Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа».
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Основным принципом проекта является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребёнка. Это и воспитание звуковой культуры речи, расширение  и обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие творческого рассказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rasskazyvanie_skazok_pri_pomoshchi_kart_proppa.docx33.81 КБ
Файл karty_proppa.pptx987.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета»)

ПРОЕКТ

«Рассказывание сказок  с использованием карт Проппа».

Подготовила: Гредасова И.Н.

С.Поспелиха, 2019г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………..3
  2. Актуальность……………………………………………………...3
  3. Цель проекта………………………………………………………4
  4. Задачи……………………………………………………………...4
  5. Предполагаемый результат………………………………………5
  6. Этапы работы……………………………………………………...5
  7. Подготовительный этап………………………………………… .5
  8. Основной этап……………………………………………………..5
  9. Заключительный этап…………………………………………….7
  10. Результативность………………………………………………….7
  11. Литература…………………………………………………………8
  12. Интернет ресурсы…………………………………………………8

Пояснительная записка.

Образовательный проект разработан с учётом возрастных особенностей  среднего дошкольного возраста. Проект  включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, описывает систему целей, задач и условий, подходов и принципов реализации содержания образовательного процесса. Проект построен на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлен на его всестороннее развитие, формирование общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.  Основным принципом проекта является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребёнка. Это и воспитание звуковой культуры речи, расширение  и обогащение словаря, формирование грамматического строя речи. Среди всех видов связной  речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

В возрасте  6 лет у дошкольников, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А. В.         Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

Для обучения  детей творческому рассказыванию, сочинению сказок я решила  использовать  карты Проппа.  

Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций — 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Основных, главных функций Пропп выделил 28. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

Актуальность:

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т. д. С помощью схем и мнемотаблиц педагог может научить дошкольника производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать кроссворды и т. д. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы. В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей. Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления.

Тип проекта:  информационно – образовательный

Срок проекта:  краткосрочный -2 недели.

Участники: воспитатель, воспитанники подготовительной 2 группы, родители, законные представители воспитанников.

Цель проекта – создать условия для овладения дошкольниками модельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенности и приводящими детей к пониманию существенных связей вещей, с помощью карт Проппа.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.
  2.  Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.
  3. Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карту Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.
  4. Звуковая культура речи: развивать артикуляционный аппарат (работа над сильным продолжительным выдохом), закреплять умение регулировать силу голоса.

Развивающие:

1. Развивать воображение, память, внимание и мышление детей.

2. Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, анализировать).

3. Развивать творчество и фантазию детей.

Воспитательные: 

1.Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

2. Воспитывать любовь к сказкам.

3. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

Предполагаемый результат:

Дети - научаться пересказывать сказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы модели (карточки Проппа) и научатся составлять свои.

 Педагог -
1. Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с проектом;

2.Разработка методического материала по проекту «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа».

3.Создание единого воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации проекта.

Родители -

1.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.
Объект исследования:   развитие связной речи дошкольников.

Предмет исследования: использование карт  Проппа для развития связной речи дошкольников.

Место проведения: групповая комната.

Образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный этап:

1. Определение  темы, цели, задач проекта и анализ проблемы.

2. Прогнозирование результата, составление плана работы.

3. Подбор методической литературы по теме проекта.

4. Подбор и изготовление  пособий для практического обогащения проекта.

II. Основной этап:

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей  

Взаимодействие с семьей  

Образовательная деятельность  

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Социально-коммуникативное развитие

1.Беседа на тему «Знакомство со сказками» (волшебные, про животных, бытовые).

1.Дидактические игры («Угадай сказку», «Найди пару герою», «Собери сказку», «Чудеса в решете»,  «Волшебные слова», «Узнай героя», «Что общего», « Четвертый лишний», «Решение сказочных задач»,

«Бюро находок», «Сказочный словарь»

«Загадочные картинки».

1. «Наведём порядок в книжном уголке» (волшебные сказки, о животных, бытовые).

Познавательное развитие

1.Знакомство детей со значением карточек Проппа.

2. Знакомство с композицией сказок: присказка, зачин (начало), завязка (главный герой или героиня обнаруживают, потею или неудачу), развитие сюжета (поиск потерянного или недостающего), кульминация (главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки), развязка (преодоление потери или недостачи), концовка.

3. Просмотр презентации «Сказка, как вид народного творчества».

1.Рассматривание иллюстраций в книгах.

2.Просмотр мультфильмов р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

3.Конструирование «Сказочное государство».

4. Складывание из кубиков «Собери сказку».

1. Консультация по изготовлению карточек Проппа.

Речевое развитие

Чтение художественно литературы: сказка «Кот, петух и лиса».

Чтение сказки «Гуси – лебеди». Разбор сказки с помощью карт Проппа.

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Пальчиковые игры:

Викторина " Из какого произведения отрывок".

1.Отгадывание загадок о сказках.

2. Сочинение сказок по картам Проппа.

