Арт-терапия как средство творческого познания мира
методическая разработка на тему

Семинар-практикум для педагогов

«Арт-терапия как средство творческого познания мира»

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.

Задачи:

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;

4. Формировать адекватную самооценку.

Основная часть:

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.

Более полно понятие арт-терапии раскрыла американская художница, писательница, стоящая у истоков этого метода Эдит Крамер , определив арт-терапию как  метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Суть метода состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку  арт-терапия дает выход внутренней некомфортности, сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства, свои возможности.

Арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик

А найти нам этот ключик помогут различные виды арт-терапии, с которыми мы сегодня познакомимся.

  1. Сказкотерапия

Сказкотерапия – комбинированная система научных методов, направленная на формирование позитивного мышления; выявление индивидуальных способностей взрослых и детей. 

Определение понятия «сказкотерапия»
Закон сказки – добро всегда побеждает зло!

Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

 Сказка – это воздействие на душу ребенка при помощи слова.   О влиянии слова на человека, на его сознание говорили многие ученые, писатели. Но, на  мой взгяд, наиболее полно влияние слова описал писатель Джани Родари, занимвшийся вопросами сказкотерапии.

«Если  бросить  в  пруд  камень,  по  воде пойдут концентрические круги, вовлекающие   в   свое   движение,   на   разном  расстоянии,  с  различными последствиями,  кувшинку  и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова. Предметы,  существовавшие  каждый сам по себе, пребывавшие в состоянии покоя или  дремоты,  как  бы  оживают,  они  вынуждены  реагировать,  вступать  во взаимодействие  друг  с  другом.  Движение  распространяется вширь и вглубь. Камень,  устремляясь вниз, расталкивает водоросли, распугивает рыб; достигая дна,  он вздымает ил, натыкается на давно забытые предметы; некоторые из них оголяются,  другие,  напротив,  покрываются  слоем  песка. За кратчайший миг происходит  множество  событий  или микрособытий. Даже при наличии желания и времени вряд ли можно было бы зафиксировать их все без исключения.

     Также  и  слово, случайно запавшее в голову, распространяет волны вширь и  вглубь,  вызывает  бесконечный  ряд  цепных  реакций,  извлекая при своем "западании"  звуки  и  образы,  ассоциации  и  воспоминания, представления и мечты.  Процесс  этот  тесно  сопряжен  с опытом и памятью, с воображением и сферой  подсознательного и осложняется тем, что разум не остается пассивным, он  все  время  вмешивается, контролирует, принимает или отвергает, созидает или разрушает»

Джанни Родари

Он разработал ряд упражнений, позволяющих врачевать словом (упражнение «ложка», упражнение «Систематическое смещение»).

Но, на мой взгляд, наиболее приемлемо для воспитанников детских садов упражение «Продолжи сказку», т.к оно решает множество задач, стоящих как перед воспитателем, так и перед и родителями, потому что ребенок:

1 Работает над совершенствованием знания родного языка

2. Развивает фантазию

3. Активно и продуктивно отдыхает

4. Учится планировать время и, соответственно, работу

5. Налаживает коммуникационные каналы с внешним миром.

6. Решает массу психологических проблем (часто самостоятельно).

7. При сравнении получившихся вариантов сюжета, ребенок видит  множество вариантов решения одной и той же проблемы.

Упражнение  можно выполнять со сказочными зачинами из народных сказок, авторских сказок и т.д.

Практическое задание – «Продолжи сказку».

ЖЕЛТАЯ КУРИЦА

            Жила-была курица. Почти такая же, как и все остальные ее соседки по курятнику. Только одно отличие имела от остальных – это цвет оперенья. Перья ее были желтые-прежелтые, точно такие , как у цыплят, которых бегало вокруг несметное количество. Из-за этого весь курятник относился к Желтой курице настороженно, с опаской и раздражением. 

            С детства она отличалась ото всех не только желтым цветом. Она всегда была уверена в том, что все птицы летают. А раз курица – птица, то рано или поздно должна полететь. Она взрослела, и пока была цыпленком, на ее слова никто не обращал внимания. Однако позже, когда подросла и стала убегать за калитку и дальше – в поле, мать сильно забеспокоилась и засыпала дочку рассказами о различных опасностях, поджидающих в чистом поле обыкновенную курицу. Да еще с таким заметным опереньем, как у нее. Когда же она выросла, за ней прочно закрепилась репутация странной, не очень умной, даже где-то глупой, курицы, которую теперь все звали Желторотик.   …………………………

  1. Музыкотерапия

       Одной из методик арт-терапии является музыкотерапия. В данном случае терапевтическое воздействие на человека оказывается с помощью музыки. Музыкальные произведения используются для коррекции речевых и двигательных расстройств, переживаний, страхов, других эмоциональных отклонений и коммуникативных затруднений.

            Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект.

Сообщение музыкального руководителя «Музыкатерапия»

Практическое задание – применение различных способов музыкотерапии.

