Педагогический совет: «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания»
материал на тему

Борисова Лилия Владимировна

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание в условиях детского сада

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

        В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе — пол как систему полоролевых отношений.

Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Пол это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

                Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

       

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

              Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

                В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

               Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола. То есть не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

     Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда  проблем:

1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3.Повышение неадекватности форм поведения среди детей.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать

 и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят,

 слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

         Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

          Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.            

           Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

  • Средства    
  • Методы    
  • Формы


Средства

  • игры
  • народные сказки
  • пословицы
  • колыбельные песни

Методы:

  • игры        
  • познавательно-развивающие этические беседы
  • проблемные   ситуации
  • схемы-действия

Форма

  • игровая деятельность
  • экспериментальная
  • проблемно - поисковая

Для     того,    чтобы     предоставить     равные     возможности     в  обучении существует:

3 типа  мотивации

  • игровая (стимулирует   детей,   если   в   содержание   включены   способы построения)

  • личная   заинтересованность   детей   к  деятельности (предлагая сделать что-то  в  подарок  или для  игры)
  • общение  детей   с   взрослыми   (будет  стимулировать  детей   в том,   случае,   если   воспитатель   сумеет   убедить девочку   или мальчика,  что  без  их  помощи  ей  не  обойтись).

        При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, обратите внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по теме

«Семья-главный фактор

в становлении гендерной идентичности ребенка»

Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Уважаемые родители!

В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.

В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это замечательно.

Но с другой стороны, следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи.  По-разному происходит и полоролевая идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.

Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.

Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы привлечение мужчин в сферу образования и воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не дает такой возможности. Профессия педагога остается практически женской прерогативой. Поэтому проблема формирования половой идентичности является напоминает о необходимости её решения в интересах подрастающего поколения. И именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния. Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

  • От отношения родителей к ребенку,
  • От характера родительских установок,
  • От привязанности матери к ребенку,
  • От привязанности ребенка к матери,
  • От роли отца в воспитании ребенка,

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т.е присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

Установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек — в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).

Более поздние исследователи говорят о том, что очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность ( женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Не однозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43 % девочек против 8 % мальчиков имеют, по данным автора, высокую степень идентификации с родителем своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.

Интересна роль фактора депривации в формировании гендерной идентичности. Некоторые исследования показывают, что она является своего рода механизмом половой идентификации. Особенно важно, что этот механизм активно включается именно у мальчиков в условиях современного социума.

Дети не приемлют в своём обществе других детей, чье поведение не соответствует полоролевой идентификации. Так женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. У мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) давление на мальчиков при проявлении женских качеств сильнее, чем на девочек с проявлением мужских качеств; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития. И для того чтобы максимально помочь вам, в возникших трудностях при воспитания своего ребенка предлагаем Вам, ответить на ряд вопросов.

                                                         

Подготовила старший воспитатель МБДОУ д/с п. Дивное

Л.В. Борисова


Бланк анкеты «Обратная связь»

1. Имя, Фамилия участника______________________________________

2. Дата консультации____________________________________________

3. Степень актуальности данной темы для Вас: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.10

4. Что мешало Вам, понять (осмыслить) содержание нашей встречи.____

______________________________________________________________

5. Самые полезные для Вас, эпизоды, консультации, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:____________________________________________________

______________________________________________________________

6. Что Вам не понравилось на проведенной консультации? Почему?______________________________________________________

______________________________________________________________

7. Ваши мысли после прослушанной консультации

О себе________________________________________________________

______________________________________________________________

8. Ваши замечания, пожелания по содержанию, форме дальнейших встреч.______________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

по теме

«Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста с учётом гендерного подхода»

Проблемы гендерного подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что личностно – ориентированный подход к формированию интегративных качеств у детей дошкольного возраста лежит в одной плоскости с его возрастными, индивидуально-типологическими и гендерными особенностями, что представляет собой в целом совокупность биосоциокультурных характеристик.

Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании взаимопонимании, взаимодополнимости.

