Память поколений
проект (младшая группа) на тему

Проплетина Татьяна Юрьевна

Пояснительная записка.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в последнее время, стало все более заметна утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

На мой взгляд, является необходимым воспитывать в детях патриотическое воспитание как можно раньше.

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители, а также сотрудники детского сада №77.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_pokoleniy_1.docx376.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА

Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость Дня Победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.

Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертельный смог...
Не просто символ – памяти наследство.

Георгиевская лента – двухцвет простых полос –
На фронтовых дорогах кровь и пламя,
И жизней эшелоны, ушедших под откос...
И злом исполосОванное знамя.

Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент... Памятное слово.                      
Натали СамОний

Пояснительная записка.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в последнее время, стало все более заметна утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

На мой взгляд, является необходимым воспитывать в детях патриотическое воспитание как можно раньше.

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители, а также сотрудники детского сада №77.

Актуальность проекта: 

24 апреля 2018 года по всей стране стартовала Всероссийская акция «Георгиевская ленточка».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, семье. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа.

Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.


Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.

          Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

         Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.  

     Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

         Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, семью, за свою Родину Россию.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Вид проекта: познавательный

Продолжительность проекта: краткосрочный, 23.04.18 – 08.05.18

Участники проекта: дети второй младшей группы «Ромашка», родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательные области:  

«Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Труд».

Проблема: незнание детьми праздника- День Победы, о ветеранах Великой Отечественной войны, главного символа Дня Победы – Георгиевской ленточки.

Обоснование проблемы:  

1. Недостаточное внимание родителей к празднику –День Победы.

2. Нет знаний у детей о ВОВ, о существовании праздника в России - День Победы, символики праздника, родственниках участвующих в ВОВ.

Цель проекта:  

          Формирование нравственных ценностей, патриотического воспитания и чувства гордости за свою семью, Родину.

Задачи проекта:

1. Сообщать детям первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне. Дать знания о защитниках отечества, о функциях армии, символики праздника.

2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей воображение и мышление, умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.

3. Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за Родину.

4. Воспитывать будущих защитников Отечества.

5. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; - проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;

 Активизировать словарь: Родина, герой, ветеран, победа, солдат, армия, георгиевская ленточка, орден, Георгий Победоносец.

 

Предполагаемый результат:  

1. Заинтересованность детей темой «День Победы», «Георгиевская ленточка», проявление их познавательной активности.

2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество и детальность в работе, участвуют во всероссийской акции «Георгиевская ленточка».

3. Реализация детского творчества и таланта.

4. Участие в совместной деятельности родителей.

5. Проявление внимания и уважения к ветеранам пожилым людям.

6. Формирование любви к Родине.

Продукт проектной деятельности: Оформление группы и приемной;

Создание коллективной художественной работы с детьми «Георгиевская ленточка, украшение ромашками»; изготовление георгиевских ленточек из бумаги (Георгиевская ленточка и голубь мира); украшение георгиевских ленточек (дети совместно с родителями) и прикрепление их к верхней одежде детей; Собрать материал о прадедушках воспитанников, участвующих в ВОВ; декорирование  георгиевских ленточек цветами в технике – кинзаши.

Воспитатели:  

Создание цикла бесед о ВОВ;

Подобрать конспекты ООД;

Подготовить презентацию (Спасибо деду за победу), (Детям о георгиевской ленточке);

Собрать материал о прадедах воспитанников, участвующих в ВОВ;

Подарить георгиевские ленточки сотрудникам детского сада;

Организовать сюжетно – ролевые игры на военную тему;

Провести мастер – класс с педагогами «Декорирование георгиевской ленты

 в технике канзаши».  

Родителям воспитанников, украсить георгиевские ленточки и прикрепить их к верхней одежде воспитанников.

 

                                                 Подготовительный этап

  • Составление паспорта проекта
  • Определение проблемы, цели и задач.
  • Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
  • Подбор музыкальных произведений, презентаций на военную тему.
  • Подготовка цикла бесед о ВОВ.
  • Сбор информации о прадедах воспитанников, участвующих в ВОВ.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

 

 Основной этап

 Работа с родителями

  1. Информация в родительском уголке. 2. Индивидуальные и групповые консультации по всероссийской акции Георгиевская ленточка.   Рисунки детей и родителей; 3. Консультация для родителей «Что рассказывать детям о символики ВОВ». 4. Украшение георгиевских ленточек, родителями; 5. Сбор информации о прадедах воспитанников, участвующих в ВОВ; 6. Оформление фотовыставки «Мой прадедушка – участник ВОВ».

