Формирование у старших дошкольников представлений о видах искусства
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Пугачева Светлана Васильевна
Как правило, задачи, которые ставят педагоги в процессе непрерывной образовательной деятельности в области «Художественно-эстетического развития», ориентированы на получение определенного продукта детского творчества (выученный танец, песня, детский рисунок, поделка и др.) А вот формирование представлений об изобразительных средствах различных видов искусств, их языке, истории искусства, к сожалению, отходит на второй план. В качестве восполнения данного пробела, нами была запланирована работа по данной задаче, которая получила свою реализацию в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у старших дошкольников представлений о видах искусства

Актуальность: Содержание образовательной  Программы дошкольного образования  должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать в соответствии с ФГОС ДО, пять образовательных областей. Среди них область «Художественно-эстетического развития», которая предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительно), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства…

Как правило, задачи, которые ставят педагоги в процессе непрерывной образовательной деятельности в области «Художественно-эстетического развития»,  ориентированы на получение определенного продукта детского творчества (выученный танец, песня, детский  рисунок, поделка и др.)  А вот формирование представлений об изобразительных средствах различных видов искусств, их языке,  истории искусства, к сожалению, отходит на второй план.

В качестве восполнения данного пробела, нами была запланирована работа по данной задаче, которая получила свою реализацию в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?».  В процессе подготовки к этой игре мы знакомили детей подготовительного к школе возраста с историей искусства России на примере архитектуры, скульптуры города Санкт-Петербурга. Рассказывая о музеях города, мы большее внимание уделили Русскому музею, где хранится одна из самых больших коллекций картин русских художников. Говоря о музыке и литературе, мы расширили знания детей о творчестве композитора П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича и баснописца И.А. Крылова, которые творили в этом великом городе.

Чтобы пробудить в детях больший интерес к игре, мы решили, что вопросы будут задаваться от лица разных педагогов детского сада. На экране дети видели их фотографии. Сами вопросы были сформулированы так, чтобы одновременно можно было закрепить известный материал и получить новую информацию. После ответа детей ведущий игры давал комментарии, обогащающие представления о том или ином произведении искусства.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

по теме «Музей под открытым небом»

 для детей подготовительного к школе возраста

Цель игры:  формирование эстетического отношения к окружающему миру и элементарных представлений о видах искусства.

Задачи: 

Образовательные: Закрепить знания детей, полученные в ходе подготовки к игре о некоторых памятниках архитектуры и скульптуры Санкт-Петербурга, истории его основания, некоторых событиях музыкальной и литературной жизни города и  музеях;

продолжать учить формулировать правильный ответ;

Развивающие: Обогатить словарь детей существительными: «архитектор», «скульптор-скульптура», «живопись», «баснописец», «симфония»;

 развивать память, логическое мышление;

обогатить полученные знания  дополнительной информацией, неиспользованной в процессе подготовки к игре.

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости и любви к культурному наследию России, чувство команды, «коллективизма», умения слушать друг друга, уважать мнение товарища, соблюдать правила игры.

Области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная.

Форма организация: групповая

Оборудование: игровой стол, карточки с номерами вопросов, мультимедийное оборудование, музыкальный центр.

Предварительная работа:

Презентации-беседы: «Виды искусства», «Знакомство с историей возникновения города», «Произведения архитектуры и скульптуры Санкт-Петербурга», «Музеи Санкт-Петербурга», «История создания Симфонии №7 «Ленинградская», Слушание пьес П. Чайковского из альбома «Времена года», раскрашивание иллюстраций к альбому «Времена года», чтение басен И.А. Крылова

Разучивание песни Е. Крылатова и М. Пляцковского «Всюду музыка живет»; разучивание танца «Финский танец».

ХОД ИГРЫ:

СЛАЙД 1

Ведущий игры: Сегодня среда, 28 марта. В Саратове 10 часов 15 минут, и мы начинаем игру «Что? Где? Когда?»

