"Создание условий для познания ребенком мира природы (экологическое воспитание)"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Новиченко Мария Юрьевна

Знакомство с бесконечным, постоянно изменяющимся миром живой  природы, а именно миром растений ,  начинается с первых лет жизни малыша. Она является источником первых конкретных знаний и переживаний, запоминающихся на всю жизнь.

На примере программы «От рождения до школы»  под ред.  Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой  можно увидеть задачи педагога   по ознакомлению дошкольников с миром растений  и пронаблюдать  их усложнение .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_dlya_poznaniya_rebenkom_mira_prirody.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для познания ребенком мира природы

1.Краткая  характеристика содержания ознакомления дошкольников с миром.

Знакомство с бесконечным, постоянно изменяющимся миром живой  природы, а именно миром растений ,  начинается с первых лет жизни малыша. Она является источником первых конкретных знаний и переживаний, запоминающихся на всю жизнь.

На примере программы «От рождения до школы»  под ред.  Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой  можно увидеть задачи педагога   по ознакомлению дошкольников с миром растений  и пронаблюдать  их усложнение .

Возрастная группа

Задачи по ознакомлению с миром растений

Вторая группа раннего возраста

 ( от 2 до 3 лет )

  • В процессе знакомства  детей с доступными явлениями природы, учить узнавать в натуре, на картинках  растения .  
  • Помогать детям замечать красоту растений в разное время года.
  • Рассматривать растения , не нанося им вред.

Младшая группа

(от 3 до 4 лет )

  • Расширять представления детей о растениях
  • Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).
  • Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.).
  • Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
  • Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).
  • Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения  и др.).

Средняя группа ( от 4 до 5 лет )

  • Расширять представления детей о природе
  • Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.);
  • Знакомить со способами ухода за ними.
  • Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни  растений (воздух, вода, питание и т. п.).
  • Учить детей замечать изменения растений
  • Рассказывать об охране растений.

Старшая группа ( от 5 до 6 лет )

  • Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.
  • Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
  • Продолжать знакомить с комнатными растениями.
  • Учить ухаживать за растениями.
  • Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
  • Знакомить детей с многообразием  растений  различных климатических зон.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
  • Рассказывать о значении растений в жизни человека

Подготовительная к школе группа ( от 6 до 7 лет)

  • Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
  • Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
  • Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
  • Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
  • Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.)
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
  • Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями , не нанося им вред).

Сезонные наблюдения

Сезон

Младшая группа ( от 2 до 3 лет )

Весна

  • Показать, как сажают крупные семена цветочных растений  на грядки.

Лето

  • Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения,
  • Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях

Средняя группа (от 3 до 4 лет)

Осень

  • Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало —отцвели цветы ).
  • Привлекать к участию в сборе семян растений.

Весна

  • Выделять признаки весны: солнышко стало теплее - появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
  • Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
  • Формировать представления детей о работах с растениями, проводимых в весенний период в саду .
  • Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
  • Привлекать детей к работам в цветниках.

Старшая группа ( от 5 до 6 лет )

Осень

  • Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений

Весна

  • Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.

Лето

  • Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на  растения (природа «расцветает»).

Подготовительная к школе группа ( от 6 до 7 лет )

Осень

  • Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.
  • Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.
  • Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Весна

  • Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках).
  • Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
  • Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.)
  • Пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования.
  • Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.

Лето

  • Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут.

[1]

Вывод : Накопление знаний у дошкольников  о мире растений на каждом возрастном этапе увеличивается . Начиная уже со второй группы раннего  возраста , мы можем заметить как усложняются задачи по ознакомлению мира растений. Педагог, выполняя эти задачи на протяжении всего дошкольного детства детей,  получает к концу  их воспитания результат накопленных знаний . Ребенок 7 лет , перед тем как идти в школу , уже имеет такие знания:

  • Знаком с растениями и их видами ( местности , где находится ДОУ   и разных климатических зон )
  • Знаком с условиями для жизни растений ;
  • Может узнавать их как на наглядном материале , так и в реальности ;
  • Знает способы размножения растений ;
  • Понимает простейшие взаимосвязи в природе ( причинно-следственные связи)
  • Знает как правильно ухаживать за растениями и умеет вести себя в природе , не нанося им вред .

Данные знания являются основой для дальнейшего  познавательного развития ребенка .

2. Создание в группе условий для организации наблюдений за объектами живой и неживой природы ( на примере одной их возрастных групп )

Средняя группа ( от 3 до 4 лет )

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада.

