Познавательно – творческий проект в подготовительной к школе группе №9 «Как рождается книга»
проект (подготовительная группа) на тему

Горбачева Ольга Викторовна

 

Познавательно – творческий проект

в подготовительной к школе группе №9

«Как рождается книга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_rozhdaetsya_kniga_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №200 «Волшебный башмачок»

городского округа Тольятти

Познавательно – творческий проект

в подготовительной к школе группе №9

«Как рождается книга»

                                                                                                                          Автор проекта:

                                                        воспитатель первой квалификационной категории Горбачева О.В.

2018г

Информационная карта проекта

Название проекта «Как рождается книга»

Тип проекта: Познавательно – творческий проект

Срок: краткосрочный

Место проведения: МБУ №200 «Волшебный башмачок». Бульвар Гая,29.гр №9

Дата проведения : апрель 2018г

Воспитатель: Горбачева О.В.

Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители.

Характеристика группы: в группе 22 ребенка

Актуальность: Люди все реже берут книги в руки, читают их, а уж тем более задумываются над тем как рождается книга. Книжная культура в наши дни радикально меняется. Главной причиной является развитие науки и современных технологий, появление новых методов получения информации

Проблема:  у детей недостаточно знаний об истории создания книги, о значении книги в жизни человека; бедный тематический словарный запас.

Цель: Познакомить детей с историей создания книги, с ее развитием. Формировать бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто её создаёт. Активизировать познавательную и речевую деятельность. Вызвать интерес к миру книги.

Задачи:

  • Расширить представления детей о книге, назначении книг, развитии книги в истории и культуре человечества;
  • Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения; сочинять  сказки, загадки, творческую инициативу
  • Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи  по теме;
  • Воспитывать уважение к людям, создателям книг, бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости. Повторить правила обращения с книгой.

Этапы проекта.

1.  Подготовительный:

Цель: Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей. Совместное определение целей, задач и методических приёмов проекта.

Деятельность педагога:

  • Беседа   с детьми  на тему «Что мы знаем о книгах» Выявление  уровня знаний детей по данной теме, мотивировать к участию в проекте
  • Подборка  и накапливание нужной литературы, наглядно-демонстративного материала
  • Разработка   конспектов для непрерывной образовательной деятельности по проекту.
  • Оформление  папки-передвижки для родителей по теме проекта.
  • Подборка дидактических, словесных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта
  • Разработка анкеты для родителей

Деятельность детей:

  • Проявление инициативы и желания участвовать в познавательной деятельности (Участие в беседе, рассматривание  иллюстрации с изображением разных книг,библиотеки)

Деятельность родителей:

  • Информационное обеспечение проекта , помощь в подборке материала.

Основной этап.

Деятельность педагога:

Деятельность с детьми по реализации проекта «Как рождается книга»

 в соответствии с образовательными областями.

  • Организация сюжетно-ролевой игры «В книжном магазине» , «Бибилотека»
  • Организация игры –драматизации «Поиграем угадаем»
  • Организация подвижных игр «Зайцы и лиса», «Волк и козлята»
  • Беседы «Значение книги для людей», «Профессии людей, которые помогают сделать книгу»
  • Чтение стихотворения В. Берестова «Кто чему научится»
  • Подборка материала для продуктивной деятельности
  • Организация словесных и дидактических игр «Назови части книги», «Назови профессию», «Один-много»,«Угадай название книги», «Доскажи словечко»
  • Консультации для родителей: «Развиваем речь ребенка через практическую художественную деятельность», «Речевые игры», «Помогите ребенку овладеть родным языком»

Деятельность детей:

Активное участие в реализации проекта:

  • Участие в беседах, в сюжетно- ролевых играх,  в играх- драматизациях, в подвижных играх
  • Участие в словесных играх «Назови части книги», «Назови профессию», «Один-много»,«Угадай название книги», «Доскажи словечко»
  • Заучивание стихов: «Кто чему научится»,  «Кто трудится над книгой» (К.Мухоммади), физминутки
  • Составление сказок и загадок
  • Рисование  «Иллюстрации к сказкам»
  • Лепка «книги»
  • Реставрация  книг
  • Совместное с  родителями посещение городской библиотеки. Наблюдение за работой библиотекаря. Совместное с  родителями посещение книжного магазина
  • Изготовление  авторских книг сказок и рассказов   с рисованием иллюстраций на страницах.

Деятельность родителей:

  • Информационное обеспечение проекта
  • Рассматривание иллюстраций с детьми дома;
  • Домашнее чтение
  • Экскурсия с детьми в книжный магазин и библиотеку
  • Подбор материала для изготовления авторских книг

Заключительный этап.

