  уверена, что зерна доброты, посеянные в их душах, не погибнут. Дети будут сажать деревья, разводить и ухаживать за цветами, радоваться красивой бабочке, звонким голосам птиц, оберегать и любить все, что просит помощи.

    Пусть и дальше наполняются их  сердечки лаской и добром, щедростью и человечностью. Пусть никогда не жалуется на них искренняя и богатая матушка - природа.

И вот опять у меня малыши и я буду стараться привить им  любовь и бережное отношение к природе, формировать у них представление о том, что человек и природа – единое целое.

Литература:

Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей  и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

Иванова А.И. Экологические  наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Николаева С.Н.   Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия», 1999.

Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М.  Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Издательство «Союз»; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА (ознакомление детей с раннего возраста с миром природы)

Дети все видят по-другому, иначе, чем взрослые.Вы все играли со своими детьми в прятки, например, в возрасте ребёнка от года до двух. В этом возрасте малыш всегда прячется в одном месте, и Вас обычно ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" - "Природа - наш друг" (старшая группа)

Конспект районного открытого занятия для воспитателей старших и подготовительных групп Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан...

Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»

Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»...

"Создание условий для познания ребенком мира природы (экологическое воспитание)"

Знакомство с бесконечным, постоянно изменяющимся миром живой  природы, а именно миром растений ,  начинается с первых лет жизни малыша. Она является источником первых конкретных знаний и пер...