Семинар-тренинг для родителей "Ваш ребенок первоклассник"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Бабина Ирина Михайловна

Семинар-тренинг будет полезен педагогу-психологу, а также педагогам ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vash_rebenok_pervoklassnik_seminar-trening.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 29»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Семинар – тренинг

для родителей

на тему:

«Ваш ребенок - первоклассник»

Подготовила: педагог-психолог

                                                                                                                Бабина И.М.

Цель: помочь родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и формировании психологической готовности к обучению в школе.

Материал: мяч, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, бланк «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?», памятка «Двигательная активность ребенка», набор карточек для игры «Ваша реакция» - на каждого участника.

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства. Предлагаю каждому назвать свое имя и прилагательное, которое начинается на первый звук вашего имени и может вас характеризовать, например, Лариса – лояльная, Дмитрий – добрый.

Выполнение задания

Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школе: записали на подготовительные курсы, в кружки, приобрели познавательные игры.

Но знаете ли вы, что для успешности обучения первоклассника важен психологический настрой родителей? Как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно сказывается на готовности ребенка к школе. Предлагаем вам выполнить задание. Напишите фразу или изобразите  в рисунке то, что ассоциируется у вас со словом «школа».

Родители выполняют задание. При желании они могут показать свои рисунки, рассказать о возникших образах-ассоциациях, выслушать комментарии психолога.

Негативные ассоциации типа «кричащий учитель», «не знаю, что ответить», «спрятанный дневник» часто говорят о том, что взрослые на подсознательном уровне переносят на детей свои негативные школьные переживания. Это может отразиться на состоянии ребенка, вызвать у него чувство тревожности. Не следует демонстрировать свои негативные эмоции, их надо преобразовывать. Вспомните, что вам нравилось в школе, свои успехи, увлечения, забавные случаи.

Давайте проведем небольшой тест, результаты которого дадут ответ на вопрос, готовы ли вы психологически отдать ребенка в школу. Прочитайте внимательно утверждение и, если вы согласны с ним, поставьте рядом цифру 1.

Родители получают бланк теста и выполняют задание.

Подсчитайте, какое количество баллов вы набрали.

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте контактировать со сверстниками. Займитесь его закаливанием.

5-9 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с  будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и будете в соответствии с его рекомендациями готовить ребенка к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, вы очень уверены в себе и своем ребенке. Помните: уверенность не должна превратиться в беспечность и невнимательность.

Начало обучения в школе – один из самых ответственных моментов в жизни ребенка. Как вы понимаете выражение «ответственный момент»? (ответы). Попробуем определить, что может вызвать у ваших детей затруднение.

Родители образуют круг и, передавая друг другу мяч, высказывают свое мнение по предложенной теме. (новый коллектив, смена обстановки, незнакомые учителя, новые обязанности, большие нагрузки)

Ваши высказывания говорят о том, что большинство из вас осознают: начало обучения в школе – переломный этап в социально-психологическом становлении личности.

Но учеба в школе – это еще и большие физические и эмоциональные нагрузки. От уровня физического развития и состояния здоровья зависит продуктивность психических функций, определяющих, в свою очередь, успешность усвоения знаний. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно продолжительное время сохранять осанку, сидя за партой. Он начинает вертеться и в результате не усваивает часть информации, которую дает учитель.

В связи с этим необходимо приучать детей регулярно выполнять физические упражнения, способствующие укреплению всех групп мышц, формированию правильной осанки.

Понаблюдать за двигательной активностью ребенка в домашних условиях вы можете самостоятельно. Возможно, некоторые из пунктов предлагаемой памятки содержат вопросы, которые вам задаст учитель в школе. Ваши ответы помогут педагогу индивидуально подойти к ребенку и правильно построить процесс обучения.

Раздаются памятки.

Как вы думаете, есть ли различия между понятиями «желание пойти в школу» и «желание учиться»?

Высказывания некоторых детей («Пойду в школу, потому что туда ходят другие», «У меня будет новый портфель», «Хочу ходить в школьной форме») говорят о том, что их привлекает лишь внешняя сторона новой, школьной, жизни. При этом внутренняя позиция школьника – направленность на обучение – находится на начальной стадии формирования. Что же могут сделать родители, чтобы у ребенка возникло желание учиться?

