Успешное сотрудничество музыкального руководителя ДОУ с родителями в условиях внедрения ФГОС ДО
статья на тему

Шемелина Наталья Владимировна

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шемелина Наталья Владимировна

МДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка»

музыкальный руководитель

УСПЕШНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

В связи с этим все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Сотрудничество с семьей - одно из главных направлений в работе музыкального руководителя. Теперь родители не "сторонние наблюдатели", а активные участники педагогического процесса. У всех педагогов свои педагогические, образовательные, воспитательные задачи. Моя, как музыкального руководителя состоит в том, чтобы научить ребенка понимать и любить мир музыки, помочь ему раскрыть свои творческие и музыкальные возможности.

Если рассмотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры ФГОС напрямую связаны с задачами музыкальной деятельности: развитие воображения, фантазии, умения контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия, то через занятия музыкальной деятельностью можно влиять  на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. 

Детский сад  должен находиться в режиме развития, а не  просто функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

  Мы определили для себя приоритетные задачи:

  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • Объединение усилий  для развития и воспитания детей;
  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Сегодня подавляющее большинство родителей сводят к минимуму общение со своим ребенком, возможно в силу своей занятости, быстротечности жизни, мобильности. Родителям нужно дать понять, что они нужны своим детям не только как кормильцы, а как потенциальные партнеры для своей детской жизни. Родители - главные воспитатели своих детей. Но практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать своего ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях родителям необходима квалифицированная помощь педагогов детского сада.

Лучше всего проводить нетрадиционные родительские встречи, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня, и я пойму. " А на сухом статистическом языке это звучит так:

услышанное запоминается на 15%

услышанное и увиденное на 25%

записанное на 40%

проделанное на 70%

Поэтому использование нетрадиционной методики проведения занятий, родительских встреч позволяют добиться положительных результатов. Моя практическая работа над этой темой подтверждает свою результативность. Развитие творчества, музыкальных данных (пение, движение, интегративных качеств (социализация, коммуникация) детей и родителей происходит довольно активно.

Хочется подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между детьми, родителями и педагогом – важно представлять весь этот коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если им психологически комфортно вместе.

  Поэтому помимо традиционных форм:  собрания, семинары- практикумы, дни открытых дверей,  совместные экскурсии, консультации, тесты и опросы, мы активно используем инновационные формы и методы работы:

Семейные клубы

Где общение происходит в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствующей сближению педагогов, родителей и детей. Я как музыкальный руководитель на таких встречах разучиваю с родителями и их детьми совместные танцы и песни, которые затем используются на различных мероприятиях. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Такая совместная деятельность сближает педагогов, родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Такие встречи проходят результативно. Моральное  удовлетворение получают все участники встречи: родители, дети и педагоги! Родитель – всегда долгожданный. Он в первую очередь воспитатель своего ребенка, а мы его помощники!

Доброжелательная атмосфера семейного вечера вызывает неповторимые эмоции от совместного творчества во время которого решается целый комплекс задач:

-образовательные

-развивающие

-воспитательные

-здоровьесберегающие

  Совместные проекты

Данная форма широко применяется в нашем дошкольном учреждении. В этом учебном году реализованы следующие проекты «Поделки из овощей», «Мое генеалогическое древо», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Мамочка у меня одна»

Таким образом, использование разнообразных форм работы, с семьями обучающихся  позволило  достичь следующих результатов:

  • Педагоги стали более инициативны, смелее во  взаимодействии с родителями. Стремятся проявлять   творчество, фантазию в организации форм совместной деятельности;
  • Родители  активно участвуют в мероприятиях ДОУ, в работе органов общественного управления;
  • Постепенно меняется общение педагогов и родителей: взаимоотношения становятся  партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом,  составляют сценарии совместных мероприятий. Формальное общение исчезает;
  • Положительная  оценка  родителями деятельности дошкольной организации; (95% родителей удовлетворены деятельностью дошкольной организации)  

    Вовлечение родителей  в образовательную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Только сотрудничество родителей и педагогов  создает оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

( приказ Минобрнауки РФ от 17 10 2013  № 1155)

2. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 01993.