Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Краткосрочный проект для подготовительной группы по обучению детей рассказыванию сказок с опорой на схематические карты  В.Я.Проппа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_na_temu_karty_proppa.ppt967.51 КБ
Файл proekt_propp.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Карты Проппа» Русский ученый Владимир Пропп обнаружил, что волшебные сказки строятся из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – кирпичи, с помощью которых строится здание сказки.

Слайд 2

«Карты Проппа» обучение сочинение творческому сказок рассказыванию

Слайд 3

«Карты Проппа» - игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки.

Слайд 4

В. Пропп утверждал: Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребенок,глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку .

Слайд 5

Сказка «Волк и семеро козлят» Сказка состоит из таких мотивов:

Слайд 6

№ 1 Жили-были Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят, и она их так любила, как может любить только мать.

Слайд 7

Можно использовать обычные рисунки – символы, которые может изобразить ребенок

Слайд 8

№ 2 Уход (отлучка) кого-либо из членов семьи Раз собралась она идти в лес, корму принести.

Слайд 10

№ 3 Запрет или предписание Вот созвала она всех семерых деток и говорит: -Милые детки, хочу я в лес пойти, а вы смотрите волка берегитесь.

Слайд 12

№ 4 Появление ложного героя Вдруг кто-то стучится в дверь и кричит: - Детки милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам гостинцев принесла.

Слайд 14

№ 5 Разоблачение главного героя -Не откроемся, - закричали они, - ты не матушка наша; у той голос добрый и тонкий, а твой голос толстый: ты волк.

Слайд 16

№ 6 Нарушение запрета … отворили ему дверь. А тот , кто вошел, был волк.

Слайд 18

№ 7 Действие врага Всех их нашел волк и не стал долго разбираться: разинул пасть и проглотил одного за другим.

Слайд 20

№ 8 Возвращение домой Приходит вскоре старая коза из лесу домой.

Слайд 22

№ 9 Наказание ложного героя Вот вспорола она чудовищу брюхо, но только сделала надрез, а тут и высунул козленочек свою голову. Стала вспарывать брюхо дальше,- тут и выскочили один за другим все четверо. Натащили тут семеро козлят много-много камней и засунули их волку в брюхо столько, сколько влезло. Подошел к колодцу, наклонился к воде, так там и утонул.

Слайд 24

№ 10 Счастливый конец - Волк утонул! – и стали на радостях плясать вместе со своей матушкой вокруг колодца.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета»)

Краткосрочный проект

«Рассказывание сказок  с использованием карт Проппа»

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной

категории Гредасова И.Н.

С.Поспелиха, 2019г.

Вид проекта:  информационно - образовательный

Участники: воспитатель, воспитанники подготовительной 2 группы, родители, законные представители воспитанников.

По продолжительности:  краткосрочный -2 недели.

Гипотеза: 

  1. Повышение  наглядно – образного мышления.
  2. Подбор методической литературы по выбранной тематике проекта.
  3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Актуальность:

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т. д. Высокие требования к развитию речи предъявляет усложняющаяся деятельность ребёнка. При определенных условиях воспитания ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл. Языковое поведение ребёнка в данном случае показывает, что за словом он видит реальный предмет. С помощью схем и мнемотаблиц педагог может научить дошкольника производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать кроссворды и т. д. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы. В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей. Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. В деятельности взрослых людей наглядные пространственные модели  выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь частей тех или иных объектов. В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки. Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важно для развития самого мышления. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа» по овладению детьми старшего дошкольного возраста умением пересказывать сказку последовательно, близко к тексту с опорой на символы (карты Проппа, используя слова и выражения, характерные для героев данной сказки, логически мыслить, анализировать).  Владимир Яковлевич Пропп в своей книге "Морфологические сказки" проанализировал структуру народной сказки и выделил постоянные её функции. Последовательность функций может нарушаться, возможны перескоки, добавления,  однако, это не противоречит основному ходу. Согласно системе Проппа, таких функций 31.

Цель проекта – создать условия для овладения дошкольниками модельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенности и приводящими детей к пониманию существенных связей вещей, с помощью карт Проппа.

