новинки в сурдопедагогике
материал на тему

Гильманова Гульнара Фанилевна
в докладе дается обзор новых методик работы со слабослышащими детьми. материал полезен для воспитателей и логопедов массовых садиков, работающих с детьми с нарушениями слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_gilmanova_novinki_surdopedagogiki.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Казанская школа –интернат им. Е.Г.Ласточкиной для детей с ОВЗ» (дошкольное отделение)

Реферат

Тема: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ УСТНОЙ РЕЧИ  ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

Сурдопедагога

Гильмановой Гульнары Фанилевны

Научный руководитель

Реут М.Н., к.соц.н., доцент

Казань,2018

В настоящее время, по данным Минздравсоцразвития РФ, в стране проживает более 13 млн. людей с инвалидностью по слуху. Ежегодно в России рождается 1,5-2 тысячи детей с нарушениями слуха, еще столько же приобретают глухоту позднее [4]. К категории ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором нормальное речевое общение с другими людьми затруднено или невозможно. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся:  характером нарушения слуха (кондуктивное, сенсоневральное и смешанное);  степенью снижения слуха (тугоухость в той или иной степени, глухота);  временем возникновения поражения слуха: (ранооглохшие и позднооглохшие);  уровнем речевого развития (от неговорящих до речевой нормы);  наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии (нарушение зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и других). От состояния слуха детей в первую очередь зависит их речевое развитие.  Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка в овладении речью. Так как потребность в общении не может быть реализована через речь, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий, движений. Как правило, глухой малыш обращается к такой вынужденной форме общения, как мимика и жесты.  При врожденной тугоухости, своевременно не диагностированной, к концу первого года жизни у ребенка снижается интенсивность уже возникших предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок почти не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов. Без специального воспитания и обучения дети, потерявшие слух в возрасте 3-5 лет (позднооглохшие дети), к поступлению в школу оказываются почти без речи, сохранив лишь небольшой, искаженно произносимый запас слов. Глухота, возникшая на более позднем этапе, особенно при уже сформированных навыках письма и чтения, не нарушает словарный запас, но вызывает характерные затруднения произношения [3]. У слабослышащих и даже глухих детей, не имеющих дополнительных отклонений в развитии, при целенаправленной коррекционной работе, начатой с первых месяцев жизни, можно максимально сблизить с возрастной нормой не только уровень общего, но и речевого развития. Реабилитация детей с глубокой степенью тугоухости и глухотой является сложной проблемой ввиду отсутствия действенных методов лечения и низкой эффективности от использования обычных слуховых аппаратов у значительной части таких больных [4]. Внедрение кохлеарной имплантации в последние годы в России дало таким пациентам реальный шанс эффективной реабилитации и возвращения к активному образу жизни. На современном этапе развития науки и техники кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей, которая позволяет абсолютно глухим людям слышать и понимать речь. В отличие от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, кохлеарная имплантация обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву. Кохлеарная имплантация успешно проводится во всем мире уже более 30 лет. В Россию она пришла в 1991 году. Первые операции и реабилитационные программы были проведены специалистами научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования Минздрава РФ [1].

 

