Проект "На чем люди ездят"
проект (средняя группа) на тему

Лариса Павловна Волкова

Информационно-практико-ориентированный проект для детей разновозрастной группы (от 3 до 5 лет) с нарушениями интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29»

Информационно-практико-ориентированный проект

для детей разновозрастной группы № 2 (от 3 до 5 лет) с нарушениями интеллекта

«На чём люди ездят?»

Челябинск 2017

Срок реализации:    9 января – 10 марта 2017 года

Тип: групповой проект средней продолжительности

Актуальность: Транспорт играет важную роль в нашей жизни, так как представляет собой все виды путей сообщения, перемещает людей и грузы различного назначения из одного места в другое. Дети любят кататься на транспорте, но не знают названия многих машин, не знают, как себя вести в транспорте, какие правила поведения на дороге надо соблюдать. Зачастую виновниками ДТП являются дети. Поэтому с самого раннего возраста необходимо знакомить детей с транспортом, формировать первичные представления безопасности на дороге. Проблемой познания окружающей действительности детьми с нарушениями интеллекта, в том числе и представлений о транспорте, его назначении, элементарных основах безопасного поведения на улице, является значительное отставание и отклонение на всех этапах развития. Поэтому у детей данной категории необходимо в процессе специально организованной деятельности формировать представления о предметном мире, созданном руками человека, в том числе и транспорте, о его функциональном назначении; прививать основы безопасного и адекватного поведения в социуме – в транспорте, на улицах города. Такая деятельность должна быть организована как педагогами в ДОУ, так и родителями в семье при информационной поддержке специалистов учреждения.

Цель:  Познакомить детей с обобщающим понятием «Транспорт», его функциональном назначении. Воспитывать элементарные основы культурного поведения в транспорте и безопасного поведения на дороге.

Задачи:

  1. Обогащать и расширять представления детей о транспорте, его основных видах и назначении. Учить различать основные части транспорта (кабина, кузов, колёса, руль).
  2. Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения детей за транспортом и его изображением на иллюстрациях в книгах, на предметных и сюжетных картинках.
  3. Стимулировать развитие у детей познавательной активности и психических процессов - внимания, восприятия, мышления, памяти, речи через НОД, совместную, художественно-творческую деятельность, дидактические и подвижные игры.
  4. Формировать коммуникативные навыки, желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; вызывать у детей эмоционально-положительное настроение в процессе реализации проекта.
  5. Развивать продуктивную деятельность через выполнение рисования, аппликации, графических упражнений, совместных творческих заданий с родителями.
  6. Стимулировать развитие речи детей, обогащать и активизировать словарь.
  7. Активно взаимодействовать с семьей, повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах организации деятельности, способствующей развитию ребенка дома.
  8. Обогащать пространственную предметно-развивающую среду.

Участники проекта: дети группы № 2, учитель-дефектолог – Волкова Л.П., воспитатели – Нурманова Н.А., Сметанина О.В., педагог-психолог – Долгушина И.А., музыкальный руководитель – Рязанова Ю.С., инструктор физкультуры – Аккуратнова И.Л., родители.

Планируемые результаты для детей:

  1. Обогащение представлений о транспорте, элементарных основах культурного поведения в транспорте и безопасного поведения на улице.
  2. Формирование эмоционально-положительного отношения к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
  3. Обогащение пассивного словаря детей, возрастание предпосылок к развитию речи.
  4. Пополнение пространственной предметно-развивающей среды.

Планируемые результаты для родителей:

  1. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
  2. Повышение знаний о коррекционной работе в группе через сотрудничество с педагогами, совместную деятельность с детьми в реализации проекта; укрепление связей между детским садом и семьей.

