Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Устная речь - это не просто последовательность слов и предложений -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений. Среди многих важных задач в дошкольном возрасте, обучение  родному языку, развитие устной  речи, – одна из главных.  

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво научить ребенка: слышать,  чувствовать, понимать, выражать словами свои мысли и чувства?

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnaya_rech.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Устная речь - это не просто последовательность слов и предложений -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенных предложений. Среди многих важных задач в дошкольном возрасте, обучение  родному языку, развитие устной  речи, – одна из главных. Эта задача состоит из воспитания звуковой культуры речи, обогащение словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование диалогической и связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовки обучению грамоте. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Наша цель: помочь ему полнее усвоить нормы литературного языка.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво научить ребенка: слышать,  чувствовать, понимать, выражать словами свои мысли и чувства?

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.

        В работе с детьми используем разные виды театра. Что помогает расширить кругозор детей.

Сначала мы с ребятами выбираем текст. Это литературное произведение или сказка.  Это могут быть знакомые произведения, взятые из библиотеке, принесенные из дома, предложенные детьми или воспитателям. Читая их, у детей прививается интерес и любовь к чтению, приобретаются навыки: умение слушать, расширяется словарный запас.

Затем анализируем текст, события, которые в нем описаны. Устанавливаем последовательность. Это формирует у детей интерес к прочитанному, веру в реальность происходящего, приняв на себя определенную роль. Мы учим детей  пересказывать, передавать мысли автора, представлять то, о чем идет речь. Расширяем словарный запас детей, сделаем речь ярче, образнее.

После этого идет распределение ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам. Дети учатся договариваться друг с другом, планировать и координировать свои действия. Развивается монологическая речь. Действуя в роли,  приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

        Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. Работа над ролью заканчивается подведением детей к необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором ему предстоит действовать (Какой твой котенок - веселый или грустный, как он выглядит и т.п.?).

         Большую роль в постановке спектаклей оказывает музыкальный руководитель. Она развивает двигательные способности детей, пластическую выразительность.  Помогает детям с помощи дыхательной и речевой гимнастика сформировать правильное, четкое произношение.  Побуждает детей отзываться на игры-действия со звуками.  

       Дети с удовольствием участвуют в спектаклях, показывают их друг другу, младшим дошкольникам, родителям, детям из других детских садов.

После показа театров атрибуты не убираются. Они остаются в группе

и использовании в свободной театрально-игровой деятельности. Большое внимание уделяется на развитие детского творчества. У ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять.

В результате чего дети  учатся:

 самостоятельно придумать сюжет и обыграть его;

придумать новую сказку,  с теми же персонажами;

 придумывать сюжеты с персонажами из разных сказок;

играть контрастные роли – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка;

сюжет знакомой сказки переносится в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»;

изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности;

заглянуть в прошлое или будущее сказочных  героев.

       После просмотра составляется  альбом детских рассказов, дается ему интересное название, где ребенок рисует к рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития  творческого рассказывания.

     Необходимо, чтобы и родители проявили интерес к этой деятельности  детей. Педагог разъясняет родителям о значении развитии речи ребенка. После чего, родители обсуждают дома со своим ребенком предстоящий спектакль, совершенствуют движения, отрабатывают интонацию, совместно с детьми они изготавливают кукольные театры, подготавливают костюм. Родители вместе с детьми принимают участие в некоторых постановках. В театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, которое сохранится на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни и подросткового периода.

       Таким образом, влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С первых занятий, устная речь, становится важным условием овладения языком- его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также умением пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы по развитию устной речи необходимые для подготовки к школе.                                                                            

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»

Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способст...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка....

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»

Нарушение речевого развития детей рассматривается, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Процесс развития речи ребе...

Консультация для родителей "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"

Театрализованная деятельность способствует развитию речи ( монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно с...

«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА» (консультация для родителей)

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками ...

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»

Нарушение речевого развития детей рассматривается, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Процесс развития реч...