Педагогический совет «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания»
материал по теме

Дмитриева Ольга Гавриловна

Педагогический совет  «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного  воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedsovet_gender.ppt2.1 МБ
Файл pedagogicheskiy_sovet_gender.docx153.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания»

Слайд 2

Актуальность проблемы В современном обществе искажаются традиционные модели мужского и женского поведения, а эталоны-образцы мужественности и женственности как никогда противоречивы. Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки, психологические качества и модели поведения. Все больше становится фемининных мальчиков и маскулинных девочек. В обществе назрела потребность в осуществление полоролевого воспитания в детском саду , что поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые бывают при безнравственном подходе к будущему; обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.

Слайд 3

Разные типы воспитания мальчиков и девочек (историческая справка)

Слайд 4

Данная позиция закреплена в документах на международном и федеральном уровне. Итак, в конвенции о правах Ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Статья 29 1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

Слайд 5

П о определению ООН , именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века . В озрастание роли гендерных исследований в педагогике получило законодательное обоснование в указаниях комиссии по вопросам положения женщин в Р оссийской Ф едерации при правительстве РФ от 22.01.2003 г. и приказе МО и Н РФ от 17.10.2003 г. « О б освещении гендерного вопроса в системе образования»

Слайд 6

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования": 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: - формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Слайд 7

Пол – биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. Гендер – это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. «Гендер» и «пол» – понятия нетождественные Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» – на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Слайд 8

Половое воспитание – это воспитание, основанное на знании физиологических особенностей полового развития ребенка. Полоролевое воспитание дошкольника рассматривается как социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

Слайд 9

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Слайд 10

Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Организуя гендерное воспитание , важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Слайд 11

Три периода формирования гендерной идентичности

Слайд 12

Мальчики и девочки – два разных мира.

Слайд 13

Модель образовательного пространства Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения; Построение развивающей среды; Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в пед.процессе; Построение модели пед.процесса.

Слайд 14

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Слайд 15

Требования к реализации гендерного подхода в ДОУ: Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий. Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек — рукоделием). Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями).

Слайд 16

Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта. Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми. Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей. Создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ. Учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком. Требования к реализации гендерного подхода в ДОУ:

Слайд 17

Женские качества: любовь, чистота, верность, кротость и смирение, целомудрие, обаяние, женственность, милосердие, красота, нежность, доброта, скромность, изящество, мягкость, ласка III всероссийский интернет -конкурс "Моя педагогическая инициатива - 2012"

Слайд 18

Мужские качества: мудрость, воля, целеустремлённость, решительность, сила, забота мужчины о женщине, мужество, храбрость, ответственность, смелость, надёжность, самоуважение, тактичность III всероссийский интернет -конкурс "Моя педагогическая инициатива - 2012"

Слайд 19

Попробуйте изменить фразы: «Надо быть аккуратной девочкой». «Нельзя обижать девочек». «Надо слушаться родителей». «Надо помогать маме».

Слайд 20

О рганизация развивающей предметно -пространственной среды, ориентированной на самопознание ребенка Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети).

Слайд 21

Игрушки

Слайд 22

На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения; На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери; На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагается обратить внимание на следующее:

Слайд 23

• Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом). • Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения. • Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям. • Используйте чаще разные головоломки для девочек. • Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Советы педагогам:

Слайд 24

• Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания. • Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации. • Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. • Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Слайд 25

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка . .

Слайд 26

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек Оформляется наглядная информация в "Уголках для родителей" Организуются встречи родителей с врачом Издаётся спецвыпуск газеты посвящённый вопросам гендерного воспитания Приглашаются родители-представители различных профессий Оформляются фотоальбомы Проводятся культурно-досуговые мероприятия Организуются индивидуальные консультации и родительские собрания

Слайд 27

«Мозговой штурм».

Слайд 28

«Как воспитать будущего мужчину/женщину»

Слайд 29

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного  воспитания»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. Привлечь внимание педагогов к решению  проблемы гендерного воспитания детей,
  2. Способствовать обогащению педагогического опыта педагогов по организации гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.
  3. Применение дифференциального подхода в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей.

План проведения педагогического совета

1.  «Актуальность гендерного воспитания детей в современных условиях» (заместитель заведующего по УВР)

2.  Мальчики и девочки – два разных мира. (педагог – психолог)

3. «Гендерное воспитание в ДОУ» (старший воспитатель )

4. Результаты тематического контроля «Создание условий по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ» (заместитель заведующего по УВР )

5.  Принятие решения Педагогического совета.