Деятельность педагога:

  •  Диагностика детей на уровень полученных знаний (Беседы с детьми «Что нового мы узнали?» ).
  •  Побуждение детей к созданию авторских  книг сказок ,загадок.
  •  Организация выставки авторских книг, созданных руками участников проекта
  • Благодарности детям и родителям за участие

Деятельность детей:

  • Реализация полученных знаний  в ходе диагностических бесед;
  • Создание  авторских    книг сказок ,загадок

Продукт проектной деятельности:

1.Консультации для родителей;
2.Разработка сценариев занятий;
3.Авторские детские книги сказок ,загадок

Вывод:

Цель проекта достигнута. Поставленные задачи выполнены. Дети знают и рассказывают об истории создания книги. Имеют представления о значении книги в жизни человека. Знают о людях различных профессий, которые помогают их создавать. Умеют с помощью различного материала совместно с воспитателями создавать книги, сочинять сказки, загадки .Активизировалась коммуникативная  функция речи и  познавательная деятельность детей;  обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи  по данной теме.

Список литературы:

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы

Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» - М.: -2010 г

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

Интернет ресурсы

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

Этап

Формы работы

(с наименованием)

Задачи

Срок реализации

Место проведения, исполнитель

1 этап:

Подготовительный

- Беседа   с детьми  на тему «Что мы знаем о книгах» Выявление  уровня знаний детей по данной теме, мотивировать к участию в проекте

-Подборка  и накапливание нужной литературы, наглядно-демонстративного материала

-Разработка   конспектов для непрерывной образовательной деятельности по проекту.

-Оформление  папки-передвижки для родителей по теме проекта.

-Подборка дидактических, словесных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта,

-разработка анкеты для родителей

Подобрать материал пособия, оборудование

2 дня

Группа №9

воспитатель

2 этап: основной

1. Беседы с детьми

«Значение книги для людей», «Профессии людей, которые помогают сделать книгу», «Путешествие в прошлое книги»

2. Непосредственно-образовательная деятельность

«Что такое книги и где она живет», «Как рождается книга», «Сочиняем сказку»

3.Художественное творчество

Рисование «Иллюстрации к сказкам», лепка  «Книги»

Изготовление  авторских книг сказок и рассказов   с рисованием иллюстраций на страницах

4. Чтение художественной литературы:

В. Берестова «Кто чему научится»,

К. Мухоммади «Кто трудится над книгой»

 

5.  Дидактические игры:

 «Назови части книги», «Назови профессию», «Один-много»,«Угадай название книги», «Доскажи словечко

6. Сюжетно-ролевые:

 «В книжном магазине» , «Бибилотека»

Работа с родителями:

-  Консультации для родителей «Развиваем речь ребенка через

практическую художественную деятельность», «Речевые игры», Экскурсии в книжный магазин, библиотеку

Образовательная область:  «Познавательное развитие»

Развивать познавательную активность ,расширить представления детей о книге, назначении книг, развитии книги в истории и культуре человечества ,знакомить детей с историей происхождения и изготовления книг

Образовательная область «Речевое развитие».

 Развивать самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения, сочинять сказки ,загадки.

Расширять ,обогащать и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи  по теме

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Поощрять желание передавать особенности  книги в деятельности.

Воспитывать самостоятельность, творческую инициативу

Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

1  неделя

Группа№9, воспитатель

3 этап: Заключительный этап

Создание  авторских    книг сказок ,загадок

Развивать умение  с помощью различного материала совместно с воспитателями создавать  авторские книги сказок ,загадок.

Развивать творческие способности детей путём привлечения их к созданию авторских  книг – самоделок.

3-4 дня

Группа №9, воспитатель

4 этап: Подведение  итогов

В ходе реализации проекта «Как рождается книга»

сформированы у детей необходимые представления о истории создания  книги

Предметно – развивающая среда пополнена д/и, разработаны конспекты занятий, игр. Повысилась компетентность родителей

Активизировалась коммуникативная  функция речи и  познавательная деятельность детей;  обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи  по данной теме.

пятница

Группа №9, воспитатель


Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе

«Что такое книга и где она живет»

Цели:

Донести информацию о значении и важности книг в нашей жизни.

Познакомить с книгой, ее строением, оформлением.

Объяснить, как нужно обращаться с книгой, что книгу нужно беречь, ремонтировать, если она повредилась.

Обогащать представления детей о жанрах произведений, дать понятия словам «писатель» и «поэт».

Познакомить с термином «Библиотека» и дать ему понятие.

Ознакомить с правилами посещения библиотеки, правилами обращения с библиотечными книгами.

Ход занятия:

- Ребята, я сейчас загадаю вам несколько загадок, а вы внимательно послушайте и скажите отгадку!

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней!

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает».

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает,

Тот много знает

- Молодцы! Все эти загадки о книге! Книги встречают человека с раннего детства и сопровождают его на протяжении всей жизни.

Книга – верный,

Книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

«Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки!» -

Все ребята говорят.   (З.Бычков)

-А вы слышали выражение: «Книга – твой друг, береги её!»? (Ответы детей)

- Как вы думаете, для чего нужно читать книги? (Ответы детей)

-Действительно, книги помогают нам познавать окружающий мир, они делают нас умнее, из них мы узнаем много нового и интересного.

