проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»
проект (старшая группа) на тему

   Тип проекта:  Практико- ориентированный,

По количеству участников: групповой

   Характер контактов: среди детей старшей группы

   По продолжительности: -  - долгосрочный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rasskazyvanie_skazok_s_ispolzovaniem_kart_proppa.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

  Я представляю образовательный проект  «Рассказывание сказок  с использованием карт Проппа»

   Тип проекта:  Практико- ориентированный,

По количеству участников: групповой

   Характер контактов: среди детей старшей группы

   По продолжительности: -  - долгосрочный

   Автор проекта: Кузьмина Юлия Вадимовна  

     

Проблемма:

  • Как повысить наглядно – образное мышление.
  • Создание банка идей и предложений; подбор методической литературы по выбранной тематике проекта.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Актуальность:

Дети зачастую шагают впереди педагогов, опережая их в информационных знаниях.  Задача современных педагогов состоит в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью, выбрать методы  и приемы, которые позволят воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.

Актуальность  вопроса натолкнула на мысль создать проект

«Рассказывание сказок с использованием карт Проппа» по овладению детьми старшего дошкольного возраста умением пересказывать сказку последовательно, близко к тексту с опорой на символы карты Проппа, используя слова и выражения, характерные для героев данной сказки, логически мыслить, анализировать.

 Владимир Яковлевич Пропп в своей книге "Морфологические сказки" проанализировал структуру народной сказки и выделил постоянные её функции. Последовательность функций может нарушаться, возможны перескоки, добавления,  однако, это не противоречит основному ходу. Согласно системе Проппа, таких функций 31

       Цель проекта – создать условия для овладения дошкольниками модельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенности и приводящими детей к пониманию существенных связей вещей, с помощью карт Проппа.

Задачи:

1. Организовать работу по подготовке детей к построению модельных образов.

2. обогащать словарь за счет слов – антонимов; прилагательных.

•закреплять знания об окружающем мире;

•активизировать мыслительную деятельность .

3. Продолжать учить детей пересказывать сказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы – модели.

4. Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию связной речи детей.

         Объект исследования:  речевое развитие дошкольников.

Предмет исследования: использование карт  Проппа для развития речи дошкольников

Теоретическая значимость: Разработать методы и  механизмы использования карт Проппа в работе с детьми.

Методы исследования

Эмпирические

Теоретические

Изучение литературы.

Педагогическое наблюдение.

Обобщение опыта.

Диагностика достижений в образовательной области «Речевое развитие»

Моделирование.

Сравнение.

Обобщение.

Классификация.

Драмматизация.

Творчество.

________________________________________--20

Практическая значимость:

1. Раскрывается один из показателей подготовки ребенка к школьному обучению.

2. Представлен систематизированный материал игр и упражнений по развитию связной речи детей, активизации словаря, развитию мышления.

3. Предлагаемая система дидактических игр и упражнений может быть использована в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Новизна:  использование карт Проппа для овладения дошкольниками модельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенности и приводящими детей к пониманию существенных связей вещей.

Организационный этап

•Составление поэтапного плана работы.

•Анализ проблемы: как повысить наглядно – образное мышление.

•Создание банка идей и предложений; подбор литературы.

•Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

 На практическом этапе

•Определяю задачи

•Планирую  деятельность

          .Разрабатываю конспекты  занятий, игр.

Первым шагом знакомлю  детей с жанром литературного произведения, выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки, ее композицию.

Вторым шагом проводятся «Подготовительные игры».

«Чудеса в решете» -  «Волшебные слова» « Что в дороге пригодится»

«Узнай героя» «Что общего» « Четвертый лишний» «Решение сказочных задач»

«Бюро находок» - «Сказочный словарь»

Третьим шагом- ознакомление с функциями сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа  По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты

-найти ошибку в расположении карт

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.

Ожидаемый результат.

 Установление психологического комфорта в коллективе. 
 Формирование у детей познавательного интереса. 
 Развитие связной монологической, диалогической речи. 

Овладение умением моделировать сказки, опираясь на карты Проппа. 
 Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности. 
 Развитие творческого воображения, мышления. 


 

В результате  диагностики было установлено, что дети научились

  • определять жанр произведения;
  • запоминать последовательность событий;
  • выделять основное содержание сказки, рассказа;
  • выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
  • уверенно манипулировать картами;
  • чувствовать красоту и образность родного языка.

Продуктом проекта будет

  • создание альбомов “рисование по сказкам”, “волшебные сказочные предметы” 
  • фотовыставка «Сказочная птица»
  • выставка-конкурс на лучший рисунок к произведению
  • инсценировка сказок, с  привлечением родителей.
  • изготовление  настольно-печатных игр.
  • викторина " Из какого произведения отрывок".

Таким образом, задача современных педагогов состоит в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы  и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Использование карт Проппа в развитие речи у дошкольников"

Краткая методичка по использованию карт Проппа в доуКарты Проппа...

ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...

"Конспект ООД по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет....

"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....

Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

Краткосрочный проект для подготовительной группы по обучению детей рассказыванию сказок с опорой на схематические карты  В.Я.Проппа....

Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа».

Основным принципом проекта является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребёнка. Это и воспитание звуковой культуры речи, расширение  и обогащение словаря, формирован...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....