 

  Работа с детьми

  1. Цикл бесед о празднике День Победы, Георгиевская ленточка; 2. Создание коллективной творческой работы «Георгиевская ленточка с ромашками» (рисование); 3. Чтение стихотворений на тему «День Победы» 4. Подвижные игры: «Найди свой цвет». Игра с платочками «Найди себе пару» (од музыку) 5. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик» 6. Дыхательная гимнастика «Флажок»; 7. Рассматривание иллюстраций по теме; 8. Индивидуальные беседы о войне; 9. Разучивание стихотворения «Чтобы солнце улыбалось»; 10. Слушание песен посвящённых Дню Победы. 11. Аппликация – Георгиевская ленточка и голубь.

 Работа с педагогами

Проведение мастер-класса «Украшение георгиевской ленточки»;

Подарить сотрудникам детского сада – георгиевские ленточки.

Заключительный этап

1. Выставка детского творчества (георгиевская ленточка и голубь).

2. Коллективная работа с детьми «Георгиевская ленточка».

3. Принятие участия во всероссийской акции «Георгиевская ленточка».  

План мероприятий

1 день

1. Беседа с детьми «Праздник День Победы. Символ праздника – георгиевская ленточка».

2. Рассматривание иллюстраций о ВОВ, символики праздника.

3. Информационный стенд для родителей «Что и как рассказывать детям о войне», «Всероссийская акция Георгиевская ленточка»

4. Дидактическая игра «Найди одинаковые».

 5. Прослушивание песен «Наша Родина сильна», «Песенка о войне».

6. Провести мастер – класс с сотрудниками детского сада по украшению георгиевской ленточки.

  2 день

1. Беседа «Георгиевская ленточка – символ победы»

2.Чтение стихотворений на тему «День Победы».

3. Коллективная работа детей по рисованию «Украсим георгиевскую ленточку, ромашками».

4. Заучивание стихотворения  «Чтобы солнце улыбалось» М. Пляцковский.

3день

1. Беседа «Символы ВОВ»

2. Аппликация  «Георгиевская ленточка и голубь»

 (первая половина дня).

3. Прослушивание песни «Мы идем с флажками».  

4 день

1. Беседа «Дети и прадеды»  

2. Рисование «Праздничный салют» (вторая половина дня).

3. Прослушивание песни «День Победы» (сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов).

5 день

1. Беседа с детьми «Великая Победа».

2.Трудовой десант. Высадка луковиц цветов в горшки.  

6 день

  1. Работа с музыкальным руководителем:
  2. Прослушивание песен о Дне Победе;
  3. ООД по художественно – эстетическому воспитанию. Музыка. День Победы.
  4. Игра с флажками.

7 день

  1. Чтение «Памятник советскому солдату» Л.Кассиль.
  2. Просмотр презентации «Прадедушка воспитанницы младшей группы Насти Скрипниковой, подполковник, участник ВОВ Скрипников Владимир Павлович».

8 день

  1. Поздравление сотрудников детского сада с Днём Победы, георгиевскими ленточками.
  2. Чтение стихотворений  С. Маршака «Разговор с внуком», Е. Карасева «Город-герой».

9 день

  1. Прослушивание песен «Наша Родина сильна», «Песенка о войне».
  2.  Сюжетно-ролевая игра «Моряки».

 10 день

1. Подвижные игры: «Найди свой цвет», игра с платочками «Найди себе пару».

2. Заучивание стихотворения «Чтобы солнце улыбалось».

3. Рекомендации родителям «Порекомендовать родителям, посетить парад, посвящённый Дню Победы».

 Результат проекта: Проект «Память поколений» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. Дети познакомились и узнали происхождение Георгиевской ленточки. Большинство родителей с огромным желанием приняли участие во всех мероприятиях, организуемых в группе. Пробудился интерес к истории своей страны и семьи; сформировалась любовь к Родине; сформировалось проявление внимания и уважения к ветеранам пожилым людям.