Идеей гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Осуществляя воспитание с учетом гендерного подхода, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

«От новорожденного до пяти лет страшное расстояние» (Л.Н.Толстой). Действительно, в период дошкольного детства ребенок, активно познавая мир, приобщаясь к нему, формируется как личность. Этот же возрастной период является значимым и сензитивным для формирования гендерного самосознания. Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети начинают понимать, что принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от:

  • отношения родителей к ребенку;
  • характера родительских установок;
  • привязанности матери к ребенку и наоборот;
  • воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Таким образом, именно от ведущей роли взрослого в вопросах воспитания и обучения с учетом гендерного подхода зависит успешность социализации ребенка в окружающем мире.

В настоящее время в ДОУ образование строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это традиционный подход. Но с другой стороны, так как развитие мальчиков и девочек протекает по-разному, мы организуем образовательный процесс, в частности, в вопросах музыкального воспитания с учетом гендерного подхода.

Полоролевая социализация детей дошкольного возраста ведётся в детском саду планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учетом условий дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. Гендерный подход затрагивает все разделы программы музыкального воспитания: слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах.

На музыкальных занятиях наиболее продуктивна и ярко выражена работа по гендерному воспитанию при разучивании танцев (менуэт, вальс, полька, кадриль, марш и т.д.), обыгрывании песен и стихотворений, драматизации сказок, проведении праздников и развлечений.

Гендерный подход в вопросах музыкального воспитания заключается не только в подборе дифференцированных упражнений для девочек и мальчиков, но и в знакомстве детей с определенными представлениями о маскулинности и феминности. Так при слушании музыкальных произведений дети учатся рассказывать о характере музыки, о ее эмоциональном настрое, тем самым у ребенка уточняются знания о характерных особенностях полоролевых проявлений. Тихая, спокойная музыка колыбельной песни характеризует специфические черты девочек: нежность, скромность, терпимость. Бойкий, ритмичный марш – стремительность, активность и решительность мальчиков.

При формировании у детей певческих навыков нами учитывается то, что особенно мальчики дошкольного возраста, обнаруживают при прослушивании крайне ограниченный диапазон правильной слухо-вокальной координации и воспроизводят мелодию голосом более или менее верно в пределах кварты – сексты, в основном в первой и малой октавах. При этом тембры их певческого и разговорного голоса полностью совпадают, т.е. они «поют, как говорят». Попытки расширить диапазон такого звучания приводят к фальши и некрасивому «крикливому» звуку. Учитывая данную особенность мальчиков, мы используем комплекс специальных упражнения, направленных на формирование их певческого голоса и вокально-слуховой координации: пропевание вокализов с четким артикулированием и выработкой контроля дыхания. Предлагая детям данные упражнения, фиксируем их внимание на появившемся новом, светлом и легком тембре, на звучании голоса высоко в голове, «как у птички», то тогда «безголосые», «бесслухие», «гудошники» вдруг обнаруживают и музыкальный слух, и хорошие голоса, и широкий диапазон правильного певческого звукообразования.

В хоровом пении мальчики и девочки поют вместе, их тембр сливается, но если поют одни мальчики, их тембр отличается от тембра ансамбля девочек. И главное для специалиста при организации образовательного процесса учитывать совпадение механики голосообразования и тесситуры пения и бытовой разговорной речи. Так как мальчики говорят, используя преимущественно грудной регистр, а поют фальцетом, то для них большое значение имеет «разогрев» голоса, т.е. распевание, когда происходит торможение речевого двигательного динамического стереотипа.

При формировании и развитии навыков танцевальных движений, навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, представлении танцев, театральных постановок мальчики овладевают навыками ведущего партнера, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость), учатся вести себя в обществе (уроки этикета), взаимодействовать с девочками, галантно и культурно вести себя в обществе представительниц слабого пола. Девочки становятся более нежными, изящными, легкими, кокетливыми (в танцах, театральных постановках), мягкими, беззащитными, побуждающими к вниманию и защите со стороны мальчиков.

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают такие средства воздействия, как музыка (классическая, народная), художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), материалы из видео- и аудиотеки и элементы мужских и женских костюмов. Важно при организации образовательного процесса учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, основанных на слуховом восприятии, а для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии.