Планируемые результаты для учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора физкультуры:

  1. Обогащение и расширение представлений детей о транспорте, его назначении, основных частях, основах элементарной безопасности на дороге.
  2. Создание условий для проявления эмоционально-положительного отношения детей к познавательной, предметно-игровой, художественно-эстетической деятельности детей, повышения их двигательной активности.
  3. Улучшение взаимодействия детей друг с другом.
  4. Укрепление взаимодействия с семьей и повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Вывод:

  1. Реализация проекта «На чём люди ездят?» была основана на взаимодействии педагогов, специалистов и родителей внутри образовательного учреждения. Данный проект позволил обогатить и расширить представления детей о транспорте, его назначении, основных частях, основах элементарной безопасности на дороге. Были изготовлены дидактические пособия для обогащения пространственной предметно-развивающей среды в рамках данной темы. В ходе работы над проектом создалась благоприятная атмосфера сотрудничества с семьями воспитанников. Дети и родители получили взаимное удовольствие от совместной деятельности. Реализация проекта способствовала укреплению взаимодействия детского сада с семьей, повышению родительской компетентности для организации взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

План проекта «На чём люди ездят?»

Этап

Дата

Вид деятельности

Цель

Подготовительный

9 – 11 января

Разработка проекта, определение его актуальности, цели и задач. Сообщение родителям о начале работы над проектом.

Создание условий для реализации проекта.

Подбор познавательной, научной и методической литературы.

Анализ литературы для организации и реализации проекта.

Основной

12 января – 03 марта    

12.01.

Презентация

«На чём люди ездят?»

 (Учитель-дефектолог)

Обогащать и расширять представления детей о многообразии транспорта, его основных видах, назначении и основных частях. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес.

13.01.

Совместная деятельность родителей с детьми. Изготовление книжек-малышек «Какие бывают машины» (Воспитатели)

Привлечь родителей к сотрудничеству в реализации проектной деятельности через совместную деятельность с ребенком и выполнение практического задания.

17.01.

Подвижная игра

«Воробушки и автомобиль»

(Инструктор физкультуры)

Использовать игрушки-транспорт в подвижных играх. Совершенствовать ходьбу в разных направлениях по ограниченной поверхности. Развивать внимание, умение реагировать на сигнал.

16 – 20.01.

Изготовление пособий для Центра Познания (сенсорный уголок)

«Составь машину»,

«Составь разрезную картинку»

(Учитель-дефектолог)

Пополнить пространственную предметно-развивающую среду (сенсорный уголок) пособиями для развития у детей целостного восприятия предметного изображения:

  1. «Составь машину» (пособие из фетра для коврографа Воскобовича)
  2. «Составь разрезную картинку» (разрезные картинки из 2 – 4 частей с изображением транспорта)

20.01.

Пение. Слушание музыки «Самолёт» , «Машина» (Музыкальный руководитель)

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на пение; вырабатывать устойчивое слуховое внимание. Упражнять в умении подпевать педагогу.

18.01.

Ситуативный разговор с детьми «Улица города», д/и «Светофор» с опорой на иллюстрацию

(Воспитатель)

Формировать представления детей о правилах поведения на улицах города. Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление; обогащать словарь. Воспитывать элементарные формы безопасного поведения на улице.

19.01.

Дидактическое упражнение «Перевези груз на машине»

(Воспитатели)

Продолжать учить детей выполнять целенаправленные действия с игрушками (грузовиком).

25.01.

Музыкально-ритмические движения «Автобус»

(Музыкальный руководитель)

Побуждать детей выполнять движения в соответствии с текстом песни. Учить самостоятельно менять движения, эмоционально откликаться на характер музыки. Развивать коодинацию движений и крупную моторику рук.

23 – 27.01.

Создание картотеки предметных картинок «Транспорт»

(Воспитатели)

Продолжать обогащать пространственную предметно-развивающую среду для расширения представления детей о транспорте, его многообразии.

25.01.

Дидактические игры «Составь разрезную картинку. Транспорт», «Составь машину»

(Учитель-дефектолог)

Продолжать расширять представления детей о транспорте через составление разрезных картинок из 2-4 частей с изображением транспорта. Развивать внимание, целостное восприятие изображения.

