Художественный труд как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Стать по ручному труду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx51 КБ
Файл statya_2.docx51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по ручному

труду на тему:

«Художественный труд как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Гаврильева Виктория Геннадьевна

«Художественный труд как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

         Дорогой читатель, мне сегодня хочется с вами поделиться опытом, как можно развить у детей старшего дошкольного возраста творческие способности, умение видеть красоту в обычных, как на первый взгляд казалось, вещах. Как пробудить фантазию, на создание своими руками, чего-то необычного, прекрасного, и тем самым вдохновить маленького человека, на еще большую задумку? Как развить его интерес к художественному творчеству и эстетический вкус?

В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит, ребенок.

В современном мире стремительно развивающейся техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творческой, активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений.

Цель моей темы: Создание оптимально психолого-педагогических условий для успешного формирования у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через художественный труд.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • Совершенствовать художественно-творческие способности детей;
  • Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
  • Развивать умение создавать художественные образы;
  • Развить глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.

Для своей работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, я решила взять тему: «Художественный труд как средство развития творческих способностей старших дошкольников», с использованием бумагокручения и объемной аппликации.

Бумагокручение – Основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремленность, любознательность, будит фантазию и воображение, учит детей наблюдать, сравнивать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Объемная аппликация – Это разновидность аппликации, созданная путем наклеивания готовых сложенных из бумаг форм, на подготовленный фон. Можно использовать различные материалы: бумагу разной фактуры, нитки х/б и шерстяные, вату и т.д.

Почему я решила взять именно эту тему? Быть может, потому что я работаю в детском саду с художественно-эстетическим направлением, а еще потому что, люблю, что-то мастерить своими руками. Когда я вижу разные поделки, мне хочется попробовать изготовить их.  

Для дальнейшей работы были созданы условия, обогатили уголок «Мастерилка», с помощью родителей приобрели разнообразный материал: бумагу разной фактуры, картон, нитки, салфетки для изготовления поделок был составлен тематический план работы на два года, на 2015-2016, и 2016-2017гг.

В процессе занятий руководствуюсь основными принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход. Использую наглядные приемы: показ, рассматривание, образец. Словесные: объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок, загадкок. Практические: обследование, совместные действия, игровые ситуации.

Образовательный процесс делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами, обучение технике и приемам, изготовление поделки.

В начале были разработаны критерии оценивания сформированности художественно-эстетических качеств, с помощью двухнедельного наблюдения за художественным творчеством детей старших групп детского сада. Где прошли наблюдение 17 детей, и показали такой результат: высокий уровень – два ребенка, 10%; средний – одиннадцать детей, 70%, ниже среднего – четыре ребенка, что составляет, 20%.

Из этих 17 детей, я включила в список 10 детей, со средним и ниже среднего уровня сформированности художественно-эстетических качеств. С этими детьми мы начали заниматься, с октября месяца 2015 года. Занятия проводились два раза в неделю, после обеда: вторник, четверг.

Далее два года работала по этой теме, согласно тематического плана. Скажу честно, в начале года, были трудности у детей, с держанием «волшебной палочки», это мы так называем наши палочки, которыми завиваем полоски, бумаги разной длины по бумагокручению. Палочка тоненькая, и надо держать ее вместе с бумагой, и не просто держать, а крутить, чтобы получился завиток. В начале года, у детей получались, не совсем тугие завитки, они были рыхлыми, бумага мялась, форма была еле заметной. К концу первого года, результат был видел, дети с удовольствием брали и закручивали завитки. В первом году каждый ребенок, изготавливал простые, индивидуальные рисунки, а к концу второго года, стали уже чаще изготавливать коллективные работы.  В конце второго учебного года, в мае месяце провели наблюдения по разработанным критериям по сформированности художественно-эстетических качеств с десятью детьми, где показали такой результат: высокий уровень – четверо детей, что составило, 40%; средний уровень – шестеро детей, что составило 60%.