Наши рекомендации:

-Сходите с ребенком в школу, познакомьтесь с учителем

-Расскажите ребенку о своих любимых учителях, покажите фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами

-Организуйте семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей

-Поиграйте с ребенком в сюжетно-ролевую игру «Школа»

-Используйте в речи пословицы и поговорки, в которых прославляется ум, подчеркивается роль знаний в жизни человека

-Сделайте семейное чтение художественной литературы семейной традицией

-Привлекайте детей к пользованию познавательной литературой в поисках решения возникших вопросов

-Никогда не запугивайте ребенка школой! Неосторожное высказывание, строгое выражение лица и резкий жест могут вызвать у него негативную реакцию, страх, неуверенность в своих силах и, как следствие, нежелание идти в школу.

Давайте поиграем.

Игра «Ваша реакция»

Вы на несколько минут превратитесь в детей. Я буду мамой. Представьте, что вы показываете мне тетрадь с некрасиво (неправильно, неаккуратно) написанными буквами или цифрами или неверно выполненным заданием. Подумайте, какую реакцию может вызвать у ребенка каждое мой высказывание и поднимите соответствующую карточку.

Раздаются наборы карточек, на которых написаны высказывания: «уверенность в своих силах», «чувство тревоги», «как все надоело», «нежелание идти в школу», «чувство вины», «неуверенность в себе».

Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, а в следующий раз будет еще лучше.

Если ты напишешь еще лучше, я буду любить тебя еще сильнее.

Вечно за тебя приходится краснеть.

Никуда не годится! Ты, наверное, будешь двоечником!

Надеюсь, вы поняли, как важны для ребенка ваше внимание, ваше мнение, ваше уважение к нему как к личности. Помогите своим детям почувствовать радость познания, вселите в них уверенность в собственных силах. Ваши такт и терпение помогут им не только в учебе, но и в любых жизненных ситуациях. Давайте пожелаем друг другу успеха.

Родители образуют круг и по цепочке пожимают друг другу руки.

И последнее задание. Нарисуйте цветными карандашами портрет своего ребенка – будущего первоклассника.

Готовы ли отдать ребенка в школу?

(по Е.А. Хасановой)

1.Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе.

2.Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок будет чаще болеть.

3.Вы не можете представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладевает чтением, письмом, счетом?

4.Вы уверенны, что Ваш ребенок сможет быть лучше всех.

5.Вы считаете, что первоклассники не достаточно самостоятельны.

6.Вас волнует, будет ли первый учитель внимателен к Вашему ребенку.

7.Вы опасаетесь, не будут ли другие дети обижать и дразнить Вашего ребенка.

8.Вы не уверены в объективности и справедливости будущего учителя.

9.Без Вас ребенок часто плачет, угнетен.

10.Вы считаете, что в возрасте 6-7 лет ребенка лучше обучать дома, а не в школе.

11.Вы считаете, что Ваш ребенок будет уставать в школе.

12.Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться.

13.Вы опасаетесь, что с началом обучения в школе Ваш ребенок станет непослушным.

14.Вам кажется, что Ваш ребенок откажется идти в школу без Вас.

15.Вы уверенны, что дети – первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку.

Двигательная активность ребенка

План наблюдения

1.Сколько времени в течение дня ребенок находится в движении? Умеет ли он ходить с разной скоростью, выполнять движения, включать в работу различные группы мышц?

2.Сколько времени в течение дня ребенок выполняет действия, связанные с мелкой моторикой рук (плетение, рисование, лепка, вырезание)?

3.Какие игры предпочитает ребенок: подвижные, спокойные, настольные?

4.Какой рукой предпочитает действовать ребенок?

5.Обратите внимание на осанку ребенка, когда он стоит, сидит, бегает. Может быть он сутулится, жалуется на боли в спине, в грудной клетке или ногах?

6.Заниматеся ли ребенок утренней гимнастикой, физическими упражнениями, катается на коньках, лыжах, умеет ли плавать?

7.Есть ли у ребенка интерес к физической культуре и спорту?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.  Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Однако в...

Семинар - тренинг "Я буду пестовать тебя с рождения"

Семинар - тренинг  актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассм...

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"...

Семинар-тренинг «Эмоциональное развитие ребенка в семье»

 Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их о...

Семинар-тренинг психолога для педагогов "Вопросы адаптации ребенка в ДОУ"

Адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются....

"Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком" - семинар-тренинг для педагогов ДОУ

Цель: формировать у педагогов знания и представления о личностно ориентированной модели общения взрослого с ребёнком. Задачи: 1. Познакомить педагогов с целями личностно ориентированной модели общения...