Музыкальная заставка «Что наша жизнь игра»

Музыкальная заставка «фанфары» и на их фоне

Ведущий игры: против команды педагогов детского сада №163 сегодня играет самая талантливая команда воспитанников. Это подготовительная группа №1. Встречайте! Капитан команды ____________

ФИО детей______________________

Тема нашей игры «Музей под открытым небом» СЛАЙД 2

Ребята, какой город часто называют «Музеем под открытым небом»? Почему?  (Ответы детей)

СЛАЙД «Музей под открытым небом» - город, где, куда ни посмотри - знаменитые памятники скульптуры и архитектуры, великолепные фонтаны, театры и музеи.  СЛАЙД Улицы, площади, проспекты и одетые в гранит берега рек и каналов соединены СЛАЙД многочисленными мостами. Санкт-Петербург раскинулся на 42-х островах втом месте, где река Нева впадает в Балтийское море. Ребята,  вспомните, кто основал город Санкт-Петербург? СЛАЙД 5

Император Петр I 27 мая 1703 года повелел заложить Петропавловскую крепость. Так 315 лет тому назад началась история города Санкт-Петербурга.В переводе это название означает «Город святого Петра»

 СЛАЙД – Заставка игры. И так, счет игры 0:0. Игра будет продолжаться до последнего вопроса.

ВОПРОС 1

В Санкт-Петербурге и его окрестностях много дворцовых сооружений. СЛАЙД  Среди них самые значительные связаны с именем Франческо Бартоломео Растрелли. Лучшие из его загородных сооружений – Петергофский и Большой Царскосельский дворцы. Назовите еще один дворец, который создан по проекту Растрелли.

Ответ: По проекту Растрелли создан Зимний дворец  СЛАЙД

Напомню вам, что сейчас Зимний дворец принадлежит музею Эрмитаж.  Слово происходит от французского слова (фр. Ermitage) и означает место уединения. Это один из крупнейших и самых знаменитых художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Он берёт своё начало с коллекции произведений искусств императрицы Екатерины II.

Счет игры___________. Игра продолжается.

ВОПРОС 2

Завершая ансамбль этой площади (слайд) зданием Главного штаба и министерств, архитектор Карл Иванович Росси создает полукруглую площадь. Как называется эта площадь и почему?

Ответ: Эта площадь называется Дворцовая, потому что на этой площади находится Зимний дворец.

ВОПРОС 3

В Санкт-Петербурге много церковных сооружений, каждое из которых является образцом архитектуры и по-своему уникально. Назовите самый старый собор Петербурга и скажите, в какой исторической части Петербурга он находится.

Ответ: Петропавловский собор, он находится в Петропавловской крепости на Заячьем острове. СЛАЙД

СЛАЙД  2шт.  Комментарии: До 2012 года здание Петропавловского собора оставалось самым высоким  (122 метра) строением в городе, однако в последние годы в Санкт-Петербурге появились 145,5-метровый небоскреб Лидер Тауэр на площади Конституции и жилой комплекс  «Князь Александр Невский» (124 метра).

ВОПРОС 4

Прежде чем прозвучит вопрос, напомню вам…. Летний сад является одной из самых известных и старых достопримечательностей Санкт-Петербурга. Сад  практически ровесник города на Неве и был заложен Петром I в 1704 году. В саду тихие аллеи, искусные фонтаны и скульптуры известных мастеров. Летний сад еще во времена Петра I стали украшать декоративными скульптурами, привезенными из Венеции и Рима. Скульптуры заказывались сериями, в которые они объединялись по смыслу. Например, скульптурные портреты исторических деятелей, серия скульптур, олицетворяющая различные науки и искусства.

Внимание! Вопрос:

В Летнем саду есть четыре скульптуры итальянского скульптора Джованни Бонацца, изображающие  различное время суток. Посмотрите на ряд скульптур: «Полдень», «Закат», «Ночь»…  Назовите, какой скульптуры не достает.

Ответ: Не достает скульптуры  «Авроры» - утренняя заря

Комментарии: «Аврора» - в переводе с латинского языка означает «рассвет», «Утренняя заря».

Имя «Аврора» носит и  корабль № 1 Советского ВМФ, памятник Октябрьской революции, крейсер Балтийского флота, команда которого активно участвовала в Октябрьской революции. Крейсер «Аврора» также находится в Санкт-Петербурге.

ВОПРОС  5

СЛАЙД Сейчас мы видим композицию из четырех конных статуй архитектора Петра Карловича Клодта «Укрощение коня», которые украшают Аничков мост. Но это не единственное творение скульптора.