Исходя, из оценки диаграмм, уже видно на сколько повысился уровень сформированности художественно-эстетических качеств детей.

Занятия по художественному труду проходили с детьми на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день, а это главный результат. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. Эмоционально, насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. И я считаю, то что ребенок сегодня воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству, и к жизни.

Таким образом, творческая деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением не только для особо одаренных, но и почти для всех детей, развивая у них воображение и творческие способности. Занятие художественным трудом предполагают не просто овладение ребенком технической стороной творчества, но и осознанием ребенком его деятельности.

Художественный труд воспитывает и развивает у детей эстетический вкус.

Список литературы:

1  Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М. 2010.132 с.

 2 Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей / / Дошкольное воспитание. 2007 №12. С. 73-75.

 3  Л.М Салагаева «Объемные картинки», Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

 4  А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева Аппликация. ООО «Академия развития», 2011

   

   

2014г, Всероссийский творческий конкурс "Калейдоскоп ярких впечатлений", "Осень дарит чудеса", (3 воспитанника), 3 диплома. 2014г, Всероссйский творческий конкурс "Калейдоскоп ярких впечатлений", "Что такое Новый год?", (1 воспитанник), сертификат.                                                        2015г, Городская олимпиада по риторике на тему "Что я знаю о войне", (1 воспитанник), сертификат.                                                        2015г, Городской конкурс чтецов "За Великую Победу - славились отцы и деды", (1 воспитанник), сертификат.                           2016г, Образовательный центр "Лучшее решение", Международный конкурс "Домашние и дикие животные", (4 воспитанника), дипломы.                                  2016г, Международный творческий конкурс "Автообзор", (1 воспитанник), диплом.                                                               2016г, Городской конкурс "Метапредметная олимпиада", среди детей старшего дошкольного возраста, (1 воспитанник), грамота 3 место.                          2017г, Городской конкурс Строительного округа "Юный чтец", (1 воспитанник), грамота 2 место.                    



Предварительный просмотр:

Статья по ручному

труду на тему:

«Художественный труд как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Гаврильева Виктория Геннадьевна

«Художественный труд как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

         Дорогой читатель, мне сегодня хочется с вами поделиться опытом, как можно развить у детей старшего дошкольного возраста творческие способности, умение видеть красоту в обычных, как на первый взгляд казалось, вещах. Как пробудить фантазию, на создание своими руками, чего-то необычного, прекрасного, и тем самым вдохновить маленького человека, на еще большую задумку? Как развить его интерес к художественному творчеству и эстетический вкус?

В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит, ребенок.

В современном мире стремительно развивающейся техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творческой, активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений.

Цель моей темы: Создание оптимально психолого-педагогических условий для успешного формирования у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через художественный труд.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • Совершенствовать художественно-творческие способности детей;
  • Способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
  • Развивать умение создавать художественные образы;
  • Развить глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.

Для своей работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, я решила взять тему: «Художественный труд как средство развития творческих способностей старших дошкольников», с использованием бумагокручения и объемной аппликации.

Бумагокручение – Основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремленность, любознательность, будит фантазию и воображение, учит детей наблюдать, сравнивать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Объемная аппликация – Это разновидность аппликации, созданная путем наклеивания готовых сложенных из бумаг форм, на подготовленный фон. Можно использовать различные материалы: бумагу разной фактуры, нитки х/б и шерстяные, вату и т.д.

Почему я решила взять именно эту тему? Быть может, потому что я работаю в детском саду с художественно-эстетическим направлением, а еще потому что, люблю, что-то мастерить своими руками. Когда я вижу разные поделки, мне хочется попробовать изготовить их.  

Для дальнейшей работы были созданы условия, обогатили уголок «Мастерилка», с помощью родителей приобрели разнообразный материал: бумагу разной фактуры, картон, нитки, салфетки для изготовления поделок был составлен тематический план работы на два года, на 2015-2016, и 2016-2017гг.