Сегодня в мире насчитывается порядка 40 тысяч человек, которые пользуются кохлеарным имплантом. В их числе как взрослые, так и дети [3].  Кохлеарный имплант – это электронное устройство, выполняющее функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток улитки, обеспечивающее электрическую стимуляцию сохраненных нервных волокон. Кохлеарные импланты состоят из двух частей: внутренней (имплантируемой в височную кость) и наружной. Внутренняя – имплантируемая – часть представляет собой приемник-стимулятор и тонкий пучок электродов, который вводят в улитку. Наружная часть импланта представлена катушкой передачи и речевым процессором, который может быть заушным и карманным [2]. В процессе операции кохлеарной имплантации за ухом пациента производится дугообразный разрез на коже длиной 10 см, затем делается углубление в височной кости, в котором размещается приёмник кохлеарного импланта. Самая ответственная часть операции – введение электродов в барабанную лестницу через отверстие в стенке улитки вблизи круглого окна на глубине до 30 мм. Операция проводится под общим наркозом и длится около 3 часов. Через месяц после операции остается небольшой шрам за ухом, который скрывают волосы. Через 4-6 недель после операции проводится подключение речевого процессора к кохлеарному импланту и первичная его настройка. С этого момента пациент может пользоваться преимуществами кохлеарного импланта и слышать звуки. Речевой процессор на этом этапе настраивается, выбирается стратегия кодирования речи, создаются индивидуальные программы прослушивания для получения максимального эффекта у пользователя кохлеарного импланта. Эта работа направлена на формирование у человека полноценных слуховых ощущений [2]. Для того, чтобы ребенок после операции кохлеарной имплантации успешно развивался, его нужно поместить в соответствующую образовательную среду, в которой бы проводилась работа по развитию слухового восприятия, речи. С октября 2008 года нами проводится экспериментальная работа по формированию звукопроизношения у детей после кохлеарной имплантации. Исследование включает следующие этапы: констатирующий, формирующий, контрольный. Целью констатирующего этапа исследования явилось изучение особенностей звукопроизношения у дошкольников после кохлеарной имплантации. В задачи данного этапа входило выявление особенностей произношения звуков детьми после кохлеарной имплантации. Данные констатирующего этапа явились основанием для составления развивающей программы с детьми экспериментальной группы по формированию звукопроизношения. Для проведения обследования нами были разработаны задания в игровой форме, которые были направлены на обследование звукопроизношения детей после кохлеарной имплантации.  В заданиях использовался различный наглядный материал (картинки, игрушки, дидактические игры). Словесный материал подбирался таким образом, чтобы исследуемый звук находился в различных позициях (в начале, середине, конце слова). Исследовались все группы звуков (гласные, свистящие, шипящие, сонорные, заднеязычные, парные звонкие).  В ходе обследования звукопроизношения детей после кохлеарной имплантации были получены следующие данные: 1. Гласные звуки произносятся правильно всеми детьми. 2. В произнесении свистящих звуков практически у всех детей возникают трудности. (У 4 из 6 детей нарушено произношение звуков [с], [з], у 5 детей отсутствует в речи звук [ц]). 3. В произношении шипящих звуков также имеются нарушения. (У 4 детей из 6 нарушено произношения звуков [ш], [ж], у 3 детей – [ч]). 4. Звук [р] имеется в речи только у 3 детей, звук [л] – у 4. 5. Заднеязычные звуки произносятся правильно всеми детьми, за исключением одного. 6. Звонкие звуки воспроизводятся верно всеми детьми за исключением одного.

Особенности звукопроизношения детей после кохлеарной имплантации сводятся к следующему.

1. Неправильно произносят чаще согласные звуки, чем гласные.  

2. В речи наблюдаются: а) смешения и замены внутри некоторых групп звуков (звонких и глухих; шипящих и свистящих); б) пропуск отдельных звуков и частей слова;  в) включение в слова лишних звуков и слогов; г) озвончение (оглушение) звуков;  д) общая гнусавость.

 Данные констатирующего этапа исследования легли в основу составленной нами развивающей программы, целью которой явилось формирование звукопроизношения у дошкольников после кохлеарной имплантации. Реализация программы предусматривает решение следующих задач:

1. Провести работу по постановке звуков, отсутствующих в речи детей.

 2. Автоматизировать все поставленные звуки.

3. Развивать способность дифференцировать звуки речи.

 4. Совершенствовать навыки воспроизведения всех звуков русского языка.

5. Научить детей звуковому анализу слов.