Уголок природы в группе детского сада

Главная особенность и преимущество уголка природа – непосредственная близость его обитателей к детям . В группе должно быть наличие небольшого пространства уголка природы . Расположить его можно в групповой комнате , раздевальном помещении. Последний вариант самый лучший , потому что растения будут видеть родители , вместе с детьми наблюдать за ними , обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью.

Минимальным составом уголка природы являются комнатные растения . Растения должны быть средних размеров, яркие , заметные  для детей.

Видовой состав растений в уголке природы в группе не имеет принципиального значения – педагогическую работу можно проводить с теми представителями флоры ,которые давно находятся в помещении и хорошо себя чувствуют.

Важна ухоженность растений , их благополучное состояние , правильное размещение , красиво оформление . Комнатные растения – это не учебные пособия , а живые существа , которых надо любить и о которых следует заботиться – их сосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями.

Кроме постоянных растений в уголке можно еще вносить временные объекты природы , например миниогород на окне – лук,чеснок ,овес и др. культуры ,выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок – витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растений выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения .

Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка , в конце зимы делает выгонку веток.

Уголок природы должен быть правильно оборудован – без этого он становится витриной , которая мало используется в педагогическом процессе.

В группе должно быть два функциональных места – для выполнения трудовых операций и для предметов ухода за обитателями уголка природы.

Для ухода за растениями необходимы также лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3-4 штуки), фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать  эстетику помещения , поэтому оно хранится в шкафу , тумбе или на закрытой полке, фартучки могут висеть в туалетной комнате .

«Экологические пространства» в помещении

Помимо уголков природы в помещении могут быть созданы другие «экологические пространства» : комната или кабинет природы , зимний сад. Это возможно , если имеется отдельное помещение , в котором красиво и с учетом условий , необходимых для жизни растений. Такие помещения могут использоваться для отдыха , познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых , для нравственно-трудового воспитания дошкольников.

Комната природы включает крупные объекты : напольные и давно растущие растения .

 Часть пространства может быть отведена под «огород на окне» : при специально устроенном дополнительном освещении лампой дневного света на нем можно круглый год выращивать экологически чистые зеленые культуры (укроп , петрушку , лук, чеснок , салат ) , а также проращивать овес .

Можно осуществить выгонку цветущих луковичных растений (крокусов , нарциссов , тюльпанов и др.) , чтобы получить , например к 8 марта, букетики своих цветов. Эти объекты требуют особого внимания . Уход за ними должны осуществлять взрослые , но при обязательном участии дошкольников.

В зимней саду преобладают растения , поэтому он должен иметь хорошее освещение – естественное через большие окна , стеклянную  крышу или искусственное . В этом случае можно выращивать самые различные растения.

Возле южных солнечных окон хорошо устроить уголок пустыни , создав композицию из  суккулентов .  В противоположном  углу , особенно если есть небольшой бассейн с фонтаном , можно подобрать влаголюбивые растения и создать тропическую композицию.

Зимний сад позволяет создать настоящую коллекцию плодовых растений : комнатный лимон , мандарин , декоративный гранат , фейхоа , инжир , банановая  пальма , кофейное дерево , чайный куст , лавр и др. При правильном уходе все эти растения будут плодоносить , что, естественно , порадует и взрослых , и детей.

В таком помещении в полусвободном режиме обычно живут декоративные птицы , находится 1-2 аквариума.

Зимний сад , так же как и комната природы , используется в разных целях – для ознакомительных занятий , труда , отдыха и общения с природой.

Для отдыха детей и взрослых должны быть предусмотрены сиденья , которые позволяют расслабиться в наблюдении за растениями. Это могут быть декоративные деревянные скамеечки, пеньки или специальные легкие табуреты .

Рядом с комнатой природы  и зимним садом должно быть подсобное  помещение , в котором имеется кран с водой , ножная ванна , шкафы или полки для взрослого и детского инвентаря .

«Экологические пространства» на участке

На участке должна создаваться развивающая среда. Благоприятный микроклимат получается , если вся территория хорошо озеленена : по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники , являющиеся преградой для пыли , выхлопных газов , сильного ветра , уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни.

