Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка.
статья (старшая группа) на тему

Губко Екатерина Олеговна

Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка.

   Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

  В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых устройств.

   Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.

С целью обогащения словарного запаса детей при восприятии музыки  необходимо использовать  музыкально-дидактические игры, которые служат дополнительным стимулом к учебно-познавательной деятельности, помогают «разговорить»  ребенка, осознавать пережитые чувства.

    Пение  способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение, ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых – а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

   Произносительная сторона речи обладает определенной окраской (просодикой): как и в музыке в речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают большую помощь в развитии речи. Музыкально-дидактические игры: «Карусель», «Звенящие колокольчики», «Музыкальный домик»,  «Лесенка - чудесенка» и т.д.

 

 Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию д Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку» (Л.Кулаковский). Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л.Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога,- значит, он реагирует на слово, думает. Запоминает, действует. «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т.Боровик).

    Среди музыкально-ритмических  движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Выполняя их, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных заданий в танцах и играх.

На музыкальных занятиях мы используем  следующие упражнения:

  • на освоение основных движений,
  • на развитие ориентировки в пространстве,
  • общеразвивающие упражнения,
  • упражнения для развития мелкой моторики,
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус,
  • воспитывающие музыкально-ритическое чувство,
  • активизирующие внимание,
  • упражнения в танцевальных движениях.

     Логопеды и диффектологи в речевом развитии придают большое значение упражнениям по развитию мелкой моторики и кисти рук. На музыкальных занятиях  также большая работа ведется по развитию мелкой моторики.

Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.

    Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические.

    Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии  с развивающимся сюжетом. Более раскрепощенные, раскованные дети легче включаются в игры, быстрее соглашаются на роль ведущего. Для детей с проблемами в речевом развитии такие игры представляют определенную трудность, в тоже время именно они могут оказать большое воспитательное и коррекционное воздействие. При этом, чем больше внимания уделяется личностному развитию каждого ребенка и совершенствованию его эмоционально-волевой сфере, тем легче сюжетные игры входят в жизнь детей. Игры: «Колобок»  подготовительная группа, «Лиса и зайцы» старшая группа, «Прогулка с куклами» средняя группа, «Кока и котята» младшая группа.

     Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность, голосовые возможности детей (потешка произносится  то со средним, то с высоким звучанием),координацию движений  со словом.

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

   Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не случайно, особенно в последние годы музыкальное воспитание включено в систему, комплекса методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка

Устная речь - это не просто последовательность слов и предложений -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений. Среди мн...

«Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка»

Сообщение на тему: "Влияние музыкалього воспитания на развитие речи ребенка", прочитанное на методическом объединении заведующих и старших воспитателей в апреле 2010года....

Представление педагогического опыта по теме "Влияние сенсорного воспитания на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Представление педагогического опыта по теме "Влияние сенсорного воспитания на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Музыка и малыши" (о влиянии музыкального воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста)

Данный материал содержит информацию о положительном воздействии музыки на развитие младших дошкольников, на формирование личности ребенка и охрану его здоровья....

"Влияние музыкального воспитания на развитие ребенка"

Консультация для родителей "Влияние музыкального развития на общее развитие ребенка"...

«Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка»

Цель музыкального воспитания заключается в том, чтобы вызвать интерес к музыке, развить эмоциональные и музыкальные способности ребенка.       Музыкальное воспитание и об...

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

                                        «Родители воспитывают, а дети воспитываются той...