Проектная деятельность дошкольников
консультация на тему

Кайтан Ия Миродовна

Что такое проектная деятельность?

«Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса».

Н.Е.Веракса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_doshkolnikov.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность дошкольников

Кайтан И. М.

Что такое проектная деятельность?

«Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса».

Н.Е.Веракса.

Работа по проекту состоит из 3-х этапов: разработка проекта, его реализация и анализ результатов.

Разработка проекта

Мы ставим цель, исходя из интересов и потребностей детей и начинаем проектную деятельность в проблемной ситуации - выбор темы проекта начинается с «модели трёх вопросов»:

                Что вы знаете об этом?

                Что вы хотите узнать?

                Что надо сделать для того, чтобы узнать?                              

        При этом проблема должна быть актуальна и дети должны быть мотивированы, чтобы у них возникло желание узнать.

                Далее дети совместно с воспитателем планируют, что именно можно сделать, чтобы собрать информацию (источники: телевидение, интернет, родители, художественная литература, энциклопедии и т.д.)        

Реализация проекта

Это проведение всех запланированных мероприятий (игры, наблюдения, продуктивная деятельность, чтение энциклопедии, художественной литературы, домашние задания родителям и детям, беседы, опыты и т. д.).

Анализ результатов работы

  • Это завершающий этап работы над проектом – подведение итогов: как продвигались к цели, какие были ошибки, что смогли достичь. То есть дети самостоятельно анализируют свою деятельность, выдвигают новые проблемы.
  • Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка чувство удовлетворения за полученный результат.
  • И не следует забывать – дошкольник нуждается в поощрениях. Он ожидает похвалы за выполненную работу!

Продукты проектной деятельности

  • В результате работы над проблемной ситуацией в итоге появляются некие продукты. Они могут быть:
  • Материальными – это поделки, плакаты, картины, макеты, альбомы и т. д.
  • Действенными – это различные мероприятия (спектакли, игры, литературные гостиные, концерты и т. д.)
  • Письменными – это книжки - самоделки, сказки, стихи, рассказы и т. д.)

Как выбрать тему проекта

При выборе тематики проекта надо ориентироваться на:

  • Доступность
  • Социальную и воспитательную направленность
  • Научность
  • Соответствие возрастным особенностям
  • Интегративность
  • Ориентацию на «зону ближайшего развития»

Классификация проектов

Классификацию можно провести по следующим признакам:

  • Какая деятельность преобладает в проекте (это могут быть исследовательские, творческие, информационные, ролевые проекты).
  • Сколько образовательных областей охвачено: монопроекты создаются в рамках одной образовательной области; межпредметные проекты затрагивают несколько образовательных областей.
  • Характер руководства – открытое руководство (воспитатель открыто руководит проектом, обучает детей, подсказывает: характерно для младших групп); скрытое руководство ( воспитатель незаметно направляет деятельность детей: характерно для старших групп).

Виды проектов.
Исследовательский проект.

  • Целесообразно их использовать в группах старшего возраста. Возможные темы: «Откуда в дом вода пришла», «Секреты комнатных растений», «Размножение фиалки», «Свет в жизни растений» и т. д.
  • Создание проблемной ситуации в этом виде проекта предполагает выдвижение гипотез (предположений, догадок) и их исследование, проверка.

Творческий проект

  • Этот вид проекта направлен на создание какого-то творческого продукта. Это может быть, например, совместная газета, книжка-самоделка, видеофильм, спектакль, игра и т. д.
  • Элементы этого вида проектов можно использовать уже в младших группах.
  • Возможные темы для младшего возраста: «Украсим группу к празднику», «Снежные постройки», «Необычная клумба» и т. д.
  • В группах старшего возраста: «Книжки-малышки», «Концерт для мам», «Снимаем кино» и т. д.
  • От воспитателей в этом случае важна информационная поддержка, предоставление детям книг, журналов, схем, и других источников информации.

Ролевой проект

  • Его цель – решение проблемных ситуаций в игре. В результате в игровой ситуации ребёнок осознаёт проблему. Участники проекта принимают на себя определённые роли в зависимости от его содержания.
  • Отличается высокой степенью творчества и доступен детям старшего возраста.
  • Возможные темы: «Школа», «Час самоуправления» и т. д.

Информационный проект

  • Цель его – сбор и представление информации о том или ином объекте, явлении, знакомство всех участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
  • Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими и становятся их частью.
  • При работе над подобными проектами надо учитывать, что дошкольник не умеет читать и не владеет компьютером. В сборе информации ему помогают взрослые, но рассказывать будет ребёнок сам.

Нормативный проект

  • Это проекты по созданию норм. Инициируются всегда педагогом. Работа по созданию новой нормы основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации.
  • Возможные темы: «Как вести себя в ходе игры», «Правила пользования ножницами» и т. д. 

Виды проектов в разных возрастных группах

  • В группах с 2 – 3 и с 3 – 4лет вводятся только элементы проектной деятельности. В этих группах целесообразно начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В данном случае дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей.
  •  В средней группе по длительности используются краткосрочные проекты (от недели до месяца), воспитатель при этом руководит детьми, обучает, подсказывает.
  • В группах старшего возраста можно использовать все виды проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

Цель:Активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; эмоцион...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

Технология проектной деятельности.(Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)....