Влияние развивающих игр Никитиных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
статья на тему
Предварительный просмотр:
Влияние развивающих игр Никитиных на интеллектуальное развитие
детей дошкольного возраста
Никитиных называют классиками семейной педагогики.
Система воспитания Никитиных включает в себя:
- Активное физическое развитие;
- Раннее развитие природных способностей;
- Создание условий для опережающего развития ребёнка;
- Заинтересованность родителей.
Основная цель Никитиных – развитие интеллекта, изобретательских и исследовательских способностей. Методика обучения чтению, обсуждение произведений искусства подробно Никитиным не рассматриваются. Их авторские развивающие игры в основном предназначены для логики и памяти, построения образов.
Развивающие игры Никитиных — это часть обучающей и развивающей среды.
Игры направлены на развитие интеллекта и творческих способностей:
- Это наборы задач, которые решаются через различные предметы (кубики, кирпичики, квадраты, конструкторы).
- Задачи даются через модели, рисунки, инструкции.
- Задачи ставятся от легких к сложным.
- Игры рассчитаны на разный возраст и вызывают многолетний интерес.
- Ступенчатое возрастание трудности заданий.
- Задания решаются ребенком самостоятельно, подсказки ищутся в окружающей действительности.
- Попыток успешного решения задания может быть несколько, и они растянуты во времени.
- Проверка правильности решения делается самим ребенком на основании окружающей действительности.
- К игре можно самостоятельно придумывать продолжение.
- В играх почти нет правил.
Игра становится толчком в развитии способностей, если ребенок в нее вовлекается добровольно и на основе интереса.
Алгоритм вовлечения ребенка в игру
- Полная добровольность.
- Игры ребенку не объясняются, а привлекают в нее через сказку, подражание старшим.
- Осваиваются игра совместно с взрослыми, далее ребенок занимается сам.
- Взрослый постоянно ставит пред ребенком все усложняющиеся задачи. Исключаются подсказки.
- При неудаче идет временный откат назад к более легкому заданию или игра приостанавливается.
- При достижении максимальных достижений в игре, она откладывается.
- При утрате интереса к игре, она временно откладывается. Ребенок должен к ней вернуться самостоятельно.
- Выигрыш в игре поднимает ребенка на одну ступеньку в развитии, стимулирует дальнейшее познание.
У Никитиных разработано несколько типов игр: интеллектуальные, творческие и обыгрывающие.
Интеллектуальные игры направлены на развитие математического мышления, пространственного воображения, логики, способности к синтезу и анализу, подготовки к черчению, стереометрии и начертательной геометрии. Эти игры требуют дополнительных предметов и пособий.
Описание основных интеллектуальных игр Никитиных:
- Сложи узор — от 1,5 лет, математическое мышление.
- Сложи квадрат — с 9-10 мес., пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу.
- Дроби — от 3 -5лет, математическое мышление.
- Кубики для всех — с 3 лет, пространственное воображение, объемные фигуры (для черчения, стереометрии, начертательной геометрии).
- Уникуб — с 2-15 лет, пространственное воображение, внимание, четкость (для черчения, стереометрии, начертательной геометрии).
- Точечки — с 5 лет, математическое мышление, изучение двузначных чисел (на основании этой игры созданы математические таблицы Зайцева).
- Рамки и вкладыши — от 10 мес., сенсорное развитие.
Творческие игры не требуют дополнительного оборудования, а используют подручные средства (Внимание — угадай-ка, Обезьянка, КБ САМ). (Конструкторское Бюро Самостоятельного Активного Мышления)
Обыгрывающие игры используют модели известных предметов для получения практических прикладных навыков (часы без начинки, модель градусника, рамки с узелками).
Рассматривание рисунков
Достижения и плюсы системы Никитиных
Исследования и опыт Никитиных — это источник идей по новой интегрированной педагогике: синтезу физического и интеллектуального развития, воспитания, социальной адаптации.
Б.П. Никитин «Интеллектуальные игры»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Никитиных называют классиками семейной педагогики.
Система воспитания Никитиных Активное физическое развитие; Раннее развитие природных способностей; Создание условий для опережающего развития ребёнка ; Заинтересованность родителей.
Основная цель Никитиных Р азвитие интеллекта, изобретательских и исследовательских способностей.
Развивающие игры Никитиных Это наборы задач, которые решаются через различные предметы, Задачи даются через модели, рисунки, инструкции. Задачи ставятся от легких к сложным. Игры рассчитаны на разный возраст и вызывают многолетний интерес. Ступенчатое возрастание трудности заданий. Задания решаются ребенком самостоятельно. Попыток успешного решения задания может быть несколько и они растянуты во времени. Проверка правильности решения делается самим ребенком. К игре можно самостоятельно придумывать продолжение. В играх почти нет правил.
Алгоритм вовлечения ребенка в игру Полная добровольность. Игры ребенку не объясняются. Осваиваются игра совместно с взрослыми, далее ребенок занимается сам. Взрослый постоянно ставит пред ребенком все усложняющиеся задачи. При неудаче идет временный откат назад к более легкому заданию или игра приостанавливается. При достижении максимальных достижений в игре, она откладывается. При утрате интереса к игре, она временно откладывается. Выигрыш в игре поднимает ребенка на одну ступеньку в развитии, стимулирует дальнейшее познание.
Описание основных интеллектуальных игр Никитиных Сложи узор — от 1,5 лет, математическое мышление .
Сложи квадрат — с 9-10 мес., пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу.
Дроби — от 3 -5лет, математическое мышление.
Кубики для всех — с 3 лет, пространственное воображение, объемные фигуры
Уникуб — с 2-15 лет, пространственное воображение, внимание, четкость
Точечки — с 5 лет, математическое мышление, изучение двузначных чисел
Рамки и вкладыши — от 10 мес., сенсорное развитие.
Узоры для кубиков Никитиных («Сложи узор»)
Достижения и плюсы системы Никитиных С интез физического и интеллектуального развития, воспитания, социальной адаптации.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эстетического воспитания у детей с общей интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста через игру-драматизацию.
В детском саду для детей с нарушением интеллекта - эстетическое воспитание, несомненно, является важнейшей стороной развития и воспитания особого ребёнка. Оно способствует обог...
Влияние предметно-простанственной развивающей среды на развитие детей старшего дошкольного возраста
статья...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/04/picture-811814-1473016820.png)
Влияние развивающих игр на математическое развитие детей дошкольного возраста
Развивающим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В играх знания детей не только уточняются и расширяются, н...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-995439-1516980453.jpg)
Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Существует тонкий мостик между детством ишколой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способнаразвивать личность, используя естественные познавательные способностиребенка, физиологическ...
Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста
Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/29/picture-1382125-1643481378.jpg)
Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра - это огромное светлое окно,через которое в духовныймир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий. Игра - это...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/03/picture-1300406-1648997697.jpg)
Мастер-класс для родителей «Развивающие игры Б. П. Никитина с детьми младшего дошкольного возраста»
Подготовила: Дружинкина Лариса ВладимировнаЗанимаемая должность: воспитатель Мастер-класс для родителейна тему: «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина с детьми младшего дошкольного во...