Волшебница вода
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

хайбулина ольга геннадьевна
  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chistaya_voda.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Конспект

 непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная область «Познание».

Тема: «Волшебница вода»

Старшая группа

                                                      Подготовила:                                                                                    хайбулина Ольга Геннадьевна

МБДОУ № 154

г. Оренбурга

Оренбург – 2017

Тема:  « Волшебница вода»

 Цели:

  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту

    Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, допол       нять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)

            Воспитывать усидчивость, аккуратность

Задачи:  

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения созданные руками русских мастеров

Развивающие:

Развивать: интерес к истории русской  культур, к миру предметов и вещей; умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью; творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.

Образовательные:

Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения.

Расширять и активизировать словарный запас: : облака, туман, пар, роса, жидкость, состояние, газообразное, твердое, свойства.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: коллекционирование кукол «Дамы эпох, комментирование, коммуникативная игра.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ иллюстраций, комментирование, использование схем, моделирование, определение и  практическая деятельность.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества практической детской деятельности, взаимопомощь детей.                                  

Создание среды для организации и проведения НОД: чтение стихотворений, рассказов о роли воды в жизни людей, растений, животных. Проведение ролевых подвижных игр, проведение бесед об экологически грамотном поведении в быту, развитие понимания необходимости отношения к воде как природному ресурсу, проведение наблюдений дома, на прогулку.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Практическая.

Художественно-эстетическое.

Ожидаемые результаты:

 -развитие у воспитанников бережное отношение к природе, чувство                                                 доброты, сопричастности и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

- умения детей действовать самостоятельно

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками;

- воспитание нравственно экологических  качеств;

- умение воспитанников  решать интеллектуальные и личностные задачи;

- формирование универсальных предпосылок к  учебной деятельности;

- расширение  и активизация  словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в практической деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Социально-коммуникативное развитие

  • социализация
  • труд
  • безопасность

Познание

Рассматривание коллекции.

Знакомство с историей куклы.

Развивать интерес к истории русской  культур, к миру предметов и вещей.

Принимать  активное, заинтересованное участие в образовательном процесссе.

Познавательное развитие

  • ФЭМП
  • ФЦКМ

Социализация

Практические действия с куклами.

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым так и им сами.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Речевое развитие

развитие речи

  • обучение грамоте
  • чтение худ-ой

          лит-ры

Коммуникация

Беседа о куклах, составление рассказов из личного опыта.

Коммуникативная игра.

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Художественно-эстетическое развитие

  • рисование
  • лепка
  • аппликация
  • конструирование
  • музыка

Музыка

Колыбельная песня.

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками.

Физическое развитие

  • Физическая культура
  • здоровье

Труд

Изготовление куклы-пеленашки.

Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Художественное творчество

Рассматривание коллекции, описание их одежды, аксессуаров.

Формировать у детей эстетический вкус.

Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров.

Физическая культура

Физминутка

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Чтение художественной литературы

Загадывание загадки

Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Безопасность

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.  Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

Показ иллюстраций.

2. Основная часть:

Показ слайдов, комментирование,  дискуссия.

Определение способа  изготовления  кукол.

Планирование.

Изготовление кукол-пеленашек.

Обыгрывание (колыбельная песня).

Физкультурная пауза  (Танец капелек).

Демонстрация современной куклы.

Образец составления рассказа.

Составление рассказов детьми из личного опыта о своей любимой кукле.

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД

3 мин

20 мин

2 мин.

25 мин.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей  Определение цели.

 Организационный момент.
- Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение.

 Вспомним:
С голубого ручейка
Начинается река.
А занятие начинается – с улыбки.

  воспит;   Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)

Воспит;  Да конечно же это вода. Я вам сейчас расскажу сказку,                                                                                                                             а вы присаживайтесь на стульчики ребята,. Итак, я начну, а вы мне помогайте.                                                                                                              - Жила была на свете принцесса Водичка. Она была очень молода и не знала, для чего она нужна на свете.

 Ребята,  как вы думаете а для чего нужна вода?

- Кто без воды не может жить?

- Зачем вода нужна растениям и животным?

- Что люди делают с водой? (педагог помогает сформулировать ответы детей) .

- Да, ребята, вы правы, вода есть везде, и на земле, и под землёй, и на небе

Посмотрите так вот она наша принцесса  -  Принцесса чистой воды.( на мольберте принцесса)

-Гуляла наша принцесса, а тут тучка появилась.(одеть корону мамы-тучки)

(звучит аудиозапись со звуками дождя) 

И так представьте, что я – мама Тучка, , а вы – мои детки капельки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

Удивилась принцесса- водичка, что ее капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. (схема круговорота воды в природе)

- Ребята, а давайте расскажем Водичке, какая она

 (ответы : прозрачная, у воды нет вкуса и запаха и т. д.) 