Эффективным средством гендерного подхода в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста являются коллективные театрализованные праздники, музыкальные представления, конкурсы и акции. Таким образом для детей старшего дошкольного возраста проводятся: музыкально-физкультурные праздники «Богатырская наша сила: сила духа, сила воли!», в ходе которых они знакомятся с историей Руси, её традициями и народным творчеством и которые помогают мальчикам постичь рыцарскую науку. Для воспитания феминности у девочек, повышения их социальной роли в глазах мальчиков, воспитания социальных ролевых взаимоотношений проводятся конкурсы: «Мисс Снежиника», «Автоледи в гостях у Родничка».

Таким образом, использование гендерного подхода в музыкальном воспитании, как одного из направлений всестороннего развития личности ребенка, оправдано и целесообразно. Так как основано на положении о том, что наши воспитанники - это не бесполые дети, а мальчики и девочки, у которых мы формируем социокультурные и  личностные представления о гендерных стереотипах поведения с целью их дальнейшей успешной социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности как мальчика так и девочки, с учетом их пола и возраста.



Предварительный просмотр:

Опросник для родителей

Уважаемые родители!

С целью определения вашего взгляда на особенности воспитания сына (дочери) в семье с учетом полоролевого подхода (учета пола вашего ребенка) предлагаем Вам выразить свое мнение в форме ответов на предлагаемые вопросы.

Если Вы согласны с мнением, Вам необходимо ответить «да». Или «нет» – если вы придерживаетесь другого взгляда.

№ п/п

Стереотипы

Ответ

Девочки более послушны, чем мальчики

Девочки лучше относятся к природе

Мальчики  лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически

Мальчики испытывают большее желание отличиться

Мальчики более одарены в математике

Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль и страдания

Девочки умеют лучше выразить свои мысли

У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая

Мальчики лучше ориентируются в пространстве

Мальчики агрессивнее

Девочки менее активны

Девочки более общительны и отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей

Девочки требуют больше ласки

Девочки легче попадают под чужое влияние

Мальчики более предприимчивы

Девочки более трусливы

Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности

Девочки реже соперничают между собой

Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности

У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом

С мнением специалистов Вы можете познакомиться на Интернет - сайте нашего ДОУ в разделе «Сведения об образовательной организации-образование-методические документы»

А теперь слово специалистам:

  1. Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям старших.
  2. Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.
  3. Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами.
  4. Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.
  5. Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.
  6. Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения.
  7. Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.
  8. Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.
  9. Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации на местности.
  10. Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
  11. Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки - тише, но гораздо результативнее.
  12. Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки - в группы из 2-3 человек.
  13. Неправда. Существенного отличия нет.
  14. Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются «правил игры», принятых в компании.
  15. Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и от учителей.
  16. Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.
  17. Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.
  18. Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.
  19. Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.
  20. Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Механизмы учета особенностей мальчиков

и девочек при организации их деятельности

Девочки

Мальчики

Анатомо - физиологические особенности

Девочки рождаются более зрелыми (обгоняют мальчиков на 3-4 недели в развитии), более чувствительны к шуму, их больше раздражает телесный дискомфорт, они более отзывчивы на прикосновения. Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте часто физически сильнее мальчиков, они старше по биологическому возрасту.

Раньше развиваются области левого полушария мозга, отвечающие за речь, рационально-логическое мышление

Рождаются более крупными, на 2-3 месяца позже начинают ходить, острота слуха до 8 лет выше. Мальчики младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту. Позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль своего поведения

Психологический портрет

В центре внимания девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании

Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Оно охватывает как горизонтальные, так и вертикальные взаимосвязи. Ребенок интересуется полетами в космос, путешествиями, приключениями. Вместе с тем, многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчика, недостаточно отражены в его сознании, поэтому в быту он беспомощен.

Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию

Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры

У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестер и девочек вообще.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» — кукол, украшения — и играют в ограниченном пространстве, в уголке.

Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше - назначением, используют обычно по прямому назначению, В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает ее в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т.д. — и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание

Девочка лучше чувствует и понимает назначение вещи, ее пользу в быту, что подчеркивает направленность интересов на человека

У мальчиков отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям

Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как негодную вещь. Девочки, как правило, используют игрушки по назначению, делая ошибки в применении лишь по незнанию

Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство ребенка с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет смотреть, как она устроена, так и не испробовав ее в деле. Мальчики могут приспосабливать игрушку для различных целей, использовать не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения

В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом — но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. У девочек образец или план в большинстве случаев является желательным ограничением их творческой свободы; подойти как можно ближе к образцу кажется вполне достойной целью