Ход педагогического совета

1. «Актуальность гендерного воспитания детей в современных условиях» (заместитель заведующего по УВР)

Слайд 2.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

В современном обществе  -  семье, детских садах и начальных классах школ – остро стал вопрос о половом  воспитании детей, то есть воспитании с учётом пола ребёнка (мальчика или девочки).

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Происходит повсеместная феминизации образования (домашнего, дошкольного, школьного и вузовского). «Феминизация» воспитания детей способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них необходимых качеств, испытывают дополнительные трудности при службе в армии; вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу и часто перекладывают ответственность на плечи женщины за семью и воспитание детей, что порождает многие семейные конфликты. У представительниц женского пола не формируется терпеливость, умение поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство. Дефицит гендерного воспитания приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, отмечаю, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

В семьях часто можно слышать расхожие фразы: «Ты, девочка, будь аккуратной», «Ты, мальчик, а плачешь». На этом и заканчивается воспитание с учётом пола детей. В детских садах и школах нередко звучит распространённое обращение: «Дети». Часто внешне девочки и мальчики  не различаются ни костюмом, ни причёской, ни поведением

Такое полонеадекватное поведение ведёт к разрушению семей в будущем. Девочки, девушки, женщины – огрубевшие, сильные, порой не умеющие быть хозяйкой, создавать уют – с одной стороны, а с другой – мальчики, юноши, мужчины – неуверенные, слабые, не способные постоять за свою семью.

А на самом деле, с момента рождения ребёнка начинается его воспитание. От разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному с ними общаются. Ребёнка  учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие причёски носить. То есть с момента рождения начинается половое, гендерное (социальное)  воспитание – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении  и предназначении мужчины и женщины в обществе. Когда биологический и социальный пол идентичны, то наступает гармония внутри личности и гармония во взаимодействии с окружающими людьми.

Слайд 3

Столетиями складывались разные типы воспитания мальчиков и девочек. У каждого народа существовали свои системы воспитания подрастающего поколения.

Первобытное общество.         Люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей. В воспитании мальчиков и девочек было существенное различие. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте, рыбной ловле, их учили стрелять из лука.   Девочки помогали женщинам готовить еду, изготавливать одежду, посуду.

Воспитание в Древней Греции. Спартанское государство.  До 7-го возраста ребёнок оставался в своей семье и воспитывался под наблюдением  матери. Мальчиков растили неприхотливыми к еде, учили не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства, трудности, возможные в будущих военных походах. С 7-го возраста мальчиков забирали из дома, и они жили в общественных зданиях под присмотром специального наставника. Внимание уделялось военно-физической подготовке. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка.

Западная Европа – средние века.  Сыновья феодалов овладевали семью рыцарскими добродетелями: верховой ездой, плаванием, фехтованием, владение мечом, щитом и копьём, охотой, игрой в шахматы, слаганием и пением стихов. Дочери феодалов получали образование дома или в монастырях, где их воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

В Древней Руси. С шести-семи лет мальчик переходил из женских рук в мужские. В воспитании мальчиков из простого народа приоритет отдавался трудовой направленности, а будущих дружинников Киевской Руси готовили к военной карьере.

В эпоху царствования Романовых предпочтение отдавалось физическому развитию мальчиков. Широкое распространение получили кулачные бои, в которых дети участвовали с 5 – 6 лет.

Эпоха екатерининских преобразований выдвинула проект о сословных закрытых учреждениях. До двух лет младенцы находились в руках кормилицы, после чего (с 2 до 14 лет) переводились в «общие покои», где воспитывались в играх и трудовых занятиях. Мальчиков обучали вязать чулки, колпаки, сети, а также приучали к работам в саду. Девочки учились прясть, вязать, ткать, плести кружево, а также обучались домоводству (шить, гладить, стряпать).

Воспитание в XIX веке.       В шестидесятые годы в России возникло широкое общественное педагогическое движение. Изучение различных педагогических систем показало, что до XVIII века вся педагогика была направлена на общественное воспитание мальчиков. В то время, как девочки воспитывались дома. И только в XVIII веке педагоги стали рассматривать возможность целенаправленного воспитания мальчиков и девочек.

Так, проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времён и исследовалась философами, историками, педагогами, медиками.  

И сегодня данный вопрос как никогда актуален Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время эта проблема настолько очевидна, что ее актуальность определена не только на федеральном, но и на международном уровне. Как вы думаете, уважаемые коллеги, почему так важно воспитывать юное поколение в соответствии с его полом?