«Книга поможет узнать обо всем:

Про одежду и дом, про собаку и кошку,

Про всех понемножку.

В веселых стихах о разных часах,

О числах и счете тоже прочтете».

- А кто из вас знает, из каких частей состоит книга? (Ответы детей)

- Книга состоит из следующих частей (рассказ и показ воспитателем всех частей книги):

- обложка (переплет) – она всегда очень твердая и прочная

- корешок – это то место, где скрепляются страницы (клеем или нитками)

- титульный лист

- содержание или оглавление

- страницы, которые расположены в определённом порядке, на них напечатаны буквы и картинки. Страницы книг бумажные, а вы все знаете, что бумага очень легко рвется и мнется. Поэтому если с книгой обращаться неаккуратно, небрежно, то она очень быстро портится, рвется и становится непригодной для чтения.

- А как вы считаете, при обращении с книгой есть какие-то правила? (Ответы детей)

-Правильно! Вы молодцы! Все знаете! Давайте еще раз их вместе проговорим, запомним и будем их применять в жизни:

1. Брать книгу чистыми руками

2. Не перегибать книгу, чтобы не выпадали страницы

3. Не класть в книгу карандаши и другие предметы: от этого рвется переплет

4. Не загибать страницы, пользоваться закладкой

5. Не читать книгу во время еды

6. Завернуть книгу в обложку

7. Не писать и не рисовать в книгах

8. Если книга порвалась, ее нужно подклеить

- Скажите, а какие бывают книги? Они все одинаковые или разные? (Ответы детей)

- Они бывают большие и маленькие, в мягком или твердом переплете, бывают энциклопедии, сказки, рассказы, стихотворения.

- Давайте вспомним, что такое сказки, чем они отличаются от других произведений? (Ответы детей)

- Правильно, в сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть волшебные предметы и волшебные помощники.

А чем же рассказы отличаются от других произведений? (Ответы детей)

- В рассказе говорится о том, что случилось в жизни, или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. Рассказ можно придумать о чём угодно. Люди, которые пишут рассказы и сказки называются писателями. А люди, которые пишут стихи, называются поэтами.

Физминутка «Открывай скорее книжку»

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик, круглый бок:

вверх-вниз, прыг-скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой –

Ведь у киски мех такой!

- Ребята, скажите, а где вы дома храните свои книги? (Ответы детей).

- Да, дома мы храним книги на книжных полках, в книжном шкафу. Но представьте, если книг очень, очень, очень много, то где их можно хранить? (Ответы детей).

- Вы слышали такое слово «библиотека»? (Ответы детей)

- Библиотека – это специальный большой дом для книг! Все книги в библиотеке хранятся на полках и расположены в определенном порядке. Книги из библиотеки дают читать домой. Таких людей называют читателями и на них заводят специальный документ – читательский билет, в который записывают фамилию, имя, адрес читателя, число, когда взяли книгу из библиотеки и когда нужно её вернуть обратно. Библиотека, это общественное место, в которое ходит много людей, чтобы взять книги домой или почитать их в библиотеке в специальном зале. Поэтому в библиотеке тоже существуют правила поведения, которые нужно соблюдать: в библиотеке нельзя кричать, бегать, мешать другим. Рвать, мять, рисовать, загибать, вырывать страницы книг.

- А кто-нибудь из вас был в библиотеке? Брал книги домой почитать? (Ответы детей).

- Очень хорошо! А я вам предлагаю воспользоваться мини библиотекой, которая находится в нашей группе! Сейчас я вам раздам читательские билеты, как в настоящей библиотеке! И вы сможете брать книжки из нашей библиотеки и пользоваться ими.

- Ну что ж, вот мы сегодня с вами и узнали, что же такое книга и где она живет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе: «По страницам красной книги».

Занятие включает в себя интеграцию образовательных областей познание и художественое творчество. На занятие закрепляем знания детей о природе родного края республики Бурятия, создаем с детьми свою Кра...

Творческо-информационный проект с воспитанниками подготовительной к школе группы "Как подружиться с книгой"

Творческо-информационный проект с воспитанниками подготовительной к школе группы "Как подружиться с книгой" разработан и реализован совместно с воспитателем Лишановой Еленой Викторовной....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ...

"Путешествие книги" Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием ИКТ....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (ООД) по познавательному развитию в подготовительной к школе группе № 7 «Путешествие в страну безопасности» (приуроченной к неделе творческих отчетов)

Развивать умение наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и  явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.Закрепить знания детей  о правилах ...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги»

Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как преобразилась книга под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека...

Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Красная книга Алтайского края"

Дать детям представление о Красной книге, создать условия для ознакомления с некоторыми редкими животными и птицами....