Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Соколова Валентина Ивановна

Исследовательская деятельность помогает развивать позновательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение логически мыслить, обобщать. Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №79 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

Исследовательская деятельность детей

старшего возраста в детском саду.

                                           

                              Воспитатель:

                                                                     Соколова В.И.

Санкт-Петербург

2018 


«Познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка».

А.В.Запорожец.

Китайская пословица гласит:

“Расскажи – и я забуду,

 покажи – и я запомню, 

дай попробовать – и я пойму”.

И это абсолютно правильно, потому что пока ребенок не попробует на вкус, на ощупь, на цвет, форму и т.д. он не поймет, не узнает, не запомнит.

 Поэтому мы призваны обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Исследовательская  деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

  • Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. 
    Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию , создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. 
     Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интерес детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка.
    Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
     Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
     Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
    Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
     Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, вовремя обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.
     Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.
     Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
     Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.
    В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
    Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.
     Все групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
     
    В младшем дошкольном возрасте - это:
    - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
    - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
    - способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
    - формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
     
    В старшем дошкольном возрасте – это: 
  • Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
  • Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.

 Также экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Анализ полученных данных.
10. Словесный отчет об увиденном.
11. Формирование выводов.
 В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
 Организация работы по экспериментированию по трем взаимосвязанным направлениям:
• Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.)
• Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.)

• Человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.)
 Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

То есть знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок  изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди  от  лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача, прежде всего, педагогов – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского  поведения;

- это активность ребенка,  направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в  нашем учреждение это, прежде всего:

1. Простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая систематизация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые  действия.

2. В период дошкольного детства познавательно-исследовательская  деятельность сопровождается игрой, продуктивной деятельностью  в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

3. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Значение исследовательской деятельности для детей:

  • Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
  • Развивается речь ребенка.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
  • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Исследования  дают  возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Использование исследовательской  деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой  развития речи.  Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития.  Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Николай Николаевич  Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

  • Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка.
  • Второй вид, когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Модель исследовательских технологий совпадает

 с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

  • Проблемная  ситуация
  • Проблема, ее  формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы)
  • Выдвижение  гипотез
  • Подбор  материала  для  проверки  гипотез
  • Проверка  гипотез
  • Формулирование и оформление  вывода

Проблемная  ситуация   – это  такая  ситуация, при  которой  ребенок  хочет  решить  какие – то  трудные  для  себя  задачи, но  ему не хватает  данных, и он должен  сам  их  искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

  • Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
  • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
  • Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
  • Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Из опыта работы:

В своей группе «Родничок » мы устроили своего рода «Лабораторию», которая помогает нам изучать мир,  который нас окружает. В нашей лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований:

  • приборы-помощники (увеличительные стекла, магниты, микроскопы, весы, песочные часы, компас и т.д.);
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасс, стекло, металл) разного объема и формы;
  • природный материал (камешки, песок, ракушки, птичьи перья, глина, шишки, спилы деревьев, мох, семена растений и т.д.);
  • утилизированный материал (проволока, пробки, мех, ткани, пластмасса, кусочки кожи, дерева и т.д.);
  • технические материалы (гайки, винтики, шурупы, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора и т.д.);
  • разные виды бумаги;
  • красители: пищевые и непищевые;
  • медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);
  • прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.).

В детской лаборатории мы выделили:

  • место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты редких предметов (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
  • место для приборов
  • место для хранения материалов (природного, "бросового")
  • место для проведения опытов
  • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Для грамотного осуществления исследовательской деятельности с детьми, собраны методические материалы:

– рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности;

– памятка о проведении занятия-экспериментирования;

– конспекты НОД по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах;

– картотека опытов;

- карточки-схемы;

- методическая литература и т.д.

Мы рассказали детям о правилах поведения в своей лаборатории,   и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с родителями ребята побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле. В группе с нами исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, наблюдали за растениями и рассказывали о значении для их роста воды и света, готовили фруктовый сок, фруктовый и овощной салаты, пекли печенье и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Осенью в нашей группе «Родничок» был реализован исследовательский проект, в рамках которого мы:

  • в мае на участке детского сада мы создали мини огород и посадили овощи: лук, картофель, свеклу, кабачок, зеленый горошек, и наблюдали за всходами;
  • в сентябре собирали урожай – вывод: из одного картофеля много клубней, а из одного семечка кабачка один большой кабачок и т.д.
  • рассматривали иллюстрации и видеоматериалы об овощах и фруктах,
  • читали стихи, сказки и рассказы,  пословицы об овощах и фруктах;
  • собирали разрезные картинки, отгадывали загадки;
  • исследовали свойства овощей и фруктов с помощью опытов: цвет, вкус, запах, их различие и похожесть;
  • готовили различные блюда из овощей и фруктов: сок, фруктовый салат, винегрет, из картофеля делали крахмал;
  • беседовали  о пользе овощей и фруктов, о наличии в них полезных для человека витаминов;
  • сделали коллаж о пользе овощей и фруктов;
  • рисовали, делали поделки;
  • лепили овощи и фрукты из пластилина, соленого теста, из мокрой цветной бумаги;
  •  привлекли к участию родителей для совместного творчества с детьми.

Мы убедились, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Используемая литература:

1. Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» М. Издательство «ТЦ-СФЕРА 2017

2.Н.Н. Кондратьева и др. «Мы. Программа экологического образования»  – СПб. Детство-Пресс, » Электронное издание

3. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Издательство «Учитель», 2011

4. Л.Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи» М. Мозаика-Синтез , 2014

5. О.А.Новиковская «Конспекты комплексных занятий с детьми» Санкт-Петербург «Паритет», 2016

6.Электронное пособие «Экологические проекты в ДОУ». 

Исследовательская деятельность на прогулках".
Предложенные программа, конспекты занятий, наблюдения и экспериментально-

исследовательские лаборатории в рамках совместной проектной деятельности детей и взрослых способствуют развитию личности ребёнка в целом, воспитанию его экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.

Для проведения каждой прогулки сформулированы задачи и предложен набор средств по развитию познавательных, речевых и практических умений старших дошкольников в процессе ознакомления с объектами природы и природными явлениями.

7. Компакт-диск для компьютера. Для проведения каждой прогулки сформулированы задачи и предложен набор средств по развитию познавательных, речевых и практических умений старших дошкольников в процессе ознакомления с объектами природы и природными явлениями.

8. Электронное пособие "Овощи. Фрукты. Наглядно-дидактический материал" серии "Дошкольник" создано в помощь воспитателям ДОУ, может быть полезно учителям начальных классов, преподавателям иностранного языка и ИЗО, логопедам, а также родителям для занятий с детьми.
На диске представлены натуралистичные, яркие изображения сочных фруктов (22 картинки) и овощей (21 картинка).

9.http://ivalex.vistcom.ru/ Все для детского сада. На сайте представлены методические разработки; консультации для воспитателей по конкретным вопросам; примеры организации занятий с детьми; материалы по основам безопасности; нормативная документация; коллекция обучающих игр, сказок, песенок, стихов; материалы по вопросам здоровья малышей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов ТРИЗ в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье показана роль теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста, охарактеризованы основные приемы, применяемые в работе с дошкольниками...

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Начало работы над темой:  сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы:  май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...

План по самообразованию воспитателя старшей  группы на 2022-2023гг. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого ра...