27.01.

НОД ОО «Речевое развитие» «Рассматривание и описание игрушки (машина)»

(Учитель-дефектолог)

Продолжать учить детей узнавать и показывать основные части машины (кабина, кузов, колеса, руль). Обогащать словарь детей по лексической теме «Транспорт». Стимулировать развитие активной речи детей.

01.02.

Работа с родителями

Рекомендации в родительский уголок по воспитанию безопасного поведения детей на улице

(Воспитатели)

Повышать компетентность родителей в вопросах воспитания элементарных форм безопосного поведения детей на улице.

03.02.

Сюжетная игра

«Шофёр»

(Воспитатели)

Формировать представления о профессии шофера. Учить детей последовательно выполнять цепочку игровых действий; с помощью педагога брать на себя роль шофёра и выполнять её до конца игры.

06.02.

Графические упражнения «Обведи по точкам машину», «Нарисуй дорожку для машин»

(Учитель-дефектолог)

Формировать графические навыки у детей, развивать мелкую моторику через выполнение практических упражнений. Закреплять представления о транспорте и способе его передвижения (машина едет по дороге).

07.02.

Дидактическая игра «Весёлый трамвайчик»

 (Педагог-психолог)

Повышать активность ребёнка в процессе общения с взрослым и детьми. Способствовать развитию ориентировки во внешнем мире. Знакомить с транспортом и правилами поведения на дороге.

06 – 10.02.

Создание игровых схем

«Части машины»,

«Схема постройки грузовика из кубиков»

(Воспитатели)

Обогащать пространственную предметно-развивающую среду с помощью игровых схем, для формирования умений у детей выполнять последовательно постройку грузовика из кубиков в соответствии со схемой.

13.02.

Дидактическая игра «Улица»

(Учитель-дефектолог)

Продолжать формировать представления детей об улице, её проезжей части, светофоре, основных частях машины. Упражнять в закручивании и раскручивании крышек – «колес машины»; развивать мелкую моторику.

15.02.

Чтение детям стихов А.Барто «Грузовик», «Кораблик», «Самолёт»

(Воспитатели)

Продолжать знакомить детей с произведениями художественной литературы о транспорте; рассматривать иллюстрации, узнавать и показывать (называть) транспорт на них.

17.02.

Совместная деятельность родителей с детьми «Раскрась картинку» Раскрашивание контурных картинок с изображением транспорта (Воспитатели)

Закреплять представления детей  о транспорте. Учить аккуратно раскрашивать контурные картинки, подбирая нужный цвет. Развивать графические навыки, мелкую моторику. Укреплять взаимодействие с семьей.

20.02.

Подвижная игра

«Прогулка на поезде»

(Инструктор физкультуры)

Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, согласовывать действия с другими детьми. Побуждать детей к самостоятельным действиям.

21.02.

НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) «Колёса для машины»

(Воспитатели)

Продолжать учить детей выполнять изображения круглой формы – дорисовывать колёса для машины. Закрепить знание формы – круглый. Развивать мелкую моторику.

22.02.

Дидактическая игра

«Автомобиль»

(Педагог-психолог)

Развивать ориентировку в пространстве – знакомить с понятиями «вперед», «назад». Способствовать формированию эмоционального контакта со сверстниками.

22.02.

Музыкальная игра-драматизация

«Паровоз»

(Музыкальный руководитель)

Продолжать расширять и углублять музыкальные впечатления детей. Познакомить с «паровозом», выполненным из мягких модулей. Побуждать детей активно участвовать в драматизации.

24.02.

Сюжетная игра «Автобус. Дочка едет в детский сад»

(Воспитатели)

Продолжать учить детей последовательно выполнять сюжетно-игровые действия, связанные с поездкой на автобусе; совместно с педагогом брать на себя роль шофера, мамы.

27.02.

