«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шепелева Антонина Ивановна

  16 января 1943 года наш город был освобожден  от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данному событию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_kazennoe_doshkolnoe.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное   образовательное учреждение детский сад №19- Центр развития ребенка города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…»

Экскурсия в  "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25

Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. 

                          Разработчики: Малюкова Г, Ю. –воспитатель

                                            Шепелева А. И. – воспитатель

                                               Столярова Н. А. – воспитатель

                                                    Менжулина Ж. В. – музыкальный

                                                                                           руководитель

                                                                                               1.Пояснительная записка.   Воспитание патриотизма у дошкольников значит воспитание привязанности к своей малой родине, что в будущем становится основой для формирования любви  к своему краю и гордости за свою Отчизну. Что подтверждает Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

2.Актуальность темы.    16 января 1943 года наш город был освобожден  от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Этот проект приурочен к данному событию.

3. Цель.     Развитие у дошкольников гражданской позиции, пополнение знаний об освобождении города, развитие преемственности детского сада и школы.

4.Задачи.

Образовательные: формировать представление детей о событиях ВОВ. Развивающие: развивать связную речь, память, мышление, логику, внимание.

Воспитательные: воспитание патриотических качеств личности, побуждать к познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности.

5. Предварительные мероприятия.

1.Просмотр  фильма А. Никонова  «Острогожско-россошанская операция».

Цель: Пробудить в детском сознании гордость за свою малую Родину.

2.Экскурсия на реконструкцию освобождения Россоши.

Цель: Прочувствовать сердцем события военных лет.

3.Сюжетно-ролевая игра «Юные защитники».

Цель: Дать детям проявить свои качества патриотизма на практике, объединять в коллектив с общей целью.

 Ход  экскурсии.

Давным-давно была война, и людям горя много принесла она.

По всей стране рыдали дети и плакали о павших матеря.

Наш край в таком же был аду, и все сметая на своем ходу

Захватчик, свой  наводя порядок, принес нам слезы и беду.

Казалось, нет конца и края, и что земля уж обессилев, умирает!

Но нет, настал расплаты час – войска советские освободили нас!

И солнце засветило по- другому и слезы счастья полились из глаз!

Спасибо тем, кто проявил терпенье и мужество  и жертвоприношенье.

За наше мирное житье, за кров над головою!

Мы будем помнить вечно вас, и чтобы памяти огонь

и  в ваших душах не погас, сегодня о войне я поведу рассказ!

Рассказ детям.

Нападение Германии  было внезапным и подлым. Гитлер  предполагал, что своим молниеносным вторжением на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) выиграет войну скоротечно и с малыми потерями. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы.  Но не учел он, что сказки про русский дух, это не просто сказки, это состояние русской души. Честь и отвага в крови у каждого русского .

Сегодня мы пришли в "Школьный музей боевой и трудовой славы" 

 Есть музей технический,  есть биологический,      
Есть ещё и боевой весь пропитанный войной. 

В этом музее нельзя кричать,

 а надо только слушать и молчать.

Первые бомбы на город вражеский самолет сбросил в сентябре 1941 года, а 6 октября в 16 километрах от станции  Россошь жестокой бомбежке подвергся поезд с эвакуированными. В конце мая 1942 года гитлеровская авиация бомбила Россошанский железнодорожный узел пять ночей подряд. В те дни противник наносил удары по внешним коммуникациям Юго-Западпого фронта, чтобы сорвать наступление наших войск под Харьковом. Остановить движение по магистрали на участке Россошанского отделения дороги ему не удалось, но урон станции нанесен был большой: разрушены здания паровозного и вагонного депо, клуб железнодорожников, многие дома на пристанционных улицах превращены в руины. Шесть месяцев и девять дней хозяйничали в Россоши оккупанты. В городе были созданы новые власти: магистрат окружное земельное управление, районная и городская полиция, биржа труда, назначены старосты улиц, волостей, колхозов.

Многие жители пожертвовали собой ради Победы. Очень хочется поведать вам рассказ о б отважной женщине- Серафиме Васильевне Бухаровой. В первые дни войны решила идти на фронт. Бухарова явилась в военкомат с единственной просьбой – дать ей возможность защищать Родину. Фронту были нужны медицинские работники и ее направили политруком в медицинскую школу. Каждый день мимо Россоши проходили эшелоны с ранеными. Серафима Васильевна дневала и ночевала в школе, готовя медицинских сестер.  А линия фронта приближалась к городу. Население стали эвакуировать. Июльской ночью ее с маленьким ребенком и другими беженцами настигли оккупанты. Пришлось возвращаться. Однажды Бухарову вызвали в гестапо. Разговаривал с ней «сам» начальник. Суть этого разговора сводилась к тому, что гестапо известна антигитлеровская пропаганда, которую проводила Бухарова. Но она может рассчитывать на полное прощение, если согласиться идти работать переводчицей к немцам. Молодая женщина отказалась. Ее арестовали, много дней пытали, но Бухарова была непреклонна. Тогда озверевшие фашисты живой закопали ее в землю.

После «новых хозяев» оставались разруха и страдания.         

Но наши воины не сидели сложа руки. Перед вами оружие, которым   защищались наши солдаты, вот они драгоценные каски военного времени, которые спасали жизни и фляжки с водой, а еще командирская сумка – в ней хранились карта и секретные материалы.

                                 

В вашей  памяти должны сохраниться имена героев Великой Отечественной войны наших земляков. Одного из таких героев бывший  учащиеся 25 школы,  Герой Советского союза Иван Алексеевич Письменный, в годы войны совершил подвиг, оставшись единственным в строю из всего расчёта, Письменный продолжал сражаться в одиночку, пока не погиб. Он  вписан в историческую летопись нашей страны. В честь Письменного переименован его родной хутор, установлены бюсты в Россоши и на его родине.

