Роль семьи в развитии ребенка
статья на тему

Фролова Анна Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка»

Актуальность темы.

«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.»
А.С. Макаренко.

Современная ситуация развития системы управления образованием в России характеризуется поиском новой философии социального управления. В связи с этим актуализируется проблема взаимодействия семьи и общественности в воспитании детей. Современный мир вступает в новую эру: происходит формирование единого рыночного мирового хозяйства, открывающего возможности не только к благосостоянию, но и к появлению новых проблем современности. Нарастает дефицит духовности общества, возникает несоответствие системы ценностей и жизненных ориентаций задачам, которые необходимо решать человечеству не только не для того, чтобы сегодня иметь достойную жизнь,но и чтобы избежать грядущих катастроф.
Единство принципа координации усилий семьи, ДОУ и общественности по воспитанию подрастающего поколения требует тесного взаимодействия всех государственных и общественных институтов причастных к воспитанию. Их действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания.
Процесс семейного воспитания имеет ту особенность, что он бесконечен: рождаются дети, создаются новые семьи и, как всегда, возникают вопросы и новые проблемы в воспитании подрастающей смены, особенно в новых социально-экономических условиях, когда изменяется (не в лучшую сторону) демографическая обстановка в стране, место и роль семьи в обществе, когда на повестку дня встали вопросы защиты материнства и детства, охраны молодого поколения от тлетворного влияния «массово культуры», морального разложения, наркомании, алкоголизма.

Изменилась и сама семья. Ушла в прошлое старая многодетная, трехпоколенная семья. И дети, надо признать в такой семье воспитывались неплохо – срабатывала «семейная педагогика», семейные традиции и привычки, пример старших. Для такой семьи и наш педвсеобуч, видимо, не был так необходим. Но на смену старой семье пришла новая, современная семья, без старшего поколения (дедушки и бабушки предпочитают жить отдельно), как правило, это семья с одним ребенком, без опыта семейного воспитания, а то и неполная, конфликтная. Как утверждает статистика, в нашей области более 55% семей имеют лишь одного ребенка. Плохо это или хорошо? Если учесть, что в таких семьях нет ни бабушки, ни дедушки, то такие семьи, где ребенок рождается, делает первые шаги, учится говорить, познавать окружающий мир предметов, явлений, человеческих отношений, начинают терять главное – роль воспитательного коллектива, когда «нет ни братьев, ни сестер, ни общих радостей, ни переживаний, обыкновенного соседства нет», - без этого, как утверждает А.С. Макаренко, нет ни воспитания, ни счастья.

Обоснование необходимости педагогической поддержки семьи.
Разрушение традиционных устоев семьи – одна из причин кризиса в духовно-нравственной и социально-культурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

разрушены нравственные представления о браке и семье;
- утрачено традиционное восприятие родительства и детства;
- деформирована сфера семейного воспитания;
- как следствие кризиса семьи – многочисленные проблемы детства;
- система общественного воспитания и образования не может кардинально изменить ситуацию, внести позитивный вклад в возрождение традиционных ценностей семьи;
- современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии.

Что значит быть сегодня ребенком?

- Семья легко может распасться из-за развода родителей.
- Изменилась структура семьи: теперь преобладают семьи с одним или двумя детьми.
- Воспитание детей часть происходит вне рамок семьи: во дворе, в детском саду, …
- Резко усилилось воздействие на детей средств массовой информации.
- Свободное пространство для игр на природе все больше сокращается.
- На детей все сильнее влияет коммерциализация жизни.

Цель и задачи:

В совместной работе с родителями я ставлю перед собой следующие цели: воспитание всесторонне развитой личности – счастливой, здоровой физически и психически. Так как только нравственно и физически здоровый человек сможет выжить в современном мире, полном контрастов. Эта личность должна быть интеллектуально развита, инициативна, коммуникабельна, уверена в собственных силах, ответственна и способна преодолевать трудности.
Исходя их этих целей вытекают задачи, основанные на принципах педагогики сотрудничества, сотворчества, соблюдения принципа конфиденциальности, доброжелательности и безоценочности защиты прав и интересов ребенка, на уверенности в возможности и способности каждого ребенка, через эмпатическое понимание детей. Способствуя развитию личности ребенка и глубоко понимая, что главная роль отводится родителя, я ставлю перед собой следующие задачи:

- поиск контакта с родителями и детьми (изучение семьи: тестирование, анкетирование, деловые игры, беседы, наблюдения);
- определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику;
- обеспечить координацию совместных усилий семьи и ЖОУ по воспитанию дошкольника, создать единую воспитательную среду;
- показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимодействия между семьей, дошкольным и школьным учреждением;
- определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития;
- организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;
- побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей;
- рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье;
- коррекция семейного воспитания;
- повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода, возрождение традиций русской интеллигенции, в центре которой всегда было нравственное воспитание семейное образование;
- защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, ДОУ, селе.

Удовлетворение потребности ребенка в любви и чувстве собственного достоинства – ключ к органичному и творческому росту его личности, обеспечить который и призваны семья и система образования.

 

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семь в образовательном процессе.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.

Формы-виды работы с семьей

Форма работы: Интерактивная - анкетирование;

Виды:

- диагностика;
- дискуссия;
- «круглые столы»;
- конференции;
- вечера вопросов и ответов;
- консультации специалистов.

Форма работы: Традиционная - тематические часы;

Виды:

- родительские собрания;
- вечера отдыха;
- семейные спортивные и интеллектуальные состязания;
- творческие конкурсы.

Форма работы: Просветительская - использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей;

Виды:

- организация родительского всеобуча;
- выпуск бюллетеней, информационных листков;
- стенды и уголки для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей,...

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно пре...

Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста

Развитие ребенка, его социализация......

Консультация «Роль семьи в развитии ребенка в дошкольном возрасте»

консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка в дошкольном возрасте"...

Роль семьи в развитии ребенка

Роль семьи в развитии ребенка...

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии ребенка»

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии ребенка»От трех до шести ребенок напоминает нам ларчик, который открывается непросто. В нем столько спрятано возможностей, что нам и не ...

Роль семьи в развитии ребенка.

Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и...