Консультация для воспитателей: Игра как средство создания в ДОО социальной ситуации развития детей.
консультация на тему

Кочнева Татьяна Владимировна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2018_mart.docx541.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

Игра как средство создания в ДОО социальной ситуации развития детей.

Детство неотделимо от игры. Чем большее значение придаётся детству в культуре, тем важнее игра для развития общественных отношений. Игровая деятельность — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, реализующая его потребность в 

 В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении, ребёнок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, манипулировать предметами . Игра для дошкольников является формой общественной жизни, в которой они пожеланию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Также в игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

  C:\Users\Сергей\Desktop\IMG_0060.JPG

 Игра — основной вид деятельности ребёнка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребёнка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребёнок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребёнка в ходе игры.  Игра — основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.  Игра в детском саду должна организовываться во- первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры.  Игра, затем уже, после окончания ребёнком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что игра, будучи важнейшим фактором развития ребёнка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.
  «
Социальная ситуация развития ребенка» - это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное  и  неповторимое отношение между ребенком  и  окружающей его действительностью, прежде всего  социальной ”.

Социальная   ситуация   развития  обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное  бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности  и  развиваются психические  новообразования 

Социальные навыки - любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей.

В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали:

- навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;

- умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;

- умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.

- умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.

В старшем дошкольном возрасте социальная ситуация развития выходит на следующий уровень:

  1. Меняются взаимоотношения со взрослыми (от внеситуативно-познавательной формы общения к внеситуативно- личностной форме общения);
  2. Становится возможным достаточно систематическое обучение;
  3. Меняются отношения со сверстниками;
  4. Происходит осознание собственного «Я»;
  5. Происходит становление личности ребенка;
  6. Ведущим средством общения является язык.

  Противоречие социальной ситуации развития ребенка - дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций и вступает в определенное отношение с другими «идеальными взрослыми».

Ролевая игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника.

Таким образом,  социальная   ситуация   развития  является системой отношений субъекта в  социальной  действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт.

Используемые мною игры – это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребёнку, приходящему в детский сад.

Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности.

         В подростковом возрасте социальная ситуация развития снова перестраивается. Степень свободы и независимости ребенка опять возрастает, но теперь это уже свобода, "завоеванная" ребенком, а не предоставленная ему взрослыми добровольно. Вместе с тем, "отрицательные" проявления подростка – негативизм, грубость, нарушение многих правил и требований, даже хулиганство – воспринимаются взрослыми как некое неизбежное зло, естественно присущее данному возрастному периоду. "Чего вы хотите? У него же переходный возраст!" – стандартный ответ на жалобы, по поводу которых ребенка другого возраста посоветовали бы немедленно показать психиатру. Это и говорит о том, что "взятая с бою" подростковая свобода представляет собой типичный элемент социальной ситуации развития ребенка в этот период.

        Социальная ситуация развития – социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека.      Социальная ситуация развития включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие, то есть систему факторов, определяющих собой психическое и поведенческое развитие ребенка. Факторы развития включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность учителей и воспитателей, методы и средства обучения и воспитания, многое другое, от чего зависит психологическое развитие ребенка. Факторы развития могут способствовать или препятствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка.

         Социальная ситуация развития, соответствующая тому или иному возрасту, вырабатывается в ходе исторического развития общества. Так же как культура в целом, она не выбирается ребенком, а принимается им. В каждом отдельном случае социальная ситуация имеет свою специфику, которая зависит от конкретных отношений, которые могут складываться у ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Конкретное воплощение социальной ситуации развития, конкретную систему отношений мы и называем межличностной ситуацией развития. Она то и определяет возникновение и последующие изменения индивидуальных психологических особенностей.

        "Вклад" самого ребенка в межличностную ситуацию своего развития определяется особенностями его поведения и деятельности.

         Нам всегда надо помнить, что высшие человеческие функции формируются только в благоприятной социальной ситуации развития.
        Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социальными нормами поведения, учится сознательно поддерживать нравственные нормы и активно, участвовать в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство создания в ДОУ социальной ситуации развития детей

Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу....

Игра как средство создания в ДОУ социальной ситуации развития детей

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (Приказ Министерства образования науки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) требования к структуре образовательной програ...

Статья - "Игра как средство создания в ДОУ социальной ситуации развития детей."

Детство неотделимо от игры. Чем большее значение придаётся детству в культуре, тем важнее игра для развития общественных отношений. Игровая деятельность — ведущая деятельность ре...

Игра как средство создания в ДОО социальной ситуации развития детей.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающ...

ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В ДОО СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В ДОО СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ....

Игра как средство создания в ДОО социальной ситуации развития детей

Васильева Светлана Васильевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №38 Калининского района Санкт-Петербурга Игра как средство создания в ДОО социальной ситуации развития детей Игра как средство ...

Игра как средство создания в ДОО социальной ситуации развития детей.

Игра как средство создания в ДОО социальной ситуации развития детей...