Слайд 4

Данная позиция закреплена в документах на  международном и федеральном уровне.

Итак, в конвенции о правах Ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

Слайд 5

По определению ООН, именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века.  

Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило законодательное обоснование в указаниях комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ  от 22.01.2003г.  и приказе МОиН РФ от 17.10.2003г.  «Об освещении гендерного вопроса в системе образования»

Слайд 6

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования":

1.6.        Стандарт направлен на решение следующих задач:

- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Социальная стратегия государства предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в образование, культуру, политику и экономику.

Слайд 7

В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе — пол как систему полоролевых отношений.

Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Итак, пол — это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

 В то же время гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Слайд 8.

Половое воспитание –  это воспитание, основанное на знании физиологических особенностей полового развития ребенка.

Полоролевое воспитание дошкольника рассматривается как социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

Слайд 9

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Слайд 10

 Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

           Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Слайд 11.

                Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

             Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Слайд 12.  Как на современном этапе грамотно подойти к воспитанию мальчика и девочки  вам расскажет педагог-психолог.

Мальчики и девочки – два разных мира. (педагог – психолог)

Мы говорим сегодня о гендерном, то есть о полоролевом воспитании. Что такое гендерные различия, и как они влияют на воспитание? Ребенок рождается с определенным биологическим полом (мужским или женским), а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми ребёнок научается вести себя как девочка или как мальчик.

  • Перед  современными педагогами встаёт очень важный вопрос: кого труднее воспитывать, мальчиков или девочек? В чём их различия и нужны ли для них разные методы воспитания? Это действительно сложные вопросы, на которые нет простых однозначных ответов.  Попробуем разобраться вместе.  
  • Ни для кого не секрет, что мальчики и девочки очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Одна из причин в том, что существуют значительные различия между головным мозгом девочек и мальчиков:
  • Мозг мужчины больше, чем мозг женщины.
  • У мужчин быстрее созревает правое, «образное» полушарие, у женщин - левое, «абстрактно-логическое».
  • В мозге женщины больше нервных волокон, по которым информация идет из одного полушария в другое.Женщины чаще используют оба полушария головного мозга.
  • Эти различия объясняют неоднородное развитие девочек и мальчиков в дошкольный период: девочки лучше запоминают цифры и решают логические задачи, быстрее и успешнее овладевают речью. Их словарный запас едва ли не вдвое больше мальчишеского! Девочки, как правило, лучше выражают свои эмоции словами. Они также раньше начинают читать и писать.
  • Мальчикам из-за меньшего числа нервных волокон сложнее сопоставлять информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях: в мыслительные процессы избирательно включатся либо левое, либо правое полушарие. При осмыслении слов у мальчиков «работает» левое полушарие, у девочек - оба. Зато мальчики, в свою очередь, рано демонстрируют интерес к пространственным задачам.
  • Девочки могут капризничать по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики быстрее истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно. 
  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно на несколько месяцев старше ровесников-мальчиков.
  • У мальчиков и девочек по-разному организованы психические процессы. Различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже в раннем возрасте проявляются в поведении.
  • Девочки легче адаптируются к новым условиям, обстановке, лучше поддаются внушению и уговорам, мальчики – наоборот. Поэтому с девочками проще сладить, а мальчишек приходится контролировать.

Девочки любят повторение, шаблоны, схемы, они лучшие исполнители, мальчики же предпочитают сами «изобретать велосипед». Это прирожденные «творцы», первопроходцы.

  • По данным учёных нейропсихологов-нейрофизиологов, у мальчиков и девочек различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.
  • Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства: кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
  • Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д.  Используют при этом всё предоставленное им пространство.  
  • Доказано, что мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают   вертикальную: лазают по лестницам и деревьям,  забираются на мебель.
  • Существуют различия в реакции детей разного пола на оценку их деятельности: девочки больше ориентированы на результат и похвалу (им важно кто их оценивает и как), для мальчиков очень важен процесс (хотя похвалу тоже ценят – но «предметную», по делу).
  • Т.е., девочки более заинтересованы в эмоциональном общении, для них важно, какое они произвели впечатление, а мальчиков интересует суть оценки.Уже в младшем школьном возрасте для мальчиков будет ценнее признание сверстников, чем оценка взрослого. Поэтому девочки чаще становятся отличницами в начальной школе - несмотря на то, что мальчики лучше мыслят логически.
  • Девочка чувствует все нюансы вашей интонации, когда вы говорите о ней или её деятельности. Девочкам часто достаточно взгляда или нескольких слов, чтобы уловить ситуацию. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недовольна». Мальчик должен точно знать, чем конкретно вы недовольны. Мамам, воспитательницам,  учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие.
  • Вот и получается, что мама (или педагог) долго  ругает мальчика, нагнетая эмоции,  и сердится, что он не переживает, а как бы остаётся равнодушным к её словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже отреагировал на первых минутах разговора, но долго удерживать эмоциональное напряжение он не может, он к этому не приспособлен природой. К тому же мальчики лучше воспринимают низкий голос, высокие тона могут выдержать недолго.
  • Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Вот несколько простых положений, которые помогут вам не забывать, что воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
  • Любовь к мальчикам и девочкам выражается через заботу и доверие. Забота - это готовность всегда прийти ребёнку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление сделать его счастливым, сострадание к его боли.