Программа по формированию звукопроизношения у детей после кохлеарной имплантации предусматривает три этапа. Первый этап – подготовительный, цель которого заключалась в совершенствовании слухового восприятия речевых и неречевых звуков.  Второй этап – основной, целью которого было совершенствование звукового анализа слов. Этот этап по содержанию работы является нововведением, поскольку в программах по обучению произношению детей с недостатками слуха указанный вид работы не предусматривался. Этот этап предлагается нами в связи с тем, что дети после кохлеарной имплантации, в отличии от других категорий детей с нарушениями слуха, могут воспринимать на слух слова в полном объеме, точно слышать и начало и конец слова, различать звуки на слух. Мы считаем важным проводить данную работу с детьми после кохлеарной имплантации при формировании правильного звукопроизношения. Третий этап работы – заключительный, цель которого состояла в научении ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. На каждом из указанных этапов проводилась индивидуальная работа с ребенком по постановке звуков речи, а также осуществлялось обучение по соответствующим разделам программы. Сформированные таким образом первоначальные навыки закреплялись затем на фронтальных занятиях.  Все занятия проводились в игровой форме. Основным средством для формирования звукопроизношения были выбраны логопедические игры и упражнения, систематизированные нами в соответствии с задачами каждого этапа развивающей программы.

Выводы могут быть сведены к следующим:

 1. Разработанная программа по формированию звукопроизношения у детей после кохлеарной имплантации показывает эффективные результаты, поскольку в речи детей появились отсутствующие звуки.

2. У детей  удается развить способность дифференцировать различные по своим акустическим признакам звуки речи.

 3. Дети, занимающиеся по разработанной программе, научились осуществлять звуковой анализ слов.

 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА        

За последние годы многое изменилось в отечественной системе специ-ального образования, связанное с ее модернизацией, что привело к расширению форм обучения детей с отклонениями в развитии. Совершенствование образовательного процесса в школах I-II вида тесно связано с решением проблемы, которая остается в сурдопедагогике одной из наиболее актуальных в обучении глухих детей языку. Развитие письменной речи глухих уча¬щихся является составной частью общей системы обучения русскому языку и осуществляется в единстве с развитием устной речи.

В сурдопедагогике проблеме методики развития письменной речи и построения текста посвящены труды ряда авторов (PM. Боскис, Л.М. Бы-кова, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, И.В. Колтуненко, К.Г. Коровин, Е.А. Малхасьян, Л.П. Носкова, Ж.И. Шиф и др.).

Связной речью в школе глухих являются развернутые ответы на во-просы, сообщения о погоде, событиях дня, рассказы о прочитанном или уведенном, дневниковые записи, письма, заметки в стенгазету, изложения, сочинения и др. Эти работы имеют большую значимость, так как способ-ствуют мобилизации речевых возможностей неслышащих детей, разви¬тию связной речи, обогащению их речевой практики.

Й        Особенно важно уделять внимание развитию самостоятельной письменной речи у детей с проблемами слуха. Эта работа должна начинаться на ранних стадиях обучения, находиться в центре всей работы над смысловой стороной речи. К самостоятельной работе относятся такие работы, при выполнении которых участвует живая мысль ребёнка. Многими считается, что без предварительной работы, то есть беседы, проговаривания по содержа¬нию учащиеся не справятся. Но постоянная опека лишает детей возможно¬сти самостоятельно мыслить, порождает у учащихся неуверенность в себе, задерживает их речевое развитие. Учащимся нужно предоставлять боль¬шую самостоятельность в выполнении письменных работ.