Внимание! Вопрос!

Скульптор  Клодт является автором памятника великому баснописцу. Назовите этого баснописца и вспомните названия некоторых его басен.

СЛАЙД Ответ: Иван Андреевич Крылов. Басни: «Стрекоза и Муравей», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки»…

СЛАЙД  Комментарии: Этот памятник установлен в центре Летнего сада. Автор скульптуры изобразил баснописца,  сидящем на пьедестале, украшенном изображениями героев басен великого литератора.

ВОПРОС 6

Вопрос: Внимание! Сектор черный ящик!

ВЫНОСЯТ ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

В черном ящике копия самой маленькой скульптуры, которая украшает Санкт-Петербург. Прослушайте музыкальный фрагмент и догадайтесь, что в черном ящике (звучит фрагмент песенки «Чижик-пыжик»).

Ответ:  в черном ящике копия скульптуры «Чижика-пыжика». СЛАЙД

Комментарии: напомню вам, что это самая маленькая скульптура Санкт- Петербурга, находится на набережной реки Фонтанки, у самой воды. Ее высота всего 11 см.

СЛАЙДЫ – 4 штуки. Гранитные набережные Санкт-Петербурга  также украшают  многочисленные львы, грифоны, сфинксы, привезенные из Манчжурии, Египта и созданные в России.

ВОПРОС 7

В Санкт-Петербурге много, так называемых, «царских» скульптур. Назовите самую известную царскую скульптуру, которую считают визитной карточкой города.

Ответ: Это Памятник Петру I («Медный всадник»)  скульптора  Фальконе СЛАЙД

ВОПРОС 8 (от Светланы Евгеньевны)

СЛАЙД В Петербурге издавался журнал «Нувелист». Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал сюрприз: ноты музыкальных пьес, сочиненных Петром Ильичом Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года: январь, февраль, март и т.д. Все они потом были объединены в один альбом. Как называется этот альбом?

Ответ: Этот альбом называется  «Времена года» СЛАЙД

ВОПРОС 9

СЛАЙД В Санкт-Петербурге много музеев. Среди них самые популярные: Русский музей, Эрмитаж, Зоологический музей, Кунсткамера.

Скажите, в каком музее хранится одна из самых больших в мире коллекций русской живописи.

Ответ: Русский музей СЛАЙД

Комментарии: Побывав в Русском музее, можно увидеть картины Шишкина, Сурикова, Брюллова, Айвазовского и многих других русских художников  и иконописцев, а также познакомиться с произведениями скульптуры.

ВОПРОС 10

Во время Великой Отечественной войны, СЛАЙД находясь в блокадном Ленинграде СЛАЙД, композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович СЛАЙД, написал большое музыкальное произведение, которое посвятил родному городу. Как называется это музыкальное произведение?

Ответ: Симфония №7 «Ленинградская»

СЛАЙД (филармония современная)

СЛАЙД (филармония в годы войны)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАУЗЫ

  1. Финский танец
  2. Песня Е. Крылатова и М. Пляцковского  «Всюду музыка живет»;

Заключительная часть

Ведущий игры: Ребята, мы с вами  узнали только маленькую часть того, что можно узнать об этом великом городе.  Вам бы хотелось побывать в нем? Предлагаю вам еще раз посмотреть на этот удивительный город.

Видеоролик «Прогулка по Санкт-Петербургу»

Объявляются результаты игры.

Награждение команды.

Ведущий игры: Нам было очень приятно с Вами поиграть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников представления об опасных ситуациях и способах поведения в них

В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности....

Конспект НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений

Ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности....

Формирование у старших дошкольников представлений о значении питания для здоровья посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов»

Формирование основ культуры питания представляется возможным посредством реализации программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (автор программы Ю.В. Аристова, филолог, писатель), направленной на разви...

Конспект образовательной деятельности по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений Секреты Лесовичка

Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей: познание, коммуникация.Вид деятельности: познавательно – исследовательскаяВозраст: 5-6 летЦель: сформировать представлен...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых.

Главная цель ранней профориентации детей -  это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...

Формирование у дошкольников представлений о видах искусства

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью....