Перспективный план по обучению детей старшей группы творческому рассказыванию с использованием карт Проппа
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Перминова Наталья Валентиновна

Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию с использованием карт Проппа расчитан на один год обучения и  содержит рекомендации по планированию тем занятий по месяцам, а также темы для работы с родителями в данном направлении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Перспективный план по обучению детей старшей группы

                      творческому рассказыванию с использованием карт Проппа

                                                               Воспитатель: Перминова Наталья Валентиновна

Месяц

Тема

Цель

Работа с родителями

                                         СЕНТЯБРЬ

1. «Что за прелесть эти сказки!»

Познакомить детей с жанром литературного произведения – сказкой. Учить выявлять ее отличие от других жанров.

Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

Цель. Выявить какие предпочтения у детей к сказкам.

2. «Как сочиняют сказки»

Познакомить детей с композицией сказки. Учить вычленять структуру сказки: присказка, повествование, концовка.

3. Дидактическая игра «Чудеса в решете»

Знакомить детей с волшебными предметами в сказках. Учить называть какие чудеса и превращения в сказках происходят с их помощью.

4. «Чем заканчиваются сказки»

Познакомить детей с вариантами концовок сказок. Упражнять детей в придумывании концовок к своей сказке.

                                       ОКТЯБРЬ

1. «Любимые сказочные герои»

Познакомить со способами создания сказочного героя. Учить составлять рассказ о сказочном герое с опорой на схему. Закреплять знание героев русских народных сказок.

Акция «Подари книжку детскому саду»

Цель. Привлечь родителей к пополнению книжного уголка в группе новыми книгами.

2«Хороший и плохой герой»

Упражнять детей в придумывании своего героя и антигероя, их противоборстве в сказке. Учить составлять рассказ о нем.    

3.Дид. Игра «Заветные слова»

Учить детей вычленять из сказок значимые слова (волшебные слова, сказочные приговоры, слова, несущие основную смысловую нагрузку)

4. Создание книги «Наши любимые сказки» рисование иллюстраций к любимой сказке детей

Развивать образное восприятие. Закреплять знания детей о средствах выразительности, которые наиболее ярко могут выразить характер героев сказки.

                                                             НОЯБРЬ

1.Дидактическая игра «Что в дороге пригодится?»

Продолжать знакомить детей со сказочными предметами, которые помогают победить врага в сказке. Учить детей придумывать новые предметы – помощники. Развивать творческое мышление.

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Цель. Повышать педагогическую компетентность родителей.

2. Знакомство с картами Проппа (сюжетный вариант). Русская народная сказка «Заяц – хвастун»

Познакомить детей с картами Проппа, изготовленными в сюжетной манере. Познакомить с русс. нар. сказкой «Заяц – хвастун». Упражнять в выкладывании сюжета сказки, используя сюжетные карты Проппа.

3.Знакомство с картами Проппа (схематичный вариант). Изготовление с детьми схематичных карт Проппа.

Познакомить детей со схематичными картами Проппа.  

Развивать у детей воображение, умение абстрагироваться.

4. Знакомство с картами Проппа

Знакомить с семью типами действующих лиц волшебных сказок на основе карт Проппа: вредитель, даритель, чудесный помощник, герой, ложный герой, отправитель, похищенный герой.

                                            ДЕКАБРЬ

1«Что общего в этих сказках?»

Формировать у детей умение проводить сравнительный анализ   сказок с точки зрения сходства и различия между ними.

Папка – передвижка «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

2«Сказочная цепочка» к русской. народной сказке «Маша и медведь»

Продолжать учить детей выкладывать сюжет сказки используя карты Проппа. Закреплять и уточнять знание функций карт Проппа.

3.Дидактическая игра «Пропущенный кадр»

Закреплять знание знакомых сказок.

Учить детей находить, какая карта пропущена. Развивать внимание, связную речь.

4. «Любимые сказки и карты Проппа»

Закреплять знание детьми функций карт Проппа. Упражнять в поиске знакомых функций по картам Проппа в знакомых сказках.

                               ЯНВАРЬ

1. Пересказ русской. народной. сказки «Кот, лиса и петух»

Учить детей связно и выразительно пересказывать сюжет знакомой сказки, используя карты Проппа.

Памятка «Советы родителям: «Какие сказки читать ребенку»

2.Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Учить детей связно и выразительно пересказывать сюжет знакомой сказки, используя карты Проппа.

3.Дидактическая игра «Чепуха»

Учить детей осмысливать назначение той или иной функции в сказке. Учить придумывать не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции.