Д/И «Расскажем сказку вместе» (карточки Проппа)

1.Проговаривание скороговорок о сказочных героях.

Художественно – эстетическое развитие

1. Д/И «Обозначь символом» (фрагменты сказки)

2.Рисование «Моя любимая сказка»,  рисование «Сказочный герой».

3. Создание альбома «Рисуем  сказку», «Волшебные сказочные предметы».

1.Раскрашивание раскрасок по сказкам.

2.Лепка «Лягушка путешественница».

3. «Танграмм» - соберём  героя сказки.

1.«Почитай мне сказку, мама!»

III. Заключительный этап:

- Сочинение сказок по картам Проппа;

- Изготовить картотеку карт Проппа.

Результативность:

Воспитанники умеют определять жанр произведения, знают структуру сказки и характерные особенности, определяют  последовательность событий; выделять основное содержание сказки. Воспитанники познакомились и запомнили значение и изображение карт Проппа.

Могут легко выстраивать схему содержания сказки, связно, последовательно и выразительно пересказывают, опираясь на карты Проппа, уверенно манипулируют ими. У детей активизировались мыслительные процессы, такие как воображение, память, внимание, умение сравнивать и обобщать, анализировать.

Развивается фантазия и творческое рассказывание. Воспитанники умеют слушать воспитателя и сверстников, способны переживать судьбу сказочных героев, как свою.

Задача современных педагогов состоит в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы  и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.

Используемая литература:

  1. Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.
  2. Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996.
  3. Белобрыкина О.А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов) // Игра, обучение, развитие, развлечение. – Ярославль.: Издательство «Академия развития», 1998г

Используемые интернет ресурсы: 

  1. http://www.maam.ru
  2. http://festival.1september.ru
  3. https://infourok.ru/doklad-psihologopedagogicheskie-aspekti-obucheniya-chteniyu-i-razvitiyu-rechi-po-kartochkam-proppa


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета») ПРОЕКТ «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа». Составитель: Гредасова Ирина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ «Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета») С.Поспелиха, 2019г

Слайд 2

Актуальность: В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше приходится прибегать к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т. д. С помощью схем и мнемотаблиц педагог может научить дошкольника производить звуковой анализ слова, составить и пересказывать рассказы и сказки, читать, писать, отгадывать кроссворды и т. д. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению.

Слайд 3

Тип проекта: информационно – образовательный Срок проекта: краткосрочный. Участники: воспитатель, воспитанники подготовительной 2 группы, родители, законные представители воспитанников. Цель проекта – создать условия для овладения дошкольниками модельно-образными формами мышления, достигающими высокого уровня обобщенности и приводящими детей к пониманию существенных связей вещей, с помощью карт Проппа.

Слайд 4

Задачи: Обучающие: Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях. Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа. Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карту Проппа, используя слова и речевые обороты из текста. Звуковая культура речи: развивать артикуляционный аппарат (работа над сильным продолжительным выдохом), закреплять умение регулировать силу голоса. Развивающие: 1 . Развивать воображение, память, внимание и мышление детей. 2. Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, анализировать). 3. Развивать творчество и фантазию детей. Воспитательные: 1.Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников. 2. Воспитывать любовь к сказкам. 3. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

Слайд 5

Предполагаемый результат: Дети - научаться пересказывать сказки последовательно, близко к тексту с опорой на схемы модели (карточки Проппа) и научатся составлять свои. Педагог – 1. Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с проектом; 2.Разработка методического материала по проекту «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа». 3.Создание единого воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации проекта. Родители - 1.Проявят позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

Слайд 6

Этапы работы над проектом: I . Подготовительный этап: 1. Определение темы, цели, задач проекта и анализ проблемы. 2. Прогнозирование результата, составление плана работы. 3. Подбор методической литературы по теме проекта. 4. Подбор и изготовление пособий для практического обогащения проекта (карты Проппа). II . Основной этап:

Слайд 7

Дать первое представление, о структуре сказки (присказка, зачин (начало), завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, концовка). Знакомство с картами Проппа и их значением . Проведение игр-занятий, дидактических игр по теме. Рассматривание иллюстраций. Работа с родителями. Чтение сказок, стихов, загадок, поговорок по теме проекта.

Слайд 8

III . Заключительный этап: - Самоставление собственных остоятельный пересказ сказок с опорой на карты и с - Изготовить картотеку карт Проппа.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Использование карт Проппа в развитие речи у дошкольников"

Краткая методичка по использованию карт Проппа в доуКарты Проппа...

ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...

проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

 Тип проекта:  Практико- ориентированный,По количеству участников: групповой   Характер контактов: среди детей старшей группы   По продолжительности: -  ...

"Конспект ООД по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием карт Проппа для детей 5-6 лет....

"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....

Краткосрочный проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»

Краткосрочный проект для подготовительной группы по обучению детей рассказыванию сказок с опорой на схематические карты  В.Я.Проппа....

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....