Стихи о ВОВ

 

 

Разговор с внуком

Позвал я внука со двора

К открытому окну.

– Во что идет у вас игра?

– В подводную войну!

– В войну? К чему тебе война?

Послушай, командир:

Война народам не нужна.

Играйте лучше в мир.

Ушел он, выслушав совет.

Потом пришел опять

И тихо спрашивает:

– Дед,  А как же в мир играть?..

Ловя известья, что с утра

Передавал эфир,

Я думал: перестать пора

Играть с войной, чтоб детвора

Играть училась в мир! (С. Маршак)

 

Чтобы солнце улыбалось

Пусть навек исчезнут войны,

Чтобы дети всей земли

Дома спать могли спокойно,

Танцевать и петь могли,

Чтобы солнце улыбалось,

В окнах светлых отражалось

И сияло над землёй

Людям всем  И нам с тобой!

(М. Пляцковский)

Мир

Нет, слово "мир" останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.

(В. Берестов)

 

 

Слово очень нужное

Есть на свете слово — нужное и важное,

словно солнце, греет это слово каждого.

Написать без кляксы очень хочет

Света это слово важное,  тёплое, как лето.

Мир для всех народов, мир на всей планете!

Он нам очень нужен —  мне, тебе и Свете. (М. Родина)

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города.

Мир нужен на земле всегда

День Победы

Майский праздник — День Победы

-  Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

 Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Т. Белозеров

Что за праздник? (Н. Иванова)

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна Славных ветеранов.

А цветущая весна Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день?

Май встречает радостно

Наша вся страна.

По дорогам Родины Вновь идет весна.

Здравствуй, здравствуй,

Теплый, ясный,

День Победы,

День прекрасный.

Спасибо, наша Родина любимая,

За все твои заботы и дела,

За солнце ясное, за небо синее,

За все, что детям ты дала!

 

 

Победа Песни фронтовые,

Награды боевые,

Красные тюльпаны,

Встречи ветеранов

И салют в полнеба,

Огромный, как Победа.

День Победы к нам пришел,

Лучший праздник на земле.

Очень весело сегодня

И большим и детворе!

М. Познанская

 

В лучистом цвету неоглядные дали,

И песни звенят на просторах страны.

И солнце, и песню в боях отстояли

Герои давно отгремевшей войны.

 М. Геттуев

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №77

тел. 63-36-68                                  141591 М.о., Солнечногорский район, д. Новая

 

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности по

художественно – эстетическому развитию

 аппликация

Тема:  «Георгиевская ленточка и голубь»

C:\Users\Татьяна\Desktop\фото 2018 год\20180424_172742.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\фото 2018 год\20180424_171346.jpg                                          Подготовила: Проплётина Т.Ю

д. Новая 2018 год

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Здоровье».

Цель: Способствовать формированию военно-патриотического воспитания.  

Задачи:

 - познакомить детей с  георгиевской ленточкой;

 - сделать праздничную открытку;

 - развивать мелкую моторику рук, расширять кругозор.  

 Методические приёмы: вводная беседа, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Предварительная работа: беседа о войне, чтение стихотворений о войне.

Активизация словаря: орден, георгиевская ленточка, Великая Отечественная война, ветераны, победа.

Материалы: клей ПВА, цветная бумага (полоски оранжевые и чёрные), клеёнки, голубь из бумаги, веточка.

 

Ход ООД:

 (Приветствие. Дети сидят за столами. Перед детьми стенд с готовой открыткой, георгиевской ленточкой, иллюстрациями ордена Святого Георгия.) Воспитатель: Ребята, сегодня, мы с вами сделаем открытку для ветеранов Великой Отечественной войны.        Ребята, вы знаете, что это за ленточка? Как она называется и для чего она нам нужна? (Нет). Сегодня мы с вами поговорим о Георгиевской ленточке.          Предлагаю вам рассмотреть георгиевскую ленточку на иллюстрациях.         Георгиевская лента – это лента от ордена св. Георгия, орден за доблесть, проявленную бою. Георгиевская лента и орден св. Георгия были  утверждены как символы воинской чести и доблести. Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата в бою. Орден предназначен исключительно для награждения за боевые заслуги. 9 мая - День Победы празднуют все жители России.  