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. У мальчиков чаще встречаются различные свободные конструкции, проекты

Нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше. Девочки более конформны, лучше приспосабливаются к обстоятельствам, быстрее находят свое место при различных переменах, легче вписываются в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы. Девочки весьма самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике, чем мальчики. У них чаще наблюдаются повышенный интерес к собственной внешности и яркая реакция на ее оценку другими людьми, результатом которой могут стать различные ложные идеи о своей физической неполноценности

Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают, причем не из сознательного стремления нарушить запрет или неуважения к старшим или каким-либо правилам, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной, преобразующей деятельности. В условиях строгой регламентации эти особенности могут приводить к нарушениям детьми распорядка, норм поведения

Девочки чаще склонны апеллировать к взрослым, жаловаться на мальчиков. Жалующаяся сторона невольно воспринимается как потерпевшая

Мальчики реже апеллируют к старшим, реже жалуются

Девочки склонны верить авторитетам, опираться на авторитет в затруднительных случаях. Они более исполнительны, часто им достаточно просто внушить, что «так надо»

Для мальчиков преклонение перед авторитетом менее характерно. Они должны сами убедиться в необходимости определенных действий

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Воспитатель видит это по обращенным к нему глазам и, как правило, сразу объясняет все основные способы действий. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях в детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого

Мальчики «раскачиваются» дольше, на педагога смотрят редко. К тому моменту, когда они достигают пика работоспособности, основные задания уже даны, а потому пропустившие все пояснения мальчики начинают задавать вопросы и воспитателю и детям. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях. Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик смотрит



Предварительный просмотр:

СУЩНОСТЬ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Ю.С. Сопранцова

Ростовский государственный строительный университет, Россия

В российской педагогической науке на стыке  XX - XXI столетий появилось новое направление – гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности.

Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в 1980 году. Впервые это понятие в научную литературу ввел американский педагог Дж. Скотт (Joan Scott), для того, чтобы показать различия социально – ролевых отношений женщин и мужчин.

Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (gender). Первое использовалось для обозначения анатомо – физиологических особенностей людей. При помощи этих особенностей все человеческие существа делятся на мужчин и женщин. С развитием научных исследований стало понятно, что с биологической точки зрения между обоими полами больше сходства, чем различий. Большой вес, высокий рост, мускулистая фигура не являются больше показателями мужских отличий. Единственное  значимое биологическое отличие мужчин от женщин это их роль в воспроизводстве потомства.

Но кроме биологических отличий между полами существуют также разделение их социальных ролей, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин  и было заимствовано английское слово «гендер». Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать различными анатомическими особенностями – это означает обладать предписанными им различные гендерные роли.

Гендерные роли – один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин [5, с. 61].

В настоящее время нет единой теории гендерных ролей. Характеристики гендерных ролей рассматриваются с точки зрения социологических, биосоциальных и психологических теорий. Но уже имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на формирование и развитие данных гендерных ролей у человека влияют общество и культура. Но термин «гендерные роли» следует отличать от понятия «гендерные стереотипы».

Гендерные стереотипы – сформировавшиеся  в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины [5, с. 62].

Выделяют бинарные оппозиции, которые стереотипно предписываются мужчине и женщине: 1. логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность; 2. инструментальность – экспрессивность, сознательность – бессознательность; 3. власть – подчинение; 4. порядок – хаос; 5. независимость, индивидуальность – близость, коллективность; 6. сила Я – слабость Я; 7. импульсивность, активность – статичность, пассивность; 8. непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм.

Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью. «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью... мужчина более рационален» [7, с. 26]. «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты» [3, с. 265]. В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки.  Такой же взгляд на женскую конкретность можно проследить у В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева. Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины - и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В.Ф. Эрн.

Инструментальностъ - экспрессивность, сознательность   - бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны. К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с «глубинами бытия». О женской впечатлительности и восприимчивости писали В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский и др.