В процессе занятий руководствуюсь основными принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному), системности, индивидуальный подход. Использую наглядные приемы: показ, рассматривание, образец. Словесные: объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок, загадкок. Практические: обследование, совместные действия, игровые ситуации.

Образовательный процесс делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами, обучение технике и приемам, изготовление поделки.

В начале были разработаны критерии оценивания сформированности художественно-эстетических качеств, с помощью двухнедельного наблюдения за художественным творчеством детей старших групп детского сада. Где прошли наблюдение 17 детей, и показали такой результат: высокий уровень – два ребенка, 10%; средний – одиннадцать детей, 70%, ниже среднего – четыре ребенка, что составляет, 20%.

Из этих 17 детей, я включила в список 10 детей, со средним и ниже среднего уровня сформированности художественно-эстетических качеств. С этими детьми мы начали заниматься, с октября месяца 2015 года. Занятия проводились два раза в неделю, после обеда: вторник, четверг.

Далее два года работала по этой теме, согласно тематического плана. Скажу честно, в начале года, были трудности у детей, с держанием «волшебной палочки», это мы так называем наши палочки, которыми завиваем полоски, бумаги разной длины по бумагокручению. Палочка тоненькая, и надо держать ее вместе с бумагой, и не просто держать, а крутить, чтобы получился завиток. В начале года, у детей получались, не совсем тугие завитки, они были рыхлыми, бумага мялась, форма была еле заметной. К концу первого года, результат был видел, дети с удовольствием брали и закручивали завитки. В первом году каждый ребенок, изготавливал простые, индивидуальные рисунки, а к концу второго года, стали уже чаще изготавливать коллективные работы.  В конце второго учебного года, в мае месяце провели наблюдения по разработанным критериям по сформированности художественно-эстетических качеств с десятью детьми, где показали такой результат: высокий уровень – четверо детей, что составило, 40%; средний уровень – шестеро детей, что составило 60%.

Исходя, из оценки диаграмм, уже видно на сколько повысился уровень сформированности художественно-эстетических качеств детей.

Занятия по художественному труду проходили с детьми на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день, а это главный результат. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. Эмоционально, насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. И я считаю, то что ребенок сегодня воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству, и к жизни.

Таким образом, творческая деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением не только для особо одаренных, но и почти для всех детей, развивая у них воображение и творческие способности. Занятие художественным трудом предполагают не просто овладение ребенком технической стороной творчества, но и осознанием ребенком его деятельности.

Художественный труд воспитывает и развивает у детей эстетический вкус.

Список литературы:

1  Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М. 2010.132 с.

 2 Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей / / Дошкольное воспитание. 2007 №12. С. 73-75.

 3  Л.М Салагаева «Объемные картинки», Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

 4  А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева Аппликация. ООО «Академия развития», 2011

   

   

2014г, Всероссийский творческий конкурс "Калейдоскоп ярких впечатлений", "Осень дарит чудеса", (3 воспитанника), 3 диплома. 2014г, Всероссйский творческий конкурс "Калейдоскоп ярких впечатлений", "Что такое Новый год?", (1 воспитанник), сертификат.                                                        2015г, Городская олимпиада по риторике на тему "Что я знаю о войне", (1 воспитанник), сертификат.                                                        2015г, Городской конкурс чтецов "За Великую Победу - славились отцы и деды", (1 воспитанник), сертификат.                           2016г, Образовательный центр "Лучшее решение", Международный конкурс "Домашние и дикие животные", (4 воспитанника), дипломы.                                  2016г, Международный творческий конкурс "Автообзор", (1 воспитанник), диплом.                                                               2016г, Городской конкурс "Метапредметная олимпиада", среди детей старшего дошкольного возраста, (1 воспитанник), грамота 3 место.                          2017г, Городской конкурс Строительного округа "Юный чтец", (1 воспитанник), грамота 2 место.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...

Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 9 г.Ардон   Проект в старшей группе:«Нетрадиционные техники рисования как средство развитиятворческ...