Физминутка

  «Самолёты»

 Воспитатель: А теперь нам нужно немного размяться.

Повторяйте все движения за мной.

 Самолёты загудели        (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолёты полетели        (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны)

 На полянку тихо сели     (присесть, руки к коленям) 

Да и снова полетели        (повторить 2-3 раза) 

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат подносы с лентами и голубем. Сейчас мы с вами наносим клей на линию и приклеиваем черные полоски на оранжевую широкую полоску. Затем берём голубя и приклеиваем его в верху полоски, в клюв голубя приклеиваем веточку. Наша георгиевская ленточка готова.

  - Молодцы ребята, правильно сделали (воспитатель помогает детям доделать).  Воспитатель: Ребята что сегодня мы с вами делали? Что нового вы узнали? Вам понравилось делать открытку?         Молодцы, ребята. Вы всё правильно сделали и очень красиво получилось. Всем спасибо. Воспитатель вместе с детьми приводит в порядок рабочие места.

 

 

 

Подвижная игра «Найди свой цвет».

Цели игры: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов, тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета, поднятие настроения. Что надо для игры: флажки разных цветов, жетоны таких же цветов, стулья по числу детей.

Ход игры. Прикрепить флажки к стульям (или положить на стулья), которые расставлены в разных местах комнаты. Каждому игроку вручить по жетону такого же цвета, как флажки. После слов «Идите гулять» дети расходятся по всей комнате. Но как только прозвучат слова «Найди свой цвет», они должны собраться возле стула с флажком такого же цвета, который соответствует цвету их жетонов, и каждый должен назвать этот цвет.

 

Игра с платочками «Найди себе пару» (с сопровождением музыкой)

Цели игры: развитие координации движений, чувства ритма, формирование правильной осанки и тренировка вестибулярного аппарата, тренировка подвижности нервных процессов, умения различать цвета, поднятие настроения. Что надо для игры: платочки разных цветов по числу детей.

Ход игры. Каждому игроку вручить по платочку разного цвета. Когда звучит музыка, дети свободно танцуют, выполняя разные движения. После слов «Найдите себе пару» дети расходятся по всей группе и подходят к тому ребенку, с которым у них совпадает цвет платочка. Каждый должен назвать этот цвет.

 

 Пальчиковая гимнастика "Этот пальчик"

 Этот пальчик - дедушка,  

Этот пальчик - бабушка,  

Этот пальчик - папочка,  

Этот пальчик - мамочка,

 Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

 Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

 

Дыхательная гимнастика «Флажок» 

Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха. Оборудование: красный флажок. Посмотри-ка, мой дружок, Вот какой у нас флажок! Наш флажок прекрасный,  Ярко-ярко красный. Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем. Повторить 4-6 раз.  

 Физкультминутка «Салют» 

Вокруг все было тихо. (Встать прямо, руки опустить) 

И вдруг - салют! Салют! ( Поднять руки вверх)  

Ракеты в небе вспыхнули (Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо).  и там, и тут!

 Над площадью, над крышами, (Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками поднять вверх 2—Зраза)

 Над праздничной Москвой  

Взвивается все выше Огней фонтан живой.

 На улицу, на улицу (Легкий бег на месте).  

Все радостно бегут,

  Кричат: «Ура! », (Поднять руки вверх, крикнуть «Ура»). 

Любуются (Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влевовправо)

На праздничный салют!

 

Сюжетно-ролевая игра «Моряки» 

 Цель: Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Учить действовать в импровизации самостоятельно. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Словарная работа: якорь, капитан, корабль, штурвал, рулевой, матрос. Предшествующая работа: чтение художественной литературы о кораблях, моряках, просмотр фотографий и видеороликов о море, моряках, кораблях.  Оборудование: морской воротник, фуражка капитана, медицинский халат, якорь, штурвал, бинокли, строительный материал.