                                            ФЕВРАЛЬ

1.Создание книги «Наши любимые сказки»

Развивать образное восприятие. Закреплять знания детей о средствах выразительности, которые наиболее ярко могут выразить характер героев сказки.

Консультация «Как организовать книжный уголок  

дошкольника дома»

2. Дидактическая настольно –печатная игра «Подбери картинку»

Упражнять детей в умении соотносить графическое изображение карт Проппа с сюжетной картинкой. Закреплять и уточнять знание русских народных сказок и их героев.

3.Чтение русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка»

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

4. Пересказ русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка»

Учить детей связно и выразительно пересказывать сюжет ранее прочитанной сказки, с опорой на карты Проппа.

     МАРТ

1.Дидактическая игра «Угадай сказку»

Закреплять знание детьми русских народных сказок и их героев. Формировать умение по иллюстрации к сказке угадывать ее. Способствовать развитию умения пересказывать эпизод из сказки.

Привлечь родителей к пополнению театрального уголка в группе

Цель. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для различных видов театра.

2.Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

3.Пересказ русской народной сказки «Царевна –лягушка»

Учить детей связно и выразительно пересказывать сюжет ранее прочитанной сказки, с опорой на карты Проппа.

4. «Сказка на новый лад»

Учить детей объединять сюжеты знакомых сказок. Совершенствовать связную речь. Развивать воображение, словесное творчество.

                                                                          АПРЕЛЬ

1.Сочинение сказки на заданную тему «Снеговик – путешественник»

Учить детей коллективно придумывать сказку по порядку функций, следуя заданной теме сказки. Закреплять знание структуры сказки (начало, середина, конец).

Воспитывать интерес к сочинению сказок.

Конкурс «Книжка – малышка своими руками»

Цель. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

2. Сочинение сказки на заданную тему «Бабочка и муравей»

Продолжать учить детей коллективно придумывать сказку по порядку функций, следуя заданной теме сказки. Развивать связную речь.

Воспитывать интерес к сочинению сказок.

3. Дидактическая игра «По дорожкам сказок»

Закреплять и уточнять знание функций карт Проппа. Поощрять желание пересказать эпизод знакомой сказки. Развивать внимание, связную речь.

4.Сочиняем сказку вместе

Продолжать учить детей самостоятельно придумывать название сказки, ее героев, развивать сюжет с опорой на карты Проппа. Развивать связную речь, интерес к словесному творчеству.

МАЙ

1. «Сочинение сказки»

Учить детей самостоятельно отбирать необходимые карты Проппа для последовательного сюжета сказки. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать интерес к творческой речевой деятельности.

Оформление выставки рисунков «Наши любимые сказки»

Цель. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

2. Создание коллажа «Сказочный ералаш»

Упражнять детей в составлении коллажа из иллюстраций к русским народным сказкам. Способствовать развитию творческой речевой активности детей. Развивать воображение, творческое мышление.

3. «Сочиняем сказку»

Продолжать учить детей самостоятельно отбирать необходимые карты Проппа для последовательного сюжета сказки. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать интерес к творческой речевой деятельности.

4.Литературная викторина «Наши любимые сказки»

Закреплять знание детьми сюжетов русских народных сказок, их героев.

Активизировать в речи образные выражения, которые используются в сказках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ

Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ...

Методическая разработка по обучению детей старшей группы навыкам рассказывания

Методическая разработка по обучению детей старшей группы навыкам рассказывания...

Конспект занятия по обучению детей средней группы творческому рассказыванию. Тема : "Я-волшебник"

Програмное содержание :Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения. Материал к занятию :"Волшебное дерево&qu...

Круги Луллия, как средство обучения детей старшего возраста, творческому рассказыванию.

Раймонд Луллий создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все о...

Перспективный план работы «Обучение детей старшего дошкольного возраста способам обследования предметов» на 2020 - 2021 год.

Для формирования представлений ребенка об окружающем мире, предметах, явлениях и связях между ними необходимо обучить ребенка основным действиям и правилам обследования и восприятия, освоив которые, о...

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы творческому рассказыванию на тему: "Выступление мишки в цирке".

Творческое рассказывание - это очень интересный вид занятий по развитию речи. Его любят как дети, так и воспитатели. Иногда воображение детей развивает самые непредсказуемые сюжетные линии, в рассказ ...

НОД по развитию речи для детей старшей группы Творческое рассказывание «Путешествие в космос».

НОД по развитию речи для детей старшей группы Творческое рассказывание «Путешествие в космос»...