НОД ОО «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим) «Транспорт»

(Учитель-дефектолог)

Продолжать формировать представления детей о транспорте, его видах, назначении, основных частях (кабина, кузов, колёса, руль).

27.02.

Работа с родителями

Рекомендации «Знакомим детей с транспортом»

(Учитель-дефектолог)

Повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с предметами и объектами окружающего мира (транспортом, улицей, воспитанием элементов безопасного поведения ребёнка на улице).

28.02.

НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) «Автобус»

(Воспитатели)

Учить детей соотносить аппликацию с реальными игрушками; наклеивать готовые заготовки, правильно располагая их на бумаге.

28.02.

Подвижная игра «Самолёты»

(Инструктор физкультуры)

Формировать у детей умение играть рядом со сверстниками; развивать ориентировку в пространстве; внимание, ловкость, быстроту.

27.02. – 03.03.

Создание картотеки стихов, загадок, физминуток и пальчиковой гимнастики на тему «Транспорт»

(Учитель-дефектолог)

Пополнить пространственную предметно-развивающую среду картотекой для использования художественного слова в организации НОД и совместной деятельности с детьми.

12.01. – 03.03.

Взаимодействие с семьей

Создание фотоальбома

«Мы играем»

(Воспитатели)

Создавать условия для сотрудничества педагогов ДОУ с семьей через выполнение творческих заданий.

Итоговый этап

6 – 10 марта

6-9.03.

Создание лэпбука

«На чем люди ездят?»

(Воспитатели)

Закреплять представления детей о транспорте, его основных видах и частях. Воспитывать элементарные основы безопасного поведения на дороге.

09.03.

Выставка совместного творчества родителей и детей, педагогов и детей (рисунки, аппликации, книжки-малышки)

(Воспитатели)

Привлечь родителей к сотрудничеству в реализации проектной деятельности через совместную деятельность с ребёнком и выполнение практических заданий.

06 – 10.03.

Создание итоговой презентации

«Работа над проектом «На чём люди ездят?»

(Учитель-дефектолог)

Обобщить результаты проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта.

06 – 10.03.

Создание папки с материалами по реализации проекта


Список литературы:

  1. Баряева, Л.Б., Зарин, А. Обучение игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л.Б. Баряева, А. Зарин. – СПб.: РГПУ А.И.Герцена. – 2001. – 416 с.
  2. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. – М.: Издательство Экзамен, 2004. – 160 с.
  3. Калинченко, А.В., Микляева, Ю.В., Сидоренко, В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
  4. Морозова, И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий / И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.
  5. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет / Т.Ф. Саулина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  6. Стребелева, Е.А. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  7. Стребелева, Е.А., Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманитар.изд.центрВладос, 2008. – 256 с.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по художественно-эстетическому развитию "На чем люди ездят"

Учить изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции. Закреплять умение распологать рисунок посередине листа. Доводить свой замысел до конца....

Конспект ОД по социально - коммуникативному развитию на тему: "На чём люди ездят"

Как много удивительного разнообразного транспорта. Вот промчался быстрый автомобиль, вот медленно проехал автобус, вот резво и весело проехали мальчишки на велосипедах!.. И все на транспорте, который ...

Конспект ОД по социально - коммуникативному развитию на тему: "На чём люди ездят"

Как много удивительного разнообразного транспорта. Вот промчался быстрый автомобиль, вот медленно проехал автобус, вот резво и весело проехали мальчишки на велосипедах!.. И все на транспорте, который ...

На чем люди ездят

Закрепить знания об обобщающем понятии «транспорт», познакомитьс классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный....

«Знакомство с дорожными знаками. На чем люди ездят».

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «На чем люди ездят»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе«На чем люди ездят»...

НОД "На чем люди ездят", ОО "Художественно-эстетическое развитие"

Цель: учить изображать различные виды  транспорта, их форму, строение, пропорции; закрепитьумение располагать рисунок по середине листа, рисовать контур простым карандашом, заштриховывать цв...