Ход игры: - Ребята, я предлагаю сегодня вместе отправиться в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие? (На самолёте, на поезде, на машине, на корабле) - Чтобы оправиться в путешествие на корабле, что для этого нужно сделать? (Построить корабль) - Из чего мы будем стоить корабль? (Из большого деревянного строителя и мягких модулей) Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров. - Вот корабль и готов. А кто бывает на корабле? Кому что надо для работы?

(Воспитатель берет на себя роль капитана и помогает распределить роли, кто кем будет. Затем можно и кому-то из детей предложить быть капитаном).

 Дети: Капитану - бинокль, матросам - бескозырки, для врача - чемоданчик с  инструментами, лекарством, коку – посуда и продукты. - Что делает капитан? Определяет курс корабля и отдаёт команды. Право руля, лево руля! Полный вперёд! Рулевой у штурвала. Матросы надраивают палубу. Радист сообщает о движения судна. Врач следит за здоровьем команды на корабле. Кок готовит еду для всей команды. Звучит музыка «Шум моря».

Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к отплытию, пройти медицинскую комиссию». Врач осматривает всю команду. Команда после допуска к плаванию заходит на судно. Капитан даёт команду: «Пассажирам занять свои места!». Занимают места на корабле.

Капитан отдает команду: «Поднять якорь! Поднять трап! Полный вперёд! ». Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля!». Капитан просит кока приготовить обед для команды. Вот матросы увидали –  Впереди земля. Капитан велит к причалу, Штурман - у руля (Дети приставляют ладонь ко лбу, вглядываются вдаль). Все возвращаются домой, покидают корабль сначала пассажиры, доктор, матросы, последним уходит капитан.

Консультация для родителей

«Что рассказывать детям о Великой Отечественной войне»

         Много было написано песен, стихов, рассказов, повестей и романов о Великой Отечественной войне. И основная задача родителей - формировать в своих детях чувство патриотизма, воспитывать любовь и уважение к ветеранам и защитникам Родины, знакомить детей с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы России.  Что будет с нашими детьми? Что будет означать для них понятие  Второй мировой Войны? Как рассказать об этой Великой Войне, какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях молодых ребят, ставших в  последствии героями? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?  Как рассказать ребенку о войне?        

   Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая и 23 февраля. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с        четырех - пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой беседы может стать канун  Дня Защитников Отечества или  Дня Победы.        

     Как донести правду о войне, что бы дети поняли, что бы впору им пришлась та правда.  Дети мыслят как художники и поэты: детальными, до мелочей, сценками из памяти  «живыми картинками», фигурами воображения. Дети мыслят ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ.  Поэтому правду о войне необходимо запечатлеть в представлениях. Дети «живут по собственным часам», мыслят синкретично, то есть целостно, устанавливают сказочные, причудливые связи; существующие только в их сознании отношения. Поэтому рисовать картину войны необходимо большими мазками, акцентироваться на главном. Рассказывай суть, не путай, не перегружай, погоди с «диалогическим подходом». Чётко и точно, по существу. Зачин короткий – главная мысль, и несколько примеров – иллюстраций.  Когда нарастёт «плоть мысли», накопятся первичные ассоциации (тут хорошо бы фильмы военные посмотреть, песни послушать, художественные произведения почитать, на полотна фронтовых художников взглянуть), тогда можно и индукцию вплетать. От частного – к общему.        

    Несколько представлений под вашим руководством малыши пускай сравнивают, общее обнаруживают (обобщают), от пустяков абстрагируются и сами к правде прикасаются. Логика логикой, да не логикой единой жив человек. Сердцем он прежде всего жив! Умозрением! Очи тогда правду отыщут, коль не холодна она – горяча, с любовью, с