 При этом случае следует сажать различные породы деревьев , обладающих  разными качествами :

  • клен имеет крупную и красивую листовую пластинку , дает густую тень;
  • ясень интересен гроздьями семян , которые остаются на все зиму ;
  • липа прекрасна своим ароматом в разгар лета ;
  • рябина красиво цветет и расцвечивает листья , дает гроздья ягод , которые привлекают птиц ;
  • у осины необычно дрожит листва ;
  • тополь быстро растет и является хорошим пылесборником ;
  • черемуха замечательно цветет , пахнет и выделяет фитонциды .

На групповых  участках могут расти – одиночные или группами – березы , очень красива свешивающимися ветвями раскидистая ива , прекрасен каштан – листьями и цветами-свечками. Высокие кустарники создают нижний защитный ярус , их сажают также по периметру между деревьями . Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории , кроме подъездных путей и дорожек.

На территории могут создаваться различные «экологические пространства»:

«Хвойный бор» получится , если небольшое свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями – елью и сосной. Со временем под ними образуется кислая земля , пригодная для некоторых видов комнатных растений. В бору можно наблюдать за елками , проводить зимние праздники. В нем сложится своя экосистема , определяемая хвойными деревьями : шишки привлекут клестов , дятлов , появятся насекомые , мхи и лишайники покроют почву. Прогулки в бору и вблизи него хорошо влияют на здоровье детей.

Фруктовый сад и огород

Урожай этого пространства  можно использовать  для  кормления животных , которые содержатся в дошкольном учреждении.  На огороде следует отдать предпочтение кормовым корнеплодам , кукурузе или же для легкого обучения детьми выращивания можно использовать любые растения .

Фруктовый сад – это всегда красивое зрелище ; кроме того, его плоды привлекают птиц , поэтому  с детьми круглый год можно проводить познавательные и трудовые мероприятия .

На территории детского сада можно создать миниферму , фитополяну , «уголок нетронутой природы» , экологическую тропу или зеленый маршрут  - эти «экологические пространства» позволяет проводить  с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

Зеленую зону можно организовать по – своему в зависимости от возможностей помещения и территории . Но обязательными для любого детского сада должны быть цветники – учреждение для детей должно быть действительно цветущим садом . Цветников должно быть много :

  • при входе на территорию ( бордюры , клумбы , газоны ) ,чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение ;
  • на каждом групповом участке ,чтобы дети видели , как растут цветы , ухаживали за ними и собирали семена , украшали ими свое помещение ;
  • на свободных местах газона , особенно тех , которые видны из окон , чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж .

В цветниках можно представить различные неприхотливые однолетние и многолетние растения ( последних должно быть больше ).

Из многолетников подходят незабудки , золотые шары , топинамбуры ( земляные груши , плоды которых можно давать животным ), простые сорта лилий , эшольция , петуния , настурция .

Если пространство небольшое , предпочтительнее вертикальное озеленение: например , декоративная фасоль , цветущий  горошек подходят для оформления беседок на групповых участках .

Цветущих растений должно быть много , особенно весной и в начале лета , когда дети еще не разошлись на летний отдых, и в сентябре , когда формируются группы , приходят новые дети и все возвращаются . [2, с. 45]

Вывод :  Созданные условия для ознакомления детей с природой  в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада имеют большое значение. Дети с помощью этих условий могут чувственно познать природные объекты , познать их через различные формы восприятия . Условия  обеспечивают формирование и развитие у детей отчетливых представлений о растениях , о сезонных явлениях природы.  Также дают возможность научить дошкольников средней группы выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в более значимых , обнаруживать через них взаимосвязь растений с явлениями неживой природы, учиться ухаживать за ними и вести себя в природе.

Список использованной литературы :

  1. Программа «От рождения до школы» под ред.  Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учеб пособие для студ. пед. учеб . заведений . – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия» , 2001.- 184 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к познанию окружающего мира природы. Взаимодействие ДОУ с семьёй.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к познанию окружающего мира природы.  Взаимодействие ДОУ с семьёй....

рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира/Природа) для средних групп

Рабочая программа(перспективный план организации образовательной деятельности) по образовательной области «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира/Природа) для средних групп...

статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологическое воспитание"

статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологичекое воспитаниие"...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Проект Непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»

Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»Экологическое образование детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальная проблема настоящего времен...

Создание условий для использования инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

        Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлен...

Самообразование: «Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание»

План самообразовании по теме: Создание условий для развития познавательных способностей через экологическое воспитание»...