Кружок по работе с робототехникой «Пчёлки Bee-Bot» для детей с 5 до 7 лет
рабочая программа по информатике на тему

Иваницкая Лилия Николаевна

Разработка рабочей программы дополнительного образования в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Условия развития современного общества невозможно себе представить без информационных ресурсов. Информатизация образования появилась как следствие информатизации общества. Система дошкольного образования на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), профессионального стандарта педагога (ПСП), а так же требованиями современного высокотехнологического общества. Для современного педагога дошкольного образования освоение ИКТ открывает не только безграничные возможности для эффективной творческой работы, но и становится  жизненной необходимостью. Воспитание и образование детей сегодня также невозможно представить без использования технических и компьютерных средств. Использование технологичных устройств в качестве дидактического средства  делает образовательный процесс в ДОУ более успешным и эффективным, в соответствии с требованиями  СанПина.

Актуальность программы заключается в следующем:

  • востребованность развития широкого кругозора у дошкольников начиная с раннего возраста;
  • деятельность, направленная на формирования навыков начального программирования;
  • программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ научно-технического творчества детей в условиях модернизации образования.
  • деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у дошкольников способность ориентироваться в окружающем мире и формировать предпосылки учебной деятельности.
  • программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности (возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного, существенного в образовательной работе), доступности, результативности.

Новизна Программы:

научно-техническая  направленность  обучения,  которая базируется на новых информационных технологиях, способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

Цели и задачи:

Использование технической новинки, в частности робототехнического устройства Beebot «Умная пчела» особо значимо, так как:

  • осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
  • формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивает первоначальные навыки программирования;
  • поддерживает инициативу детей;
  • позволяет педагогу построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • развивает интеллектуальные  способности;
  • учит детей структурированной  деятельности;
  • формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • способствует умению работать в коллективе;
  • развивает воображение;
  • предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
  • Приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Планируемые результаты освоения Программы:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования мини-роботом BEE-BOT, познавательно - исследовательской деятельности;
  • ребенок способен выбирать участников команды, малой группы (в пары);
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к робото-программированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской деятельности, программировании;
  • ребенок знаком с основными компонентами управления мини-роботом  BEE-BOT; понятиями, применяемыми в робототехнике; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с мини-роботом;
  • ребенок способен к волевым усилиям при решении программных задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях с взрослыми и сверстниками;
  • ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;

Содержательный раздел:

Основные формы и методы при работе с мини-роботом Bee-bot:

  • программирование, творческие исследования, соревнования между группами;
  • словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
  • наглядный (показ, видеопросмотр);
  • практический (составление программы);
  • репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
  • частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
  • исследовательский метод;
  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

Планирование образовательной деятельности по образовательной робототехнике.

 

Знакомство с устройством мини-робот BEE-BOT, организация рабочего места, техника безопасности.

Правила поведения при работе с мини-роботом BEE-BOT. Алгоритм создания программы.

Логические игры на ковриках.

Запись программ.

Создание логических ковриков и масок для геров – роботов.

Составление программы по образцу, установление закономерностей.

Интерактивная программа «Умная пчела».

Срок проведения: 2 года

( 15.09.2017 – 15.05.2018;  15.09.2018 – 15.05.2019 гг)

Периодичность занятий: 1 раз/неделю

Форма  организации: подгрупповая.

Длительность занятий: 30-40 минут.

Место проведения кружка: групповое помещение

Материально – техническое обеспечение реализации Программы:

Комплект программируемых мини-роботов BEE-BOT (6 шт),  

развивающие коврики BEE-BOT .

ведется систематическая работа по созданию предметно-развивающей среды.

Информационно-методическое обеспечение реализации Программы:

Ноутбук,  мультимедиапроектор,  принтер,  выход в интернет

Организация предметно-развивающей среды является непременным компонентом элементом для осуществления педагогического процесса, носящего развивающий характер.

 Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), мобильную среду и обеспечивают реализацию вариативной части основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности ребенка, с учетом его потенциальных возможностей, интересов и социальной ситуации развития.

В настоящее время в ФГОС ДО заявлено, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку интересов, способности ребёнка, на его самореализацию. Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого.

 Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития. Насыщение окружающей ребенка среды детского сада постоянно претерпевает изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов ребенка младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность как одного ребенка, так и детей группы. Поэтому  предметно - развивающая имеет характер интерактивности.

Игрушки и материалы также имеют признаки интерактивности: они предполагают как совместно-последовательные, так и совместно-распределенные действия ребенка и его партнера, организацию деятельности ребенка по подражанию, образцу, с одной стороны. С другой стороны – по памяти и по аналогии, с внесением творческих изменений и дополнений.

Предметно-пространственная среда обеспечивает:

  1. Возможность реализации сразу нескольких видов интересов детей.
  2. Многофункциональность использования элементов среды и возможность её преобразования в целом.
  3. Доступность, разнообразие автодидактических пособий (с возможностью самоконтроля действий ребёнка).
  4. Наличие интерактивных пособий, сделанных детьми, педагогами и родителями.
  5. Использование интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать её интерактивной.

Развивающая среда выстраивается на следующих принципах:

- насыщенность среды, предусматривает оснащенность средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем;

  • трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональность предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • вариативность среды предполагает, наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
  • доступность среды предполагает, доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
  • безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;

- учета полоролевой специфики - обеспечение предметно-развивающей среды  как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;

- учета национально-культурных особенностей городе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Модифицированная программа «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»Предлагаемый опыт кружковой деятельности  фольклорного кружка могут быть внедрены в работу учр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок по начальным основам робототехники «Юные робототехники»

В данном материале содержится рабочая программа по кружку по начальным основам робототехники...

Проектная работа Тема: «Робототехника и Дети»

Проектная работаТема: «Робототехника и Дети»...

дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ

Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...

Работа кружка "Робототехника". Карточка №1 Мышь почувствовала сыр.

ООД в рамках кружка по робототехнике в подготовительной к школе группе, которая состоит из трех частей: Презентации для занятия, виомультфильма соственного изготовления и видеоролика с решением практи...

Проектная работа по робототехнике «Аттракцион-сюрприз»

Инженерно-творческий проект аттракцион-«Сюрприз» предназначен для воспитанников детского сада и направлен на развитие научно-технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкол...