Тихие игры
презентация на тему

Шатова Алёна Владиславовна

Взрослые знают, что детей надо научить правильно сидеть, правильно стоять, правильно вести себя за столом, правильно здороваться и т.д. Но задумываемся ли мы, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к ненужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным? Но кто, когда и где научит этому наших детей?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihie_igry_.docx94.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

детский сад « Рыбка» города Асино Томской области

Мастер – класс «Тихие игры»

https://g-volkova-zhukdou32.edumsko.ru/uploads/8000/29951/section/405639/.thumbs/BabysitingBG.jpg?1503635263

     

Разработала: Шатова Алёна Владиславовна

воспитатель

2017г.

Уроки тишины.

                                       

                                         «Говорить-это тратить, слушать-приобретать»
                                                                                                Франклин.

 
      Взрослые знают, что детей надо научить правильно сидеть, правильно стоять, правильно вести себя за столом, правильно здороваться и т.д. Но задумываемся ли мы, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к ненужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным? Но кто, когда и где научит этому наших детей?
      В наших группах, которые работают по системе Марии Монтессори, применяются разные виды занятий с детьми: свободная работа с Монтессори-материалом под руководством Монтессори-педагога, утренний круг, двигательная линия и другие виды. Проводятся и короткие необычные уроки. Они называются – УРОКИ ТИШИНЫ и длятся от 1 до 5 минут. Обычно это бывает после завершения свободной работы.
      Уроки тишины представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли. Монтессори-учитель показывает, как надо правильно сидеть, обращая внимание, как лежат руки, как спокойно на полу стоят ноги, на правильную осанку, на дыхание с закрытым ртом.
      Это прекрасная тренировка воли и одновременно гимнастика для мышц. Упражнения в тишине будут эффективными, если дети выполняют их с желанием и с удовольствием.
      Задумайтесь, часто ли вы слышите звуки шагов в коридоре, тиканье часов, чириканье воробьев, лай собаки, шум листьев? Наверное, многие из вас ответят «нет». Это потому, что мы привыкли все время жить в шуме, и воспринимаем звуки в хаосе. После первого упражнения в тишине дети говорили: «Мы ничего не слышали!» Они ожидали услышать либо речь, либо музыку или что-то очень привычное для нашего слуха.
      Уроки тишины прекрасное средство воспитания внимания. Если спокойно сидящие дети вдруг обращают внимание на какой-то малейший звук, у них на лице появляется выражение удивления, улыбка. После уроков тишины дети рассказывают, что они слышали, и многие говорят: «Слышал, как кто-то ходит», «в коридоре кто-то разговаривает». Некоторые дети начинают прислушиваться не только к внешним звукам, но и к биению собственного сердца. А есть дети , которые говорят:
- «Я ничего не слышал. Я думал о музыке»,
- «Я смотрел на облака и думал о том, откуда они берутся и куда плывут»,
- «А я вспоминала стихи»
- «А я слушал, как воет ветер».
Значит, во время уроков тишины дети учатся слушать и движение собственной души.
      При условии покоя и тишины они дают ребенку изоляцию впечатления, внутреннее сосредоточение, которые оставляют в его сознании глубокий след. Вот несколько упражнений для уроков тишины.

«Договоримся глазами»

Материал: шарик или маленький мячик.
Первый вариант. Педагог и дети садятся в круг. Педагог: «Я сейчас тому прокачу мяч, с кем «договорюсь глазами».
Выбирает ребенка, смотрит ему в глаза и катит мяч. Предлагает тоже самое сделать ребенку, у которого оказался мяч.
Второй вариант. Педагог и дети садятся в круг. Педагог предлагает поменяться местами с тем, с кем он «договориться глазами» (посмотрит в глаза). После чего предлагает тоже самое сделать остальным.

«Слушаем тишину»
Детям предлагаем закрыть глаза и послушать тишину. Обсудить, кто что услышал.

«Слушаем тишину внутри себя»
Детям предлагается закрыть глаза, уши прикрыть ладонями. Если ребенок спокоен, он слышит биение сердца, собственное дыхание.

«Слышим хруст»
Материал: сухарики или кукурузные хлопья.
Предлагаем детям взять сухарики, закрыть глаза, ладонями прикрыть уши. Все вместе начинаем жевать и слушать. Обсудить, на что похож звук.

«Дотронуться до ладошки»
Материал: колосок, перышко и т.п.
Детям предлагаем закрыть глаза, по кругу дотрагиваться до ладошек детей перышком (колоском и т.п.) Обсудить, кто что почувствовал.

«Лепесток»
Материал: лепестки роз (не сухие)
Предложить детям закрыть глаза и протянуть ладошки. Каждому ребенку положить в ладошки по одному лепестку. Предварительно дать инструкцию: «Я сейчас что-то положу вам в руки, а вы должны догадаться что это. Это можно потрогать, понюхать. Тот, кто догадается, что это, протягивает руки вперед. До кого я дотронусь, тот открывает глаза». Ребенок, открывший глаза кладет лепесток в вазу с водой. Обсудить, кто как догадался, что при этом испытывали, какие чувства.

«Угадай-ка»
Материал: любой фрукт или овощ, лучшие две штуки: один целый, а другой нарезанный на кусочки.
Дети закрывают глаза. Учитель по кругу около каждого ребенка проносит фрукт, просит отгадать по запаху. Обсуждают запах. Затем снова все закрывают глаза, педагог каждому по очереди кладет в руки фрукт. Открыв глаза, дети продолжают обсуждать и выдвигать предположения какой это фрукт. Дети снова закрывают глаза, учитель дает каждому попробовать кусочек фрукта. Открывают глаза. Узнают фрукт.

«Угадай, что спрятано»
Материал: любой предмет небольшого размера (фрукт, овощ, геометрические тела, деревянные фигурки и т.п.)
Педагог показывает накрытый под салфеткой предмет и предлагает узнать что там, не поднимая салфетку. Проходит с подносом по кругу, давая каждому обследовать предмет. Дети высказывают свои предположения. Педагог поднимает салфетку, демонстрируя предмет.

«Перекати шарик»
Материал: шарик или маленький мячик
Педагог и дети садятся в круг. Педагог выкладывает шарик и предлагает передать его (рукой, ногой, другим способом) по кругу. Способ повторяют другие дети.

«Полей воду»
Материал: кувшин с водой, миска, полотенце.
Дети садятся в круг. Педагог выставляет в центр круга миску, кувшин и полотенце. Приглашает одного ребенка в центр. Поливает водой из кувшина руку ребенка над миской. Затем промакивает руку полотенцем. Тот ребенок, которому поливали руку, приглашает другого и делает тоже самое. Заранее договориться, чтобы воду из кувшина всю не выливать.

«Картина из шнурков»
Материал: шнурочки разного цвета.
Дети садятся в круг. Педагог раздает шнурочки. Педагог выкладывает из своего шнурка в центре фигурку. Детям предлагается по кругу дополнить фигуру, подкладывая шнурочки. Можно включить фоном тихую музыку. По окончании дети любуются получившейся картиной.

«Поймай колокольчик»
Материал: колокольчик
Каждому ребенку по очереди предлагают закрыть глаза. Педагог звонит около ребенка в колокольчик. Задача ребенка поймать колокольчик с закрытыми глазами.

«Колокольчик»
Материал: колокольчики разного размера, разные по звучанию (по количеству детей)
Дети садятся в круг. Педагог в центр выставляет колокольчики. Каждому ребенку по очереди предлагается взять колокольчик, поставить его на то место в группе, на которое ребенок захочет. Перед тем, как поставить, ребенок звонит в колокольчик. После того, как все колокольчики расставлены, педагог предлагает детям по очереди принести колокольчик на место, но не тот, который уносил.

«Тихая вода в центре круга»
Дети садятся в круг. Педагог ставит в центре круга чашу с водой, которая не колышится. Дети смотрят на поверхность воды и стараются не шелохнуться. Педагог предлагает одному из детей выйти в круг и опустить руку в чашу с водой, нарушив её спокойствие. Дети тоже начинают двигаться, как только вода затихает, дети тоже стараются не двигаться. Игра повторяется несколько раз.