Задачи:

1. Обогащать словарь за счет слов – антонимов; прилагательных, обозначающих материал, из которого шьют одежду; народных пословиц о труде;

2. Закреплять знания об окружающем мире;

3. Учить детей пересказывать сказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы - модели (карты Проппа).

3. Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, анализировать).

4. Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию связной речи детей.

5. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

6. Развивать воображение, память и мышление детей.

Предполагаемый результат:

Дети - научаться пересказывать сказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы модели (карточки Проппа).

 Педагог -
1. Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с проектом;

2.Разработка методического материала по проекту «Поспелиха село моё родное»;

3.Создание единого воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации проекта.

Родители -

Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.



Объект исследования:  речевое развитие дошкольников.

Предмет исследования: использование карт  Проппа для развития речи дошкольников.

Теоретическая значимость: Разработать методы и  механизмы использования карт Проппа в работе с детьми.

Образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный этап:

1. Выбор темы проекта и анализ проблемы: как повысить наглядно – образное мышление.

2. Определение целей и задач, составление плана работы.

3. Создание банка идей и предложений; подбор методической литературы по данной теме.

4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

План подготовки и реализации проекта

Деятельность педагогов

Пополнить развивающую среду карточками Проппа своими руками;

Изготовить картотеку по карточкам Проппа.

Деятельность детей

Чтение художественной литературы по теме «сказки», отгадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Художественно-продуктивная
деятельность: в рисование «Сказочный герой»;

лепка «Царевна – лягушка».

Складывание из кубиков «Собери героев сказок»;

Просмотр презентации «Сказка как вид народного творчества».

Деятельность родителей

Консультация по изготовлению карточек Проппа.

II. Основной этап:

18.11.

«Знакомство со сказками».

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Знакомство детей с видами сказок (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).

Раскрашивание раскрасок по сказкам.

«Подготовительные игры».

«Чудеса в решете» -  «Волшебные слова» « Что в дороге пригодится»

«Узнай героя» «Что общего» « Четвертый лишний» «Решение сказочных задач»

«Бюро находок» - «Сказочный словарь»

19.11.

Знакомство с композицией сказок: присказка, зачин (начало), завязка (главный герой или героиня обнаруживают, потею или неудачу), развитие сюжета (поиск потерянного или недостающего), кульминация (главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки), развязка (преодоление потери или недостачи), концовка.

Знакомство детей со значением карточек Проппа.

20.11.

Чтение художественно литературы: сказка «Кот, петух и лиса».

Д/И «Расскажем сказку вместе» (карточки Проппа)

Д/И «Обозначь символом» (фрагменты сказки)

Д/И «Чудеса в решете»; «Что в дороге пригодится»; «Кто на свете злее всех»; «Чьи это вещи».

21.11.

Чтение сказки «Гуси – лебеди». Разбор сказки с помощью карт Проппа.

Д/И «Узнай и назови»

22.11.

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Сочинение сказок по картам Проппа.

III. Заключительный этап:

- Сочинение сказок по картам Проппа;

- Изготовить картотеку карт Проппа.

Используемая литература:

  1. Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.
  2. Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996.
  3. Белобрыкина О.А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов) // Игра, обучение, развитие, развлечение. – Ярославль: Издательство «Академия развития», 1998г

Используемые интернет ресурсы: 

  1. http://www.maam.ru
  2. http://festival.1september.ru
  3. https://infourok.ru/doklad-psihologopedagogicheskie-aspekti-obucheniya-chteniyu-i-razvitiyu-rechi-po-kartochkam-proppa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...

проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

 Тип проекта:  Практико- ориентированный,По количеству участников: групповой   Характер контактов: среди детей старшей группы   По продолжительности: -  ...

Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа».

Основным принципом проекта является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребёнка. Это и воспитание звуковой культуры речи, расширение  и обогащение словаря, формирован...

"Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"...

"Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"

Презентация к мастер - классу "Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"...

Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа"

Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа" для педагогов детского сада...

Перспективный план по обучению детей старшей группы творческому рассказыванию с использованием карт Проппа

Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию с использованием карт Проппа расчитан на один год обучения и  содержит рекомендации по планированию те...