Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка.
статья (старшая группа) на тему

Губко Екатерина Олеговна

Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка.

   Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

  В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых устройств.

   Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.

С целью обогащения словарного запаса детей при восприятии музыки  необходимо использовать  музыкально-дидактические игры, которые служат дополнительным стимулом к учебно-познавательной деятельности, помогают «разговорить»  ребенка, осознавать пережитые чувства.

    Пение  способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение, ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых – а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

   Произносительная сторона речи обладает определенной окраской (просодикой): как и в музыке в речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают большую помощь в развитии речи. Музыкально-дидактические игры: «Карусель», «Звенящие колокольчики», «Музыкальный домик»,  «Лесенка - чудесенка» и т.д.

 

 Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию д Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку» (Л.Кулаковский). Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л.Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога,- значит, он реагирует на слово, думает. Запоминает, действует. «От слова – к музыке, от движения – к мышлению» (Т.Боровик).

    Среди музыкально-ритмических  движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Выполняя их, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных заданий в танцах и играх.

На музыкальных занятиях мы используем  следующие упражнения:

  • на освоение основных движений,
  • на развитие ориентировки в пространстве,
  • общеразвивающие упражнения,
  • упражнения для развития мелкой моторики,
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус,
  • воспитывающие музыкально-ритическое чувство,
  • активизирующие внимание,
  • упражнения в танцевальных движениях.

     Логопеды и диффектологи в речевом развитии придают большое значение упражнениям по развитию мелкой моторики и кисти рук. На музыкальных занятиях  также большая работа ведется по развитию мелкой моторики.

Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.

    Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические.

    Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии  с развивающимся сюжетом. Более раскрепощенные, раскованные дети легче включаются в игры, быстрее соглашаются на роль ведущего. Для детей с проблемами в речевом развитии такие игры представляют определенную трудность, в тоже время именно они могут оказать большое воспитательное и коррекционное воздействие. При этом, чем больше внимания уделяется личностному развитию каждого ребенка и совершенствованию его эмоционально-волевой сфере, тем легче сюжетные игры входят в жизнь детей. Игры: «Колобок»  подготовительная группа, «Лиса и зайцы» старшая группа, «Прогулка с куклами» средняя группа, «Кока и котята» младшая группа.

     Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность, голосовые возможности детей (потешка произносится  то со средним, то с высоким звучанием),координацию движений  со словом.

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

   Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не случайно, особенно в последние годы музыкальное воспитание включено в систему, комплекса методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка

Устная речь - это не просто последовательность слов и предложений -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений. Среди мн...

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка

пальчиковая гимнастика с применением русско-народных потешек и стишков...

«Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка»

Сообщение на тему: "Влияние музыкалього воспитания на развитие речи ребенка", прочитанное на методическом объединении заведующих и старших воспитателей в апреле 2010года....

Консультация для родителей "Музыка и малыши" (о влиянии музыкального воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста)

Данный материал содержит информацию о положительном воздействии музыки на развитие младших дошкольников, на формирование личности ребенка и охрану его здоровья....

"Влияние музыкального воспитания на развитие ребенка"

Консультация для родителей "Влияние музыкального развития на общее развитие ребенка"...

«Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка»

Цель музыкального воспитания заключается в том, чтобы вызвать интерес к музыке, развить эмоциональные и музыкальные способности ребенка.       Музыкальное воспитание и об...