и покажем .

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории

Коммуникация

Художественная литература

Познание

Социализация

2.Основная часть.

Показ слайдов, комментирование,  дискуссия.

Определение способа  изготовления  кукол.

Планирование.

Изготовление кукол-пеленашек.

Обыгрывание (колыбельная песня).

Физкультурная пауза  (Танец капелек).

Демонстрация современной куклы.

Образец составления рассказа.

Составление рассказов детьми из личного опыта о своей любимой кукле.

Исследование «Волшебная вода»

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод

. (дети проводят опыты, доказывая свои ответы)

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим  (Дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, ста кан с питьевой водой)

 (подойдите к столу не мешая друг другу)

Опыт 1.  Дети, что налито в ваших стаканах? (Дети называют) Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают). Почему ты выбрал эту полоску? Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. Катя, ты нашла такую полоску? (Нет) Есть у воды цвет? (нет) Так как мы можем сказать о воде? (Она бесцветная. Катя, какая вода?Артём, какая вода? Все вместе.)

Открою вам, друзья, секрет
А у воды ведь цвета нет.
Цвет подобрать к ней невозможно
Она бесцветна, это точно.

Воспит; У каждого из вас есть чайные ложки. Опустите одну ложку в стакан с молоком, а другую в стакан с водой. Видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком? А в стакане с водой? Значит, что мы можем сказать о воде? Какая она? (Прозрачная.) Скажи, Вася, какая вода? Скажи, Оля. Скажите вместе.

Вывод: вода – прозрачная, а молоко – нет. – 2-3 ребенка. Подумайте и вспомните, где еще мы можем увидеть, что вода прозрачная и бесцветная

А теперь наши капельки поплывут к другому островку и посмотрят, какая же там вода?

 Опыт 2. У каждого из вас приготовлены стаканы с разными веществами. В одном стакане клей, назовите вещество в другом стакане. (Вода) Перелейте воду из стакана в розетку, а теперь обратно в стакан. Почему вода льется? Какая она? (Ответы детей) (Вода жидкая. Скажи Егор, какая вода? Скажи, Кирилл, все вместе.) Теперь перелейте клей из стакана в розетку. Почему клей не льется? (Ответы детей.) . Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках; не текла бы из крана.

Вывод: поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью.

Воспит ;Дальше мы отправимся вслед за ручейком. (Дети идут под музыкальное сопровождение)

Опыт 3. У воды нет вкуса. Предложить детям через соломинку попробовать воду и молоко, или сок для сравнения.

Вывод: у воды нет вкуса.

Опыт 4. у воды нет запаха. Предложить понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Предложить понюхать несколько раз, чтобы дети убедились, что вода не имеет запаха.  

(физминутка)                                                                Кап, кап, кап, Кап, кап, кап,                  Тучки собираются –                                                      Кап, кап, кап, Кап, кап, кап,                                 Дождик начинается.                                                         Вот на землю капельки,                                      Капельки упали.                                                Ручейками по земле                                               Быстро побежали

Кап, кап, кап, Кап, кап, кап,                                 Дождик продолжается.                                                  И никак и никак                                                Дождик не кончается                                         Капельки устали                                                      Долго танцевали                                                   «дождик , дождик, перестань,                            Отдохнуть немного дай»                                                        

                                                                 Опять удивилась принцесса Водичка – какая она разная бывает. И вдруг красивое платье принцессы Водички стало грязным. Принцесса загрустила.

- Ребята. Кто обидел нашу принцессу?

- Почему ее наряд стал грязным?

(педагог подводит детей к ответу, что загрязняет воду рек, озер и т. д.)

Но наша сказка добрая и мы должны сделать нашу принцессу счастливой. А что для этого надо? (Ответы детей) .                                                                                                          - загрязненная вода вредна всем (для здоровья человека особенно)
- грязную воду можно очистить с помощью фильтров
- на заводах и фабриках сроить большие очистные сооружения
- не тратить воду зря, закрывать хорошо кран после пользования
- не бросать мусор в водоемы

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Изготовление плаката «Чистая вода»

Правильно, ребята, давайте постараемся, чтобы наши реки, озера, моря не загрязнялись, и вода была бы чистой. Давайте изготовим плакат  «Чистая вода» вопросы детям по плакату

Вот и закончилась наша сказка, а  в завершении нашего занятия девочки приготовили прекрасный танец                      (девочки старшей группы исполняют танец с зонтами)                                                  

Говорят она везде!                                                     В луже, в речке, в океане,                            И в водопроводном кране.                                         На плите у вас кипит,                                   Паром чайника шипит,                                       Мы её не замечаем,                                                Мы привыкли, что вода-                                          Наша спутница всегда!

                                                   

                                                                                      прощание

Коммуникация

Социализация

Длительность НОД: 25 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...