Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста
проект (младшая группа) на тему

Шишлянникова Елена Александровна

В данном проекте указано перспективное планирование на год по развитию художественно-творческих способностей  для детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Белоярский детский сад «Теремок»

Проект

«Развитие художественно-творческих способностей для детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Воспитатели: Шишлянникова Елена Александровна

Белый Яр 2017 год

    Тема: «Развитие художественно-творческих способностей для детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования».

    Актуальность: «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир».

Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное, доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого, к сложному.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.  

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития художественно-творческих способностей для детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования;
  2. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;
  3. Разработать и реализовать перспективное планирование для детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования;
  4. Сформировать у детей технические навыки рисования;
  5. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками в художественном творчестве;
  6. Научить создавать свой неповторимый образ, используя нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Целевая группа: дети и их родители.

Срок реализации: с сентября 2017 года по май 2018 года.

    Методы и приемы работы по развитию художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Эффективность развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования во многом зависит от правильного подбора методов и приемов работы. Различают три группы методов:

  • Наглядные – к ним относят показ, использование наглядных пособий.
  • Словесные. К данной группе методов относятся описание, объяснения, вопросы, рассказ, беседа и др.
  • Практические – к ним относят практические задания, тренинги, решение ситуаций, задач и т.п.

Реализация проекта предусматривает несколько этапов:

  1. Подготовительный:    
  • Диагностика потребности родителей в данной работе;
  1. Основной:
  • Педагогическое просвещение родителей по вопросам развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования (Консультация, папка-передвижка);
  • Создание предметно-развивающей среды в группе для развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования;
  • Внедрение перспективного планирования по развитию художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
  1. Заключительный:
  • Выставка детских работ.

В соответствии с содержанием проекта мною разрабатывался план действий на определенный период – перспективное планирование на период действия проекта, в которой отражается формы работы по развитию художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Перспективное планирование

Нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

октябрь

1.

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.

2.

«Весёлые мухоморы»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов.

ноябрь

1.

«Солнышко»

Рисование  ладошками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы голубой бумаги с кругом  жёлтого цвета.

2.

«Ягоды на тарелочке».

Рисование пальчиками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета.

декабрь

1.

«Виноград»

Рисование пальчиками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зелёного цвета.

2. 

«Красивые цветы»

Рисование ладошками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы белой бумаги, гуашь, салфетки.

январь

1. 

«Мои рукавички»

Оттиск  пробкой

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.

Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета

2. 

«Маленькой ёлочке холодно зимой...»

Разные

Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).

Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая

февраль

1.

«Весёлый снеговик»

Рисование пальчиками.

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета.

2.

«Снег кружится».

Рисование пальчиками.

Закреплять умение рисовать   пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик.

Листы голубой бумаги.

март

1. 

«Цветы для мамы»

Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

Гуашь, плотные цветные листы, салфетки.

2. 

«Весёлый осьминог».

Рисование ладошками.

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь синего цвета.

апрель

1. 

«Рыбки в аквариуме»

Рисование ладошкой, пальчиками

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.

2. 

«Ветка мимозы»

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.  Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый),  форме (круглый),  величине (маленький),  количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

Листы с изображением ветки,  желтые салфетки, ветка мимозы

май

1.

«Морковка»

Рисование пальчиком.

Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.

Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого  и зелёного цвета.

2. 

«Одуванчик»

Рисование ватными палочками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета.

Список используемой литературы:

“Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.

Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.

Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

“Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.

Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.

Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)

Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.

И.А.Лыкова Цветные ладошки

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Рисуют дети на стеклеРисуют дети на асфальте,Возводят город на песке, -Такого нет еще на карте.В руках мелки, карандаши...Детишки - маленькие магиНо столько вложено душиВ их мир прекрасный на бумаге!...

«Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции.Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную р...

Районный семинар- практикум по теме:«Нетрадиционная техника рисования для детей дошкольного возраста»

В непосредственно-образовательной деятельности по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе. в процессе работы, у детей формируютс...

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

Для того чтобы вызвать интерес к рисованию у детей, необходимо превратить этот процесс в игровой процесс. Первое время ребенок с удовольствием рисует пальчиками, потом - карандашами и кисточ...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство?Но порой заинтересовать ребенка не ...