  1.  Библиотерапия

      Помимо музыкальной терапии, для оптимизации или нормализации психического состояния человека применяется библиотерапия. Воздействие на пациента производится с помощью специально подобранной литературы. Считается, что коррекционное чтение, в отличие от обычного чтения, отличается особой направленностью на различные психические состояния и свойства личности.

  1.  Библиотерапия

      Помимо музыкальной терапии, для оптимизации или нормализации психического состояния человека применяется библиотерапия. Воздействие на пациента производится с помощью специально подобранной литературы. Считается, что коррекционное чтение, в отличие от обычного чтения, отличается особой направленностью на различные психические состояния и свойства личности.

Практическое задание – чтение отрывков из книги Н.В. Дуровой «Очень важный разговор»

  1. Танцевальная терапия

      Немаловажное значение имеет и такой вид терапии. Основная цель такого воздействия заключается в развитии осознания собственного тела человека, навыков общения. Групповые занятия позволяют в максимально короткие сроки достичь эффективных результатов в межличностных отношениях.

Практическое задание – исполнение совместных движений под песню «Прыг-скок, с пятки на носок»

  1. Игротерапия

используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Практическое задание - упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём сюрприз.

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

- отгадать загадку,

- рассказать стишок,

- сказать комплимент соседу справа,

- произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

- спеть куплет из любой песни,

- пройти по залу, как модель.

 

  1. Цветотерапия

метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.

Практическое задание – раскрыть значение цветов.

  1. Изотерапия

терапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения. выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованности многих психических функций. Не случайно выражение - «Рисуют головой, а не руками». В рисунке дети находят свое самовыражение и отражают  свое познание мира.

Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.

Практическое задание –

 «Комбинаторные игры»

•заполнить пространство листа низкими и высокими дугами

•закрасить пространство между дугами (цвет по выбору)

•увидеть образ, дорисовать детали, украсить узором.

 

 «Синхронное рисование обеими руками»

1. Установить оба карандаша в одну точку

2. Нарисовать симметричный предмет одновременно правой и левой рукой.

  

«Непроизвольное рисование под музыку»

1. Свободно пересекающиеся линии образуют узор.

2. Раскрасить пространство между линиями

3. Дополнить композицию деталями.

 

 «Нарисуйте картину и создайте коллаж»

Нарисуйте картину на бумаге или картоне, когда закончите, разрежьте ёе на части или разорвите. Затем используйте кусочки в качестве составляющих элементов для нового произведения искусства – коллажа. Посмотрите, как ваше оригинальное творение превращается в нечто новое, интересное, непредсказуемое. Это упражнение указывает на непосредственную тесную связь между созиданием и разрушением, поощряет нас рисковать, подталкивает к креативу и в других аспектах жизни.

  1. Фотография
  2. Другие методы арт-терапии

Другими известными методами арт-терапии являются моделирование с бумагой, камнем, деревом, ваяние (песочная терапия), лепка, пение.

ВЫВОД:

Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Рефлексия

Игра «Аплодисменты друг другу»

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_art-terapiya.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ МИРА

Слайд 2

Арт-терапия – терапия искусством «Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира» Эдит Крамер Суть метода состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности, сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства, свои возможности.

Слайд 3

Арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик

Слайд 4

Виды арт-терапии Сказкотерапия Сказкотерапия – комбинированная система научных методов, направленная на формирование позитивного мышления; выявление индивидуальных способностей взрослых и детей. Определение понятия «сказкотерапия» Закон сказки – ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО! Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Слайд 5

«Если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, вовлекающие в свое движение, на разном расстоянии, с различными последствиями, кувшинку и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова. Предметы, существовавшие каждый сам по себе, пребывавшие в состоянии покоя или дремоты, как бы оживают, они вынуждены реагировать, вступать во взаимодействие друг с другом. Движение распространяется вширь и вглубь. Камень, устремляясь вниз, расталкивает водоросли, распугивает рыб; достигая дна, он вздымает ил, натыкается на давно забытые предметы; некоторые из них оголяются, другие, напротив, покрываются слоем песка. За кратчайший миг происходит множество событий или микрособытий. Даже при наличии желания и времени вряд ли можно было бы зафиксировать их все без исключения. Также и слово, случайно запавшее в голову, распространяет волны вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем "западании" звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью, с воображением и сферой подсознательного и осложняется тем, что разум не остается пассивным, он все время вмешивается, контролирует, принимает или отвергает, созидает или разрушает» Джанни Родари

Слайд 6

Упражнение «Продолжи сказку» решает множество задач, стоящих как перед воспитателем, так и перед и родителями, потому что ребенок: 1 Работает над совершенствованием знания родного языка 2. Развивает фантазию 3. Активно и продуктивно отдыхает 4. Учится планировать время и, соответственно, работу 5. Налаживает коммуникационные каналы с внешним миром. 6. Решает массу психологических проблем (часто самостоятельно). 7. При сравнении получившихся вариантов сюжета, ребенок видит множество вариантов решения одной и той же проблемы. Упражнение можно выполнять со сказочными зачинами из народных сказок, авторских сказок и т.д.

