"Путешествие в сказку" с использованием бинома Родари, карт Проппа, ТРИЗ
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Жаворонкова Светлана Сергеевна

Именно в подготовительной группе дети начинают постепенно переходить  к играм -фантазиям, основная часть которых разворачивается в воображаемом мире и осуществляется только в речевом плане. Такой опыт совместной деятельности, где игра-фантазирование ненавязчиво направлялась педагогом, был очень полезен детям и послужил стимулом для дальнейших экспериментов со словомами и образами. Неподдельный интерес обеспечил высокую речевую активность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazku.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с детьми   подготовительной группы

«Путешествие в сказку» с использованием ТРИЗ, карт Проппа, бинома Родари.

Цель: развитие творческих способностей дошкольников

Задачи:

  1. Развивать творческое мышление детей
  2. Развивать связную речь детей;
  3. Способствовать развитию выразительности движений, мимики, жестов.

Атрибуты и материалы:

-аудиозаписи «Песенка о сказке» Т. Т С. Никитины,  

-музыкальных отрывков музыки разного характера по 15-20 секунд «6 движений»,

-фонограмма «Менуэт»;

- клубок шерсти;

- лопатка, ручка, поварешка, линейка, скакалка, кружка,;

- набор карточек для игры  «Бином Родари»;

- набор карточек «Конструктор сказок. Карты Проппа»;

- игрушечный бинокль.

Предварительная работа: знакомство детей с картами Проппа, биномом Родари

Ход совместной деятельности.

Звучит песня «О сказке» (С. Никитин)

Педагог: Ребята, я предлагаю вам отправиться в сказку. Чтобы туда попасть нам потребуется волшебный предмет. Угадайте, какой?

Круглый, как  мячик;

Шерстяной, как  свитер,

Показывает дорогу, но не навигатор. ( Клубок)

Будем идти в колонну  друг за другом. Первому идти сложно, поэтому будем меняться, когда меняется музыка.  Тот, кто идет впереди, должен говорить всем, какая дорога и показывать, как двигаться. У первого в руке наш волшебный клубок. ( при смене музыки детям педагог показывает карточки- модели: ровная дорога, высокая трава, переходим речку по бревну, прыгаем по кочкам, горная дорога, болото и т.д.

Пантомима под музыку «Трудная дорога»

Педагог: вот мы и на границе Сказочной страны! Смотрите, на обочине  разные предметы. Они тоже хотят в сказку, но их не пускают, потому что они слишком обычные.

Дети берут по 1 предмету (лопатка, ручка, поварешка, линейка, скакалка, кружка).

Педагог: Попробуем им помочь.Придумаем им имена, по которым понятно будет, для чего они используются (Копалка, рисовалка, наливалка и т.д.), а теперь, чтобы сделать их необычными, придумаем им другое использование и новое имя.

Игра «Дразнилки»(Например, линейка теперь не  измерялка, а землекопалка и т.д.)

Теперь они смогут попасть в сказочную страну, да и нам пора поторапливаться! Смотрите (смотрит в бинокль), вдалеке уже виден дворец Короля и Королевы сказок! Что вы видите?

Игра- фантазирование: дети описывают воображаемый дворец и окрестности, передавая друг другу бинокль.

Педагог: Там, кажется, скоро начнется бал! Попробуем попасть на него! Для этого надо надеть парадную одежду, посмотреться в большое зеркало, а потом зайти так, чтобы все поверили, что вы принц или принцесса.

Игра- пантомима «Бал» под музыку: дети подходят к «зеркалу» по очереди, «наряжаются», поправляют воображаемые шляпы, шпаги, короны  и проходят в «зал».

Педагог: давайте присядем и рассмотрим гостей. Они очень необычные.

Игра «Бином Родари»: детям предлагается две группы карточек. Например, первая: яблоко, снег, конфета, песок, масло, молоко; вторая : мышка, кошка, собачка, цветок, ворона, машина.  Каждый ребенок берет по одной карточке из каждой группы, называет их и составляет словосочетание. Например, яблочная мышка, снежный цветок, конфетная собачка. Дети составляют небольшие рассказы о получившихся героях по схеме: кто это, где живет, что любит, что с ним могло произойти.

Ответы детей

Игра «Конструктор сказок»

Педагог: гости сказочного Короля очень любят одну игру и всегда играют в нее, когда устают танцевать. Это сказочные карты (прим. Карты Проппа). Надо взять одну карту из колоды  и вспомнить как можно больше примеров из известных  сказок. (предлагаются карты: жили-были, волшебное средство, волшебный помощник, запрет,  герой вступает в бой с врагом, погоня).

Дети называют примеры из известных сказок.

Педагог: Бал подходит к концу и нам пора собираться в обратный путь .Вот мы и побывали в Сказочной стране.

Что вам здесь понравилось?  (Ответы детей)

Игра «Волшебное заклинание»

Пора нам возвращаться  домой. Для этого мы воспользуемся волшебным заклинанием.

Надо встать в кружок, взяться за руки и сказать всем по очереди необычное слово на волшебном языке.

Ответы детей.

Вот мы и в нашей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Использование карт Проппа в развитие речи у дошкольников"

Краткая методичка по использованию карт Проппа в доуКарты Проппа...

ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...

проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

 Тип проекта:  Практико- ориентированный,По количеству участников: групповой   Характер контактов: среди детей старшей группы   По продолжительности: -  ...

"Конспект ООД по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет....

"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....

НОД по развитию речи "Космическое путешествие" для детей подготовительной группы с использованием карт Проппа

НОД по развитию речи "Космическое путешествие" для детей подготовительной группы с использованием карт Проппа. Занятие разработа с учетом предварительной работы....

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....