Власть - подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть - подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, «быть покровителем и вождем», право женщины – «в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя»» [8, с. 140]. С.Н. Булгаков, рассматривая власть, выделяет в ней два начала: «Власть двойственна по природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения... Власть представляет собой обособившееся, утвердившееся в оторванности  своей мужское начало, которому присуща стихия насилия: она умеет только покорять и повелевать, но не любить и сострадать. А соответственно и повиновение влавствуемых, пассивное начало власти принимает черты столь же отвлеченной женскости, угнетаемой и порабощаемой». Проблему господства-подчинения рассматривают также психоаналитики, говоря о садомазохизме. Известно, что Фрейд воспринимал мазохизм как выражение женской сущности.

Порядок - хаос. Кроме того, философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении   порядка и хаоса. Так, Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка» [2, с. 116]. Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: «Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос». К этому можно присоединить подобные взгляды В.Ф. Эрна, А. Белого, Вс. Иванова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского. Вместе с тем, современные исследователи женской и мужской психологии не считают, что мужское начало - проявление порядка, а женское - хаоса; каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности. Так, Р. Горски сообщает, что мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. И если мужчинам свойственно фокусироваться на одной проблеме, то женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия. У. Штейнберг считает, что в современной культуре очень часто женщин, которые могут думать и наслаждаться мыслительным процессом, обвиняют в мужеподобности. А так как эмоциональные проявления и экспрессивность ассоциируются с женской социально-половой ролью, то в силу устоявшихся традиций они не считаются мужскими. И пока мужчины, переживающие тонкие и глубокие эмоции, будут считаться в обществе женоподобными, они не смогут полностью реализовать свой мощный потенциал с  учетом ограничений, накладываемых на эти «женские» проявления культурой [9, с. 134]. Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно  мужскому, так и мужчина, в свою очередь, может  дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины. Кроме того, следует помнить о разных типах мужчин и женщин, содержащих в различных вариациях фемининные и маскулинные проявления. Только изменение культурных стереотипов поможет полной реализации личности, сочетающей в себе как мужские, так и  женские качества.

Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов [1, с. 345] утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны.

Сила Я - слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, «женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине». К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: «Я мужчины - в гору величиной, Я женское... да оно просто прислонено к мужскому  Я». П. Флоренский сравнивает мужское начало с вертикалью, а женское - с горизонталью. Кроме того, подобный взгляд Н. Бердяева на пол прослеживается в его произведении «О назначении человека», где он утверждает, что «женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью. Мужской принцип есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный»          [2, с. 67].

Импульсивность, активность - статичность, пассивность. В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное «мужское» семя.  Теория Аристотеля просуществовала на протяжении всех Средних веков, вплоть до современной эпохи. Гегель также считает, что два пола должны быть различными: один - активным, другой - пассивным. Пассивность достается женщине. «Вследствие дифференциации мужчина являет собой принцип активный, а женщина - принцип пассивный, ибо она остается в своем неразвернутом единстве». Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность,  пассивность,  зависимость, слабость женщин.

Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм. Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко «всему бывшему, состоявшемуся», рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: «верность» - «неверность» [6, с. 240].

Итак, философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но, можем ли мы сказать, что не встречаем логичных женщин и чувственных мужчин; активных, властных, доминантных, агрессивных женщин и пассивных, подчиняющихся мужчин? Социологическое значение понятий мужской - женский получает свое содержание благодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскими индивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола. Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. Но в то же время, следует понимать, что «двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную» [4, с. 271]. Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских. На основе деления современной психологией мужчин и женщин на четыре полоролевых типа появилось такое понятие, как гендерный подход.

Гендерный подход – объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого – учет интересов обоих социально – половых групп общества. [5, с. 71] Суть данного подхода состоит в том, чтобы найти специальные меры для достижения гендерного равенства. Явления, которые происходят в обществе, по-разному влияют на женское и мужское население, вызывая разные их реакции. Осознание этого и есть гендерный подход.

Гендерный подход интенсивно внедряется в образование. Это происходит по двум направлениям: одно из них – высшие учебные заведения, а второе – общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учреждения начального и среднего профессионального образования. Данная тенденция возникла благодаря определенным факторам: социально – культурным, политическим, организационно – финансовым и личностным.

Социально – культурные факторы связаны с изменениями в жизни общества, ролей  и поведения в семье, изменениями самого дискурса в обществе о типично женском и типично мужском.

К политическим факторам относят активизацию независимых женских организаций, проникновение феминистических теорий.