Доверие - уверенность, что ребёнок всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать ребёнку свободу и пространство делать всё самостоятельно. Естественно, каждому ребёнку нужно и доверие, и забота, но в разных пропорциях.

  • Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Мальчик просто расцветает от подобного отношения, поскольку чувствует, что взрослые признают его самостоятельность и верят в его способность делать всё правильно.
  • С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что её любят. Если же вы слишком верите в способность девочки делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто вы не очень о ней заботитесь. Если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто её отталкивают, обижают, не любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно - жест доверия.
  • Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими.

  • У девочек рано проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в заботливом отношении к куклам. Их внимание рано привлекают взаимоотношения с другими людьми. С возрастом растёт их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению.
  • Для девочек характерно проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.). Будущим женщинам свойственна склонность ухаживать, а также поучать других.
  • Мальчики обладают большей физической силой по сравнению с девочками, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованы, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.
  • Мальчишек интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т.п.).
  • Будущие мужчины предпочитают точные науки, увлекаются техникой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем, они довольно часто неохотно занимаются самообслуживанием, часто проявляют беспомощность в простых бытовых вопросах, они больше подвержены травмам.

Разобраться во всех тонкостях и особенностях воспитания девочек и мальчиков по силам только заботливым и любящим взрослым. Мудрая природа нарочно устроила мальчиков и девочек по-разному, чтобы все в мире было гармонично.

Желаем вам гармонии и взаимопонимания с вашими мальчиками и девочками!

Слайд 13.

3. «Гендерное воспитание в ДОУ» (старший воспитатель )

Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

         Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

               Выстраивание модели образовательного пространства должна вестись в 4 направлениях: 

  • Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
  • Построение развивающей среды;
  • Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;
  • Построение модели педпроцесса.

Слайд 14.  

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

        Слайд 15.

Требования к реализации гендерного подхода в ДОУпредставляются в следующих изменениях образовательного процесса.

  1. Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий.
  2. Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек — рукоделием).
  3. Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями).

Слайд 16.

  1. Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта.
  2. Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми.
  3. Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей.
  4. Создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ.
  5. Учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.

Слайд 17,18.

Полоролевое воспитание, по мнению исследователей и ученых всего мира, должно начинаться в буквальном смысле с пеленок, ведь оно означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола: учить девочку быть именно девочкой, а мальчика — именно мальчиком.

К сожалению, в большинстве детских садов и школах пока преобладает «бесполое» воспитание. И иногда такое равенство оправданно. Например, все дети должны уметь считать, читать и писать. Всем им понадобятся в жизни смекалка, настойчивость, вежливость и эрудиция. Но, с другой стороны, кто научит их сложному этикету, принятому в личных отношениях? Кто научит мальчиков рыцарству, а девочек — женской мудрости? А ведь это в жизни не менее важно.

— В полоролевом воспитании дошкольников очень важно, как будет проходить подготовка детей к социальной жизни. Существуют нормы, которые играют роль негласных законов жизни. Родители и педагоги с детства стараются прививать, например, такие: «Люби Родину», «Уважай людей», «Береги близких», «Защищай слабых». Все эти выражения можно назвать формой, через которую дети должны понимать смысл или содержание сказанного. Но данные формулировки можно отнести и к «избитым» выражениям, которые можно пропустить мимо ушей. Сейчас вы попытаетесь изменить форму подачи высказываний, чтобы содержание дошло до самого сердца ребенка. Например, есть призыв «Надо беречь природу!» Чтобы ребенок задумался и стал бережно относиться к природе, можно сказать, например, так: «Природа — это дом, в котором мы живем. Если мы будем беречь наши леса, земные богатства, то в нашем „доме“ будет много воды, тепла, света, пищи — всего, что нужно для нашей жизни».