Слайд 7

ЖЕЛТАЯ КУРИЦА Жила-была курица. Почти такая же, как и все остальные ее соседки по курятнику. Только одно отличие имела от остальных – это цвет оперенья. Перья ее были желтые-прежелтые, точно такие , как у цыплят, которых бегало вокруг несметное количество. Из-за этого весь курятник относился к Желтой курице настороженно, с опаской и раздражением. С детства она отличалась ото всех не только желтым цветом. Она всегда была уверена в том, что все птицы летают. А раз курица – птица, то рано или поздно должна полететь. Она взрослела, и пока была цыпленком, на ее слова никто не обращал внимания. Однако позже, когда подросла и стала убегать за калитку и дальше – в поле, мать сильно забеспокоилась и засыпала дочку рассказами о различных опасностях, поджидающих в чистом поле обыкновенную курицу. Да еще с таким заметным опереньем, как у нее. Когда же она выросла, за ней прочно закрепилась репутация странной, не очень умной, даже где-то глупой, курицы, которую теперь все звали Желторотик. …………………………

Слайд 8

Музыкотерапия Одной из методик арт-терапии является музыкотерапия. В данном случае терапевтическое воздействие на человека оказывается с помощью музыки. Музыкальные произведения используются для коррекции речевых и двигательных расстройств, переживаний, страхов, других эмоциональных отклонений и коммуникативных затруднений. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект.

Слайд 9

Библиотерапия Помимо музыкальной терапии, для оптимизации или нормализации психического состояния человека применяется библиотерапия. Воздействие на пациента производится с помощью специально подобранной литературы. Считается, что коррекционное чтение, в отличие от обычного чтения, отличается особой направленностью на различные психические состояния и свойства личности.

Слайд 10

Н.В. Дурова «Очень важный разговор»

Слайд 11

Танцевальная терапия Немаловажное значение имеет и такой вид терапии. Основная цель такого воздействия заключается в развитии осознания собственного тела человека, навыков общения. Групповые занятия позволяют в максимально короткие сроки достичь эффективных результатов в межличностных отношениях.

Слайд 12

Игротерапия используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Упражнение «Лотерея» Цветотерапия метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.

Слайд 22

Изотерапия терапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка. Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения. выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованности многих психических функций. Не случайно выражение - «Рисуют головой, а не руками». В рисунке дети находят свое самовыражение и отражают свое познание мира. Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.

Слайд 23

Задание «Комбинаторные игры» 1.заполнить пространство листа низкими и высокими дугами 2.закрасить пространство между дугами (цвет по выбору) 3.увидеть образ, дорисовать детали, украсить узором. Задание «Синхронное рисование обеими руками» 1. Установить оба карандаша в одну точку 2. Нарисовать симметричный предмет одновременно правой и левой рукой. Задание « Непроизвольное рисование под музыку» (одна –плавная, другая – колючая) 1. Свободно пересекающиеся линии образуют узор. 2. Раскрасить пространство между линиями 3. Дополнить композицию деталями.

Слайд 24

Нарисуйте картину на бумаге или картоне, когда закончите, разрежьте ёе на части или разорвите. Затем используйте кусочки в качестве составляющих элементов для нового произведения искусства – коллажа. Посмотрите, как ваше оригинальное творение превращается в нечто новое, интересное, непредсказуемое. Это упражнение указывает на непосредственную тесную связь между созиданием и разрушением, поощряет нас рисковать, подталкивает к креативу и в других аспектах жизни. Задание «Нарисуйте картину и создайте коллаж»

Слайд 25

Фотография Другие методы арт-терапии Другими известными методами арт-терапии являются моделирование с бумагой, камнем, деревом, ваяние (песочная терапия), лепка, пение.

Слайд 26

ВЫВОД: Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевальная терапия как средство развития творческих способностей дошкольников.

Танцевальная терапия как средство развитиятворческих способностей дошкольников....

Выступление на методическом объединении: «Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Арт-терапия - это метод  оказания психологической помощи посредством художественного творчества....

«Нетрадиционные техники арт-терапии как средство коррекции эмоционального мира детей»

в данном материале представлены нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста. Данные техники испрользовались, в частности при работе с детьми с задержкой психического развит...

«Арт-терапия как средство развития эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста».

Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности ребёнка  и сохранить совершенство и неповторимость каждого из ни...

Выступление на ММО "Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Масстер-класс по применению атр-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста для развития творческих способностей...

Песочная терапия как средство творческого самовыражения ребенка

С помощью средств арт-терапии, куда входит музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, пластилинография, ребенок не только отображает и познает окружающий мир, развивает воображение и учиться обща...

«Арт-терапия как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

В работе рассматриваются такие понятия как творчество, творческие способности детей старшего дошкольного возраста, особенности развития творчества в старшем дошкольном возрасте и арт-терапия как средс...