         Отважным  героем показал себя Моховой Сергей Петрович, он командовал пулемётным взводом. Отличился во время битвы за Днепр. В боях за расширение плацдарма получил тяжёлые ранения, от которых скончался в госпитале. Были среди наших земляков и Герои -представители авиации. Средин них и братья-близнецы – Дудкины Григорий и Михаил. Лётчики имели на своём счету по несколько воздушных побед.                  

         Соколов Виктор Георгиевич - лётчик-бомбардировщик имел большой  список воздушных побед.

 Центральное место в музее занимает стенд, посвященный  Рябцеву Борису Ивановичу- его именем названа школа. Служил в  Красной/Советской Армии с 1945 года. Старший лётчик-испытатель, военный лётчик 1-го класса Борис Рябцев в аварийной ситуации во время испытательного полёта на самолёте-истребителе «МиГ-21 ПФС» 9 октября 1964 года не покинул машину, и катапультировался только после того, как самолёт оказался в безопасной для города зоне. На малой высоте парашют не успел раскрыться.  В сквере у средней школы№25, где он учился, установлен бюст Героя. 

                 

В годы Великой Отечественной войны людям, отличившимся в бою, командование вручало награды - ордена и медали. Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал  выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; захватил в плен вражеского офицера.

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады. В селе Поповка П. Д. Горбанев, оставшийся в оккупации, был организован актив из молодежи. Шура Коробкина, Галя Ольховик, Миша Клепачев, Валентин Горбанев, Наташа Алферова, Наташа Слюсорева помогали воинам, попавшим в окружение, спастись от карателей. Они выводили из строя технику, снимая с тракторов ипряча детали. В. Горбачев и М .Клепачев нашли рацию, восстановили ее и принимали последние известия из Москвы, распространяя ее среди населения. Фашисты схватили восемнадцатилетнюю Шуру Коробкину и казнили ее вместе с отцом Андреем Леонтьевичем. В ответ 200 жителей Поповки отказались выйти на работу, за что были жестоко наказаны. До позднего вечера немцы держали их на морозе в яме. Дети,

так же как и взрослые, были награждены орденами и медалями.                         

После освобождения россошанцы сразу начали отстраивать город. Уже 22 января 1943 года через станцию Россошь пошли поезда. За три месяца восстановили больницу, детсады, школы, промышленные предприятия. Не ослабевала помощь фронту. Рядовые жители отдавали свои сбережения и ценности для приобретения военной техники. Собирали зерно и продукты. Собранные продукты также поступали в россошанские военные госпитали.

Чтобы память не стирала события прошлых лет в Россоши в честь 75 летия освобождения   14 января прошла  Военно-историческая реконструкция освобождения нашего города . Мы с вами посетили это мероприятие.Кипели страсти по-настоящему, раздавались взрывы, солдаты шли в наступление с флагами, падали раненые, раздавались крики «Ура!». А потом всем желающим давали солдатскую кашу и даже разрешили потрогать оружие и сфотографироваться с ним. И это все было сделано для вас, наши милые дети, чтобы вы представили во всей полноте, что такое война.

А в игре «Зарница» вы показали всю свою удаль и мастерство. В вас вселилась отвага тех слдат из далекого прошлого.

     

Война – это страшно, голодно, это потери близких людей. Вы, будущие граждане должны это помнить и не допустить, когда станете взрослыми.

Сейчас наш город процветает и растет и веселится радуется в нем народ.

За небо мирное над нашей головой, за солнышко лучистое и яркое

Мы бьем поклоны низко до земли всем тем, кто пал на поле боя жарком.

6.Заключение.

Вот и закончилась наша экскурсия в данном музее. Уже не одно поколение наших воспитанников приходило сюда, чтобы узнать все о войне, чтобы посмотреть экспонаты и панорамы. И сами воспитанники приносили свои реликвии семейные, чтобы подарить музею. Вы тоже можете это сделать. За это тесное сотрудничество давайте скажем большое спасибо директору СОШ №25 – В. Ф. Ловцовой и руководителю музея  - Козютенко С. М. А руководство школы в свою очередь вынесло нам благодарность

 За березки и пригорки, за родимый дом.

За Кавказ, Кубань и Волгу, эа великий Дон.

Всем солдатам воевавшим  низкий наш поклон…

По солдатам, в битве павшим,-

Колокольный звон…

Список литературы.

  1. Морозов А.Я. «Россошь. Земли родной начало…» - ТО «Альбом», 2004, с. 252-307.
  2. Морозов А.Я. «На южном фланге Воронежского фронта» - Россошь, 2009.

      3. Книга Памяти. Россошанский район. Воронеж. 1995.

4.Архив  «Музея Боевой славы» при СОШ №25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотический краткосрочный проект для детей подготовительной к школе группы "Наша Родина - Кубань"

Нравственно-патриотический краткосрочный проект для детей подготовительной к школе группы "Наша Родина - Кубань"...

Проект Мини-музей «БОЕВОЙ СЛАВЫ», как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Центром реализации такой системы становится создание мини-музея, который поможет решить задачи в патриотическом воспитании детей....

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию "Моя Россия" детей подготовительной группы.

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Воспитание патриотизма - это не просто...

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию "Моя Россия" детей подготовительной группы.

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...

Проект Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

laquo;Не забывай Кровавые закаты,Когда в руинах был родимый край,И как на землю падали солдаты,Убитыми…Живой, не забывай!»М.Михайлов....