Слайд 19.

         Попробуйте изменить форму подачи, чтобы содержание фразы дошло до каждого ребенка. Приведу пример: «Девочки должны носить юбки». А можно сказать так: «В юбках девочки становятся красивыми и привлекательными. Все наши бабушки и прабабушки носили юбки. Это женская одежда. Видя человека в юбке, всегда определишь, что это настоящая женщина».

Попробуйте изменить фразы:
— «Надо быть аккуратной девочкой».
— «Нельзя обижать девочек».
— «Надо слушаться родителей».
— «Надо помогать маме».

Воспитатели выполняют задание.

Слайд 20.

Одним из ведущих условий формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.

— Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание. И вот воспитатель приготовил игры: отдельно для мальчиков, отдельно для девочек. А что делать, если девочка или мальчик взяли игру или игрушку «не для него»?

Слайд 21.- 25

— Уважаемые педагоги, у меня три предмета. По жребию определите, какой достанется вашей группе. Задание — придумать, в какую игру с этим предметом можно играть девочке, а в какую — мальчику.

Группы выполняют задание.

Кукла: девочки — «мамы», мальчики — «папы», у мальчиков воспитывается любовь и нежность.

Машина: мальчик — шофер, девочка моет машину или принимает товар из грузовика.

Скакалка может служить в игре удочкой, веревкой для дров или для белья, ее можно использовать для плетения или как пояс для украшения костюма.

        Слайд 26

— Для полноценного воспитания ребенка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. Повышать уровень компетентности по полоролевому воспитанию и развитию необходимо и у родителей. Прежде всего родители путают понятия «половое воспитание» и «полоролевое воспитание» и ошибочно считают, что гендерное воспитание нужно начинать с 3-х лет. Это поздно! Вместе с тем родители питают надежду, что в результате эксперимента у детей выработаются, например, такие качества, как привязанность к своей семье и своим близким, появится сила воли, задатки мужественности, женственности и так далее.

— Чтобы работа по полоролевому воспитанию проходила успешно, родители должны оказывать всяческую помощь воспитателям: участвовать в праздниках, подготовке к занятиям, изготавливать и приобретать игры для девочек и мальчиков, а самое главное — активно участвовать в воспитании своих детей.

Слайд 27

Закрепление полученной информации,  «мозговой  штурм».

Ведущий: — Уважаемые педагоги, предлагаю для закрепления и более качественной переработки услышанного разделиться на две подгруппы и сесть за эти столы. На каждом столе имеются листы, на которых написаны различия в развитии мальчиков и девочек. Ваша задача — определить, кому принадлежат перечисленные особенности, и разделить их на две части: свойственные мальчикам и девочкам

таблица 1

Воспитатели выполняют задание.

        Слайд 28

Ведущий: — А сейчас я прошу вас поделиться своими находками, своими педагогическими «изюминками», которые помогут другим воспитателям в работе с детьми.

«Как воспитать будущего мужчину/женщину»

Цель — выявить и обогатить знания воспитателей о позитивных качествах мужественности и женственности.

таблица 2

Воспитатели выполняют задание.

Ведущий: — На этом наш педсовет практически завершен. Большое спасибо всем за плодотворную работу. Последний вопрос: поможет ли то, о чем мы сегодня говорили, обсуждали, придумывали, в организации полоролевого воспитания в вашей группе?

Ведущий: — Какую бы программу мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас. И пусть, когда наши воспитанники станут взрослыми мужчинами и женщинами, папами и мамами, они будут такими же счастливыми, как на экране.

Принятие решения Педагогического совета

1. Продолжать планировать работу:

- по формированию представлений детей о социальных функциях мужчин и женщин в семье;

-  по взаимодействию с семьей по вопросам полоролевого воспитания (родительское собрание, консультацию, текстовую информацию).

  Ответственные   -  воспитатели  групп

  Срок – постоянно

2. Продолжать работу по пополнению предметной среды атрибутами для игр мальчиков и девочек, дидактическими играми, пособиями, альбомами  по полоролевому воспитанию.

Ответственные   -  воспитатели  групп

         Срок – в течение года

3. Принять к исполнению рекомендации по результатам  тематического контроля «Создание условий по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ» 

 Ответственные   -  воспитатели  групп

 Срок – постоянно