Перспективный план по обучению детей старшей группы творческому рассказыванию с использованием карт Проппа
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Перспективный план по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию с использованием карт Проппа расчитан на один год обучения и содержит рекомендации по планированию тем занятий по месяцам, а также темы для работы с родителями в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_obucheniyu_detey_starshey_gruppy_na_sayt.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по обучению детей старшей группы
творческому рассказыванию с использованием карт Проппа
Воспитатель: Перминова Наталья Валентиновна
Месяц | Тема | Цель | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ | 1. «Что за прелесть эти сказки!» | Познакомить детей с жанром литературного произведения – сказкой. Учить выявлять ее отличие от других жанров. | Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» Цель. Выявить какие предпочтения у детей к сказкам. |
2. «Как сочиняют сказки» | Познакомить детей с композицией сказки. Учить вычленять структуру сказки: присказка, повествование, концовка. | ||
3. Дидактическая игра «Чудеса в решете» | Знакомить детей с волшебными предметами в сказках. Учить называть какие чудеса и превращения в сказках происходят с их помощью. | ||
4. «Чем заканчиваются сказки» | Познакомить детей с вариантами концовок сказок. Упражнять детей в придумывании концовок к своей сказке. | ||
ОКТЯБРЬ | 1. «Любимые сказочные герои» | Познакомить со способами создания сказочного героя. Учить составлять рассказ о сказочном герое с опорой на схему. Закреплять знание героев русских народных сказок. | Акция «Подари книжку детскому саду» Цель. Привлечь родителей к пополнению книжного уголка в группе новыми книгами. |
2«Хороший и плохой герой» | Упражнять детей в придумывании своего героя и антигероя, их противоборстве в сказке. Учить составлять рассказ о нем. | ||
3.Дид. Игра «Заветные слова» | Учить детей вычленять из сказок значимые слова (волшебные слова, сказочные приговоры, слова, несущие основную смысловую нагрузку) | ||
4. Создание книги «Наши любимые сказки» рисование иллюстраций к любимой сказке детей | Развивать образное восприятие. Закреплять знания детей о средствах выразительности, которые наиболее ярко могут выразить характер героев сказки. | ||
НОЯБРЬ | 1.Дидактическая игра «Что в дороге пригодится?» | Продолжать знакомить детей со сказочными предметами, которые помогают победить врага в сказке. Учить детей придумывать новые предметы – помощники. Развивать творческое мышление. | Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» Цель. Повышать педагогическую компетентность родителей. |
2. Знакомство с картами Проппа (сюжетный вариант). Русская народная сказка «Заяц – хвастун» | Познакомить детей с картами Проппа, изготовленными в сюжетной манере. Познакомить с русс. нар. сказкой «Заяц – хвастун». Упражнять в выкладывании сюжета сказки, используя сюжетные карты Проппа. | ||
3.Знакомство с картами Проппа (схематичный вариант). Изготовление с детьми схематичных карт Проппа. | Познакомить детей со схематичными картами Проппа. Развивать у детей воображение, умение абстрагироваться. | ||
4. Знакомство с картами Проппа | Знакомить с семью типами действующих лиц волшебных сказок на основе карт Проппа: вредитель, даритель, чудесный помощник, герой, ложный герой, отправитель, похищенный герой. | ||
ДЕКАБРЬ | 1«Что общего в этих сказках?» | Формировать у детей умение проводить сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различия между ними. | Папка – передвижка «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста |
2«Сказочная цепочка» к русской. народной сказке «Маша и медведь» | Продолжать учить детей выкладывать сюжет сказки используя карты Проппа. Закреплять и уточнять знание функций карт Проппа. | ||
3.Дидактическая игра «Пропущенный кадр» | Закреплять знание знакомых сказок. Учить детей находить, какая карта пропущена. Развивать внимание, связную речь. | ||
4. «Любимые сказки и карты Проппа» | Закреплять знание детьми функций карт Проппа. Упражнять в поиске знакомых функций по картам Проппа в знакомых сказках. | ||
ЯНВАРЬ | 1. Пересказ русской. народной. сказки «Кот, лиса и петух» | Учить детей связно и выразительно пересказывать сюжет знакомой сказки, используя карты Проппа. | Памятка «Советы родителям: «Какие сказки читать ребенку» |
2.Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» | Учить детей связно и выразительно пересказывать сюжет знакомой сказки, используя карты Проппа. | ||
3.Дидактическая игра «Чепуха» | Учить детей осмысливать назначение той или иной функции в сказке. Учить придумывать не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. | ||
ФЕВРАЛЬ | 1.Создание книги «Наши любимые сказки» | Развивать образное восприятие. Закреплять знания детей о средствах выразительности, которые наиболее ярко могут выразить характер героев сказки. | Консультация «Как организовать книжный уголок дошкольника дома» |
2. Дидактическая настольно –печатная игра «Подбери картинку» | Упражнять детей в умении соотносить графическое изображение карт Проппа с сюжетной картинкой. Закреплять и уточнять знание русских народных сказок и их героев. | ||
3.Чтение русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка» | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | ||
4. Пересказ русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка» | Учить детей связно и выразительно пересказывать сюжет ранее прочитанной сказки, с опорой на карты Проппа. | ||
МАРТ | 1.Дидактическая игра «Угадай сказку» | Закреплять знание детьми русских народных сказок и их героев. Формировать умение по иллюстрации к сказке угадывать ее. Способствовать развитию умения пересказывать эпизод из сказки. | Привлечь родителей к пополнению театрального уголка в группе Цель. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для различных видов театра. |
2.Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка» | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | ||
3.Пересказ русской народной сказки «Царевна –лягушка» | Учить детей связно и выразительно пересказывать сюжет ранее прочитанной сказки, с опорой на карты Проппа. | ||
4. «Сказка на новый лад» | Учить детей объединять сюжеты знакомых сказок. Совершенствовать связную речь. Развивать воображение, словесное творчество. | ||
АПРЕЛЬ | 1.Сочинение сказки на заданную тему «Снеговик – путешественник» | Учить детей коллективно придумывать сказку по порядку функций, следуя заданной теме сказки. Закреплять знание структуры сказки (начало, середина, конец). Воспитывать интерес к сочинению сказок. | Конкурс «Книжка – малышка своими руками» Цель. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми. |
2. Сочинение сказки на заданную тему «Бабочка и муравей» | Продолжать учить детей коллективно придумывать сказку по порядку функций, следуя заданной теме сказки. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к сочинению сказок. | ||
3. Дидактическая игра «По дорожкам сказок» | Закреплять и уточнять знание функций карт Проппа. Поощрять желание пересказать эпизод знакомой сказки. Развивать внимание, связную речь. | ||
4.Сочиняем сказку вместе | Продолжать учить детей самостоятельно придумывать название сказки, ее героев, развивать сюжет с опорой на карты Проппа. Развивать связную речь, интерес к словесному творчеству. | ||
МАЙ | 1. «Сочинение сказки» | Учить детей самостоятельно отбирать необходимые карты Проппа для последовательного сюжета сказки. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать интерес к творческой речевой деятельности. | Оформление выставки рисунков «Наши любимые сказки» Цель. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми. |
2. Создание коллажа «Сказочный ералаш» | Упражнять детей в составлении коллажа из иллюстраций к русским народным сказкам. Способствовать развитию творческой речевой активности детей. Развивать воображение, творческое мышление. | ||
3. «Сочиняем сказку» | Продолжать учить детей самостоятельно отбирать необходимые карты Проппа для последовательного сюжета сказки. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать интерес к творческой речевой деятельности. | ||
4.Литературная викторина «Наши любимые сказки» | Закреплять знание детьми сюжетов русских народных сказок, их героев. Активизировать в речи образные выражения, которые используются в сказках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ
Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ...
Методическая разработка по обучению детей старшей группы навыкам рассказывания
Методическая разработка по обучению детей старшей группы навыкам рассказывания...
Конспект занятия по обучению детей средней группы творческому рассказыванию. Тема : "Я-волшебник"
Програмное содержание :Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения. Материал к занятию :"Волшебное дерево&qu...
Круги Луллия, как средство обучения детей старшего возраста, творческому рассказыванию.
Раймонд Луллий создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все о...
Перспективный план работы «Обучение детей старшего дошкольного возраста способам обследования предметов» на 2020 - 2021 год.
Для формирования представлений ребенка об окружающем мире, предметах, явлениях и связях между ними необходимо обучить ребенка основным действиям и правилам обследования и восприятия, освоив которые, о...
Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы творческому рассказыванию на тему: "Выступление мишки в цирке".
Творческое рассказывание - это очень интересный вид занятий по развитию речи. Его любят как дети, так и воспитатели. Иногда воображение детей развивает самые непредсказуемые сюжетные линии, в рассказ ...
НОД по развитию речи для детей старшей группы Творческое рассказывание «Путешествие в космос».
НОД по развитию речи для детей старшей группы Творческое рассказывание «Путешествие в космос»...