Семинар - практикум "Волшебный песок"
учебно-методический материал на тему

Мошкова Марина Леонидовна

ПЕСОК - удивительный природный материал, который как магнит притягивает к себе детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Волшебный песок»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада для всестороннего интеллектуального и творческого развития детей.
Задачи: 
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей.
Оборудование:
-Песочный стол, различные ёмкости с различным песком.
-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал.
-Игрушки
-Песочные часы, мольберт, загадки.
-Индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования.

Ход семинара-практикума:

  1. Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на семинаре-практикуме, тема которого «Волшебный песок».

Для начала я предлагаю немного поиграть, настроиться на работу, поднимите, пожалуйста, руку те, кто в детстве любил играть в песочнице! Задержите руку наверху, для вас ваша ладонь сейчас будет листом бумаги, который надо разгладить. Разгладили?  Слушайте внимательно рассказ и попытайтесь его изобразить на листе бумаги (на ладони) с помощью пальцев другой руки.

Упражнение «Рисунок на ладони»
-  Взошло солнце, оно было круглое, как блин, казалось, что оно улыбается, а его лучи были длинные, что даже касались земли. Но, внезапно оно исчезло, и на его месте появилась пушистая туча, но она была грустная, ее слезинки в виде дождя падали на землю. Но тут налетел сильный ветер, и унес тучу, и остались от нее только лужи на земле. Как же хочется походить по этим лужам! Походите. Вы наверно в детстве любили смотреть отражение в лужах? Посмотрите и сейчас, видите свое отражение? Какое у него настроение? Нарисуйте.

  1. Теоретическая часть

Игры с песком! Это очень приятное и творческое занятие. Песок - это замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно - игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности: во-первых, усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, во-вторых, развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта", в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции. Наконец, у детей совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка. Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что малыш неоднократно создает свой мир из песка, разрушает его, создает новый   и снова,  и снова…, благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.        

Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка.

          Песок-это уникальный природный материал, который притягивает, как магнит к себе детей. Ведь только стоит вывести их на прогулку, привести на участок, как они бегут к песочнице, занимая самые удобные, так сказать «сидячие места», разбирая лопатки, совочки, формочки, чтобы досталось больше, чем другим.

          Вспомните себя в детстве, где вы проводили больше времени во время прогулки? Конечно в песочнице. Использовали все, что попадалось под руки: стеклышки, фантики, камушки, веточки, палочки от мороженого, колпачки от разных бутыльков и бутылочек. Закапывали секретики, строили замки для принцесс, с окнами, дорожками, балконами. Стряпали куличики, начиняли их различным содержимым, продавали их за камушки. Мы сами организовывали игру, придумывали сюжет игры, фантазировали, у нас развивалось воображение, мышление, накапливался социальный опыт, мы учились общаться, договариваться, находить компромисс.

Ведь песок, а именно игры с песком таят в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

          Возиться в песке – это не каприз, а потребность ребёнка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие.

С помощью включения в образовательный процесс и самостоятельную деятельность детей игр с песком мы способствуем развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, речевых способностей. Также общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.

           Игровая деятельность с песком формирует желание действовать с различным игровым материалом, развивает игровые умения, побуждает детей к самостоятельной игре, вызывает эмоционально положительный отклик на игровое действие,  дети учатся разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

         Используя песочницу для развития эмоционально-волевой сферы, игра позитивно влияет на эмоциональное проявление самочувствия детей: снижается уровень нервно – психического напряжения, возникают положительные эмоции.

        Создавая игровую среду в песочнице, мы создаем благоприятные условия для сенсомоторного развития. Дети знакомятся с предметами и объектами ближайшего окружения, учатся использовать все виды восприятия зрительное, тактильное, слуховое, звуковое. Развиваются  умения сравнивать                                                                                               предметы, устанавливать их сходства и различия. Совершенствуется координация рук и глаз, развивается мелкая моторика рук в действии с предметами.

            Посредством игр и игровых упражнений с песком формируются  у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве. Дети учатся  навыкам счета, вычислениям, измерениям.

          Работа по развитию речи тоже осуществляется через специально организованную среду, с использованием песочницы. Она способствует развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания, обогащается и активизируется словарь детей. Используя фигурки настольного театра, дети привлекаются к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству. Используя  игры – инсценировки в создании песочной картины, формируются диалогическая и монологическая речь.

          Все  перечисленное  способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.

Игры с песком разнообразны:

-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.

-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.

-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.

  1. Практическая часть

Сейчас я предлагаю Вам перейти к практической части. Перед вами расположены центры с песком и необходимый раздаточный, игровой материал. Попробуйте сами разработать игры или упражнения с песком, а потом представите их нашим коллегам озвучив цель и задачи.

В помощь вам предоставлены буклеты, которые вы взяли перед началом семинара.

            Заключение

Подводя итог нашей с вами работы, хочется отметить, и мы думаем, что вы с нами согласитесь, что игры с песком позволяют детям не только экспериментировать, но и способствуют развитию мелкой моторики, всестороннему развитию, снятию негативных эмоциональных состояний, при этом, не требуя больших затрат денег, средств и сил. Эти игры требуют подручные материалы и вашу фантазию. Придумывайте, обучайте и играйте!

Рефлексия.

Уважаемые коллеги сейчас предлагаем оценить нашу с вами совместную работу. Для этого вам необходимо наполнить наш сосуд цветным песком. Цвет песка будет означать вашу оценку семинара.

Красный песок – мне понравилось, я буду применять полученные знания в своей деятельности;

Зеленый песок – мне понравилось, буду создавать свои песочные игры;

Желтый песок – мне понравилось, в своей работе уже использую песочные игры;

Коричневый песок – мне не понравилось, применять в работе не буду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новости "Семинар - практикум "Космический песок"

Расширять представления о свойствах кинетического песка....

Доклад на районном семинаре логопедов. Тема: «Волшебный песок» Учитель-логопед МБДОУ д/с «Теремок» Зерноградского района Т.В.Чепель

Доклад на районном семинаре логопедов. Тема"Волшебный песок" Учитель - логопед МБДОУ д\с "Теремок" Зерноградского района Т,В, Чепель...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Семинар - практикум " Волшебный песок, как средство развития творческих способностей у детей"

Лежал песок,Скучал песокСто тысяч лет, наверно.Он был ужасно одинок,И это было скверно.Не в радость были песни гроз,Не в радость - дождь из тучек.Скучал в жару, скучал в мороз -Весь мир песку был скуч...

семинар -практикум для педагогов "Удивительный песок"

Структура песка состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энерги...

Кинетический песок в работе с детьми с ОВЗ. Семинар

Обучение педагогов способам применения здоровьесберегающей технологии в гармонизации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ позволит повысить информационную компетенцию педагогов в вопрос...