проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»
проект (старшая группа) на тему
Тип проекта: Практико- ориентированный,
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей старшей группы
По продолжительности: - - долгосрочный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rasskazyvanie_skazok_s_ispolzovaniem_kart_proppa.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Я представляю образовательный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»
Тип проекта: Практико- ориентированный,
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей старшей группы
По продолжительности: - - долгосрочный
Автор проекта: Кузьмина Юлия Вадимовна
Проблемма:
- Как повысить наглядно – образное мышление.
- Создание банка идей и предложений; подбор методической литературы по выбранной тематике проекта.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Актуальность:
Дети зачастую шагают впереди педагогов, опережая их в информационных знаниях. Задача современных педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью, выбрать методы и приемы, которые позволят воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.
Актуальность вопроса натолкнула на мысль создать проект
«Рассказывание сказок с использованием карт Проппа» по овладению детьми старшего дошкольного возраста умением пересказывать сказку последовательно, близко к тексту с опорой на символы карты Проппа, используя слова и выражения, характерные для героев данной сказки, логически мыслить, анализировать.
Владимир Яковлевич Пропп в своей книге "Морфологические сказки" проанализировал структуру народной сказки и выделил постоянные её функции. Последовательность функций может нарушаться, возможны перескоки, добавления, однако, это не противоречит основному ходу. Согласно системе Проппа, таких функций 31
Цель проекта – создать условия для овладения дошкольниками модельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенности и приводящими детей к пониманию существенных связей вещей, с помощью карт Проппа.
Задачи:
1. Организовать работу по подготовке детей к построению модельных образов.
2. обогащать словарь за счет слов – антонимов; прилагательных.
•закреплять знания об окружающем мире;
•активизировать мыслительную деятельность .
3. Продолжать учить детей пересказывать сказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы – модели.
4. Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию связной речи детей.
Объект исследования: речевое развитие дошкольников.
Предмет исследования: использование карт Проппа для развития речи дошкольников
Теоретическая значимость: Разработать методы и механизмы использования карт Проппа в работе с детьми.
Методы исследования
Эмпирические | Теоретические |
Изучение литературы. Педагогическое наблюдение. Обобщение опыта. Диагностика достижений в образовательной области «Речевое развитие» | Моделирование. Сравнение. Обобщение. Классификация. Драмматизация. Творчество. |
________________________________________--20
Практическая значимость:
1. Раскрывается один из показателей подготовки ребенка к школьному обучению.
2. Представлен систематизированный материал игр и упражнений по развитию связной речи детей, активизации словаря, развитию мышления.
3. Предлагаемая система дидактических игр и упражнений может быть использована в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Новизна: использование карт Проппа для овладения дошкольниками модельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенности и приводящими детей к пониманию существенных связей вещей.
Организационный этап
•Составление поэтапного плана работы.
•Анализ проблемы: как повысить наглядно – образное мышление.
•Создание банка идей и предложений; подбор литературы.
•Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
На практическом этапе
•Определяю задачи
•Планирую деятельность
.Разрабатываю конспекты занятий, игр.
Первым шагом знакомлю детей с жанром литературного произведения, выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки, ее композицию.
Вторым шагом проводятся «Подготовительные игры».
«Чудеса в решете» - «Волшебные слова» « Что в дороге пригодится»
«Узнай героя» «Что общего» « Четвертый лишний» «Решение сказочных задач»
«Бюро находок» - «Сказочный словарь»
Третьим шагом- ознакомление с функциями сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета
-найти «знакомые» карты
-найти ошибку в расположении карт
-определить отсутствие знакомой карты
-отделить лишнюю карту
На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.
Ожидаемый результат.
Установление психологического комфорта в коллективе.
Формирование у детей познавательного интереса.
Развитие связной монологической, диалогической речи.
Овладение умением моделировать сказки, опираясь на карты Проппа.
Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.
Развитие творческого воображения, мышления.
В результате диагностики было установлено, что дети научились
- определять жанр произведения;
- запоминать последовательность событий;
- выделять основное содержание сказки, рассказа;
- выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
- уверенно манипулировать картами;
- чувствовать красоту и образность родного языка.
Продуктом проекта будет
- создание альбомов “рисование по сказкам”, “волшебные сказочные предметы”
- фотовыставка «Сказочная птица»
- выставка-конкурс на лучший рисунок к произведению
- инсценировка сказок, с привлечением родителей.
- изготовление настольно-печатных игр.
- викторина " Из какого произведения отрывок".
Таким образом, задача современных педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему "Использование карт Проппа в развитие речи у дошкольников"
Краткая методичка по использованию карт Проппа в доуКарты Проппа...
ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...
"Конспект ООД по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет....
"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....
Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»
Краткосрочный проект для подготовительной группы по обучению детей рассказыванию сказок с опорой на схематические карты В.Я.Проппа....
Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа».
Основным принципом проекта является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребёнка. Это и воспитание звуковой культуры речи, расширение и обогащение словаря, формирован...
Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.
Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....