чувством, с интуицией, с верой крепко-накрепко спаяна. Восхититься, возрадоваться, заплакать… Непосредственность… «Будьте как дети».          Правда о войне должна исходить от любимого, авторитетного взрослого. И рассказывать о войне надо, как в первый и последний раз.  Всё меньше ветеранов, участников войны, тружеников тыла. Невозможно переоценить «семейную память». Прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, никто лучше о войне не скажет. Слушайте же ветеранов, каждое слово ловите, каждую секунду цените. Свидетельское показание о войне. Глаза прозрачные, уже не здесь, почти, не с нами…  А как   9 мая настанет, ордена наденут, мёда напёрсток отведают, взбодрятся, помолодеют, на грешную изверившуюся, сбесившуюся землю снизойдут. И сквозь боль, одиночество, непонимание; поверх крысиных расчетов, ссудных процентов,  гламурных  тусовок,  фальшивых продажных «звёзд»… речь поведут. «Сначала было слово». О Серёжке с Малой Бронной. О Витьке с Моховой. О том, как страшно на войне. О бомбёжках и обстрелах. Бух. Бах. Тра-та-тата. О «друзьях, товарищах». Всё вспомнят. Пехоту, «родную роту», отцовкомандиров. Кашу из котла. Окружение. Плен. Госпиталь. Раны. Страдания. Подвиг. Победу. «Одна на всех, мы за ценой не постоим». Гнут нас, ломают – мы трещим, но несломлены. Это потому что ещё не покинул окоп последний ветеран. Обрушивают ушаты грязи, клеветы, да не пристаёт к нам грязь. Это потому что ветераны на передовой, по больницам и домам престарелых, с костылями наперевес учат молодых уму разуму. Вычёркивают нас из истории, нет, говорят энергии, энтропия, развал… Так то оно так… Но есть всё же есть ещё порох в пороховницах. Это потому что ветераны в проклятые годы развала зачерстветь нам окончательно не дозволили. Мудрые святые старики. Мудрость, она ведь наивной только кажется. Старый да малый. «Возвращайся, сделав круг». Старик и ребёнок завсегда найдут о чём поговорить, всегда услышат друг друга. И ребёнок запомнит…  Навсегда. И своим детям передаст ту эстафету, тот негасимый огонь. И старик усмехнётся в бороду: не зря жил. Сменяя друг друга, идут поколения, Но память о прошлом не знает забвенья.                                                                                          

      И грозные строки взывают с гранита:     "Никто не забыт, ничто не забыто. Мы никогда не должны забывать о подвиге наших воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой войне. В этот великий праздник –  День Победы - мы вспоминаем всех тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее. Память о войне 1941-1945 года хранится в людских сердцах и передается из поколения в поколение. Много было сооружено мемориалов, памятников, посвященных героям войны.

ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА.

Когда на раненную Землю,

Пришла победная весна!

Волной народного веселья

Проникла в каждый дом она!

Парад Победы… Флаги… Лица…

И песни праздничный мотив.

Над площадью, как будто – птица

Цветная ленточка летит…

Галина Филиппова «Георгиевская ленточка»

Чёрный дым, оранжевое пламя,

Полосы из пороха с огнём,

Мы своих по ленточке узнаем,

Со Святым Георгием идём!

С гордостью и доблестью Отчизны,

Славой наших дедов и отцов,

Нам в подарок жизнь за чьи-то жизни

С лентою знамён и орденов.

От Войны опять открылись раны,

В обороне мы к плечу плечом,

Мы – потомки, мы на поле брани

Символ её бережно несём!

Чёрный дым, оранжевое пламя,

Из руки к руке, и сердцу легче!

Узелок завяжем мы на память

О Победе, нету его крепче!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного 71-ой годовщине Великой Победы "Неугасима память поколений.." в подготовительной группе

Сценарий праздника для подготовительных групп ДОУ  направленный для воспитание патриотических чувств у детей, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины, и осознанного отн...

Конспект мероприятия «О героях былых времен…» в рамках I городского конкурса патриотической направленности «Память поколений»

Память….Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 73 года нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: «Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня»....

Неугасима память поколений

сценарий мероприятия к Дню Победы...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Память поколений» в старшей группе.

Воспитатель: Каждый год в начале мая, наша страна празднует великий праздник - День Победы. Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле.Послушайте стихотворение Н. Иванов...

Педагогический проект Книга Памяти "Память поколений"

Здравствуйте дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию педагогический проект в младшей разновозрастной группе  Книга Памяти "Память поколений" реализуемый в честь 75 летия Великой Побе...

Память поколений

Информация об Участнике ВОв Червяковой Е.Н....

«Знакомство детей с Великой Отечественной войной через память поколений»

Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности, через формирование позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к...