Так как она играет огромную роль в умственном и речевом развитии учащихся. Особенно важной в этом плане является работа по проведению самостоятельных письменных сочинений. Тематика, связанная с жизнью и деятельностью учащихся в коллективе, способствует развитию самостоя-тельности при выполнении работ и обогащает речь учащихся словами и речевыми оборотами, которые необходимы им в жизни для словесного общения и овладения знаниями. Письменная речь используется вне ситуации непосредственного общения. Овладев ею, ученик получает возможность выражать собственные мысли. Письменная речь обусловливает большую развернутость и последовательность изложения, наглядный контроль над соблюдением языковых норм. Чтобы написанное было понято, автору необходимо излагать свои мысли точно, полно, связно и последовательно, соблюдая основные грамматические правила. У школьника с проблемами слуха при изложении своих мыслей в письменной форме, больше времени и возможностей для обдумывания своих мыслей и исправления высказываний, чем при устном изложении. Благодаря таким особенностям письменной речи овладение ею ребенком с недостатками слуха имеет огромное значение для расширения общения с окружающими и для формирования сло-весно-логического мышления. Но желаемые успехи в обучении глухих де-тей письменной речи достигаются далеко не всегда. Поэтому возникает не-обходимость в улучшении организации педагогического процесса.

Как научить ребёнка с недостатками слуха грамотно выражать свои мысли, используя все языковые средства языка? Как научить его правильному построению текста?

Для развития самостоятельной письменной речи неслышащих школьников отработано несколько видов работ - это самостоятельное составление рассказов, сочинений:

-        об экскурсиях при ознакомлении с окружающей средой;

-        при описании картин;

-        при анализе героев произведения;

-        на основе личного опыта;

-        о просмотренных фильмах.

Эти виды работ при систематическом использовании в работе с учащимися дают положительные результаты.

В настоящее время овладение компьютерными технологиями является обязательным условием введения ребёнка в социум, но их также можно ис-пользовать для развития у детей самостоятельной письменной речи. Большие трудности испытывают дети с недостатками слуха как в письменной так и устной речи. При написании рассказов, сочинений, изложений, описаний картинок, в оформлении записок, заявлений и просто в передаче своих мыслей и дети допускают большое количество ошибок разного характера.

Овладение письменной речью по новой технологии позволяет преодо-леть многие трудности традиционного подхода в формировании смысло-вой единицы письменной речи. Это позволяет поддерживать мотивацию ребёнка в создании письменных работ, ввести его в процесс активного осмысленного редактирования. Педагог, работая с учащимся над созданием текста, решает несколько задач: осмысление текста, его структура, лексико-грамматическое оформление. Текстовый редактор последовательно решает эти задачи. Как пишет О.С. Никольская в предисловии к методическому пособию «Тестовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи у детей: Помощь в трудных случаях: Методическое пособие» Кукушки¬ной Ольги Ильиничны, что он нужен ребёнку как инструмент создания письменного текста ещё в младшем школьном возрасте. И осваивать его ребёнку целесообразно не со специалистом по информатике, а со своим учителем на уроках родного языка». Методические рекомендации разработаны для слабослышащих и глухих детей.

Письменная речь формируется при обучении. Техника письма - это одно из условий развития самостоятельной письменной речи, но уметь писать буквы слова, предложения - не значит владеть письменной речью. Освоение письменной речи - это способность ребёнка общаться посредством текста (письмо, записка, поздравление и т.д.). Поэтому обучение самостоятельной письменной речи - это обучение построению текста и умению использовать его в своей речи. Такой вид деятельности, как написание сочинений (созда¬ние и редактирование собственных текстов), должен быть одним из ведущих при обучении письменной речи. Боскис Р.М., Гольдберг А.М., Зыков С.А., Морозова Н.Г. и другие педагоги подчёркивали, что нужно, как можно раньше вводить в школьное обучение разнообразные самостоятельных письменных работ - сочинений на основе личного опыта (самостоятельное описание выходного дня, прогулок, событий в классе, праздников, дней рождения, экскурсий); сочинений по серии сюжетных картин; по картине; написание писем; записок; по просмотренному кинофильму.

Письменная речь вызывает у детей ряд трудностей, как в смысловой организации текста, так и его языковом оформлении, в связи с этим им необходимо многократно редактировать первоначальные варианты своих сочинений (по смыслу, структуре, лексике, грамматике). В ходе редактирования улучшаются все те действия и операции, которые необходимы для построения текста, поэтому редактирование - важнейшая часть процесса развития самостоятельной письменной речи ребёнка. Традиционные средства редактирования письменной речи, предлагаемые в процессе обучения, - это обсуждение допущенных ошибок и переписывание текста. Работа над ошибками ведётся фрагментарно (исправляются ошибки в словах, словосочетаниях, отдельных предложениях), а потому совершенствуется текст уже не в целом виде, и ребёнок не имеет возможность увидеть новый вариант и понять, насколько он улучшился благодаря внесённым исправлениям. Такое редактирование, как переписывание текста, не способствует формированию, развитию и поддержанию мотивации у ребёнка к освоению письменной речи. Это должно остаться в прошлом. Сейчас появилась новая возможность - редактировать текст на компьютере.

В настоящее время есть множество компьютерных программ - тестовых редакторов. Все они условно сводятся к четырём главным: создание, редактирование, сохранение и распечатывание текста. Тестовый редактор позволяет многократно редактировать текст, не переписывая его, и совершенствовать его поэтапно. Редактирование осуществляется внутри текста, пишущий получает возможность всё время видеть новый его вариант и анализировать, насколько он улучшился. Тестовый редактор является своеобразным механизмом мотивации к работе ребёнка над собственной речью. Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития письменной речи и коррекции её недостатков. Компьютер как средство для написания и редактирования текста имеет преимущества по сравнению с традиционным средствами:

-        нет необходимость переписывать текст;

-        бесследно исправляются ошибки;

-        редактирование может быть многократным;

 -        привлекается внимание к тем ошибкам текста, которые ребёнок мог не заметить;

-        текст хранится в памяти компьютера, и к нему можно вернуться;

-        текст можно распечатать в любом количестве экземпляров.

Работа с текстом на компьютере и последующее использование этого

умения даёт возможность:

-        вызывать, развивать и поддерживать мотивацию школьников к со-вершенствованию своей письменной речи;

-        стимулировать произвольную деятельность по анализу своей письменной речи и оказывать ему индивидуальную помощь;

-        формировать у ребёнка стремление находить и исправлять ошибки в тексте;

-        приучать ребёнка редактировать текст многократно.

Переход к новому виду построения текста даёт возможность создать благоприятные условия для развития письменной речи школьников с на-рушенным слухом, обучающихся в специальных школах.

Овладение средствами деятельности, принятыми в современном обществе, - одна из важнейших задач культурного развития и социализации любого ребёнка. Так как жить он будет в мире информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерно-опосредованных технологий деятельности, роль которых постоянно возрастает. Таким образом, овладение текстовым редактором - это один из обязательных элементов культурного развития социализации любого ребёнка, неотъемлемая задача школьного образования.

Список литературы

1. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация – новое направление реабилитации глухих детей / И.В. Королева, В.И. Пудов, О.С. Жукова // Дефектология. – 2001. – № 1.

 2. [Электронный ресурс] / Режим доступа – http://www.deafworld.ru – свободный. 3. [Электронный ресурс] / Режим доступа – http://www.invalid-detstva.ru – свободный.

4. [Электронный ресурс] / Режим доступа – http://www.кwota.ru – свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия нового здания детского сада 2016 г. «Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка «Дорогою добра» На экране слайды со снимками помещений нового детского сада. В музыкальный зал входит ведущий с группой детей. Взрослый (один из

Сценарий открытия нового здания детского сада     2016 г.«Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка  «Дорогою добра»На экране слайды со снимками помещений нового д...

Проект в младшей группе "Новый, Новый, Новый год!"

Цель: формирование представлений о новогоднем празднике, его традиции, культуре, главных сюжетных героях (Дед Мороз, Снегурочка, елка...

Основы Сурдопедагогики

Основы Сурдопедагогики...

Проект "Новы, новый, новый год"

Новый год! Праздник детства...

«Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»

Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию ...

«Современное воспитание и развитие дошкольников: новые подходы, новые возможности, новая ответственность»

Презентационный материал к докладу на практико-ориентированный семинар....