Под организационно – финансовыми факторами подразумевается появление финансовых источников для гендерных исследований, поддержки гендерного просвещения преподавателей.

Личностный фактор – это появление сторонников гендерного подхода в образовании среди педагогов – ученых, разработка ими программ и учебных пособий.

Важной для применения гендерного подхода как такового в учебно-воспитательном процессе представляется теория асинхронной эволюции полов доктора В.А. Геодакяна и положения современной психофизиологии. Автор этой теории считает, что дифференциация полов возникла в ответ на две противоположные тенденции. Первая – это потребность системы сохранить то, что уже было создано, закрепить те признаки, которые выгодны и передать их по наследству. Вторая тенденция – необходимость дальнейшего прогресса и поиска изменений. Эти две тенденции воплощаются в делении всех живых существ на женские и мужские особи. А это деление дает ощутимую выгоду в реализации обеих тенденций. Женщины являются носителями консервативных признаков, а мужчины – эволюционных. Именно поэтому разброс врожденных признаков у женщин значительно меньше, чем у мужчин. Данная теория доказывает то, что, организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, преподаватели обрекают своих воспитанников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка. Экспериментальные исследования показали, что наиболее неуспешными в современной системе обучения являются правополушарные мальчики, а наиболее успешными – левополушарные девочки. Наиболее приемлемыми для девочек, особенно левополушарных, являются объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы обучения; академическая подготовка к уроку; задания, ориентированные на механическое запоминание, вербальные способности. При обучении мальчиков, особенно правополушарных, нужно использовать эвристический, исследовательский и проблемный методы; решение пространственных задач, ориентацию на практическую информацию; творческую деятельность.

Литература:

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. Москва. 2000.
  2. Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. Москва. 1993.
  3. Булгаков С. Н. Тихие думы. Москва. 1996.
  4. Бадентэр Э. Мужская сущность. Москва. 1995.
  5. Денисова А. А. Словарь гендерных терминов. Москва. Информация - ХХ1 век. 2002.
  6. Зиммель Г. Женская культура. Т. 2. Созерцание жизни. Москва. 1996.
  7. Логинов А. А. Женщина и мужчина. Красноярск. 1989.
  8. Розанов В. В. Религия  и культура // Сборник сочинений. Т. 1. Москва. 1995.
  9. Штейнберг У. Конфликты, связанные с мужской идентичностью. Москва. 1998.



Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Тема: «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. Привлечь внимание педагогов к решению  проблемы гендерного воспитания детей,
  2. Способствовать обогащению педагогического опыта педагогов по организации гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.
  3. Применение дифференциального подхода в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей.

Подготовка к проведению педагогического совета

  1. Проведение консультации по игровой деятельности и по гендерному воспитанию детей.
  2. Пополнение сюжетно- ролевых игр в группах атрибутами для мальчиков и девочек.
  3. Проведение тематической проверки «Условия, созданные в детском саду по гендерному воспитанию дошкольников»
  4. Открытые просмотры в группах «Организация сюжетно-ролевой игры с дошкольниками»
  5. Подготовка выступлений по теме педсовета
  6. Проведение анкетирования родителей к педсовету.
  7. Выставка литературы.

План проведения педагогического совета

1.  О выполнении решений педагогического совета от "29"  января 2015 № 4 – сообщение заведующего С.А. Шилениной.

2. «Актуальность полоролевого воспитания детей в современных условиях» - сообщение старшего воспитателя Л.В. Борисовой.

3. «Гендерное воспитание в детском саду», итоги тематической проверки – сообщение заведующего С.А. Шилениной

4. Доклады педагогов

«Создание условий для игровой деятельности в группе с учетом гендерного воспитания» - воспитатель ,,,,,,,,,,,,,,,,

«Обеспечение гендерного воспитания в физическом воспитании дошкольников» - воспитатель ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Взаимодействие с родителями по вопросам гендерного воспитания дошкольников» - воспитатель ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

«Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода» - музыкальный руководитель ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

5.Практическая часть педсовета

6. Рассмотрение и согласование локальных актов и программ учреждения – заведующий С.А. Шиленина

7. Принятие решения пед. совета.

Ход педагогического совета

- мастер-класс – изготовление игрушек для мальчиков и девочек – воспитатель ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

-обсуждение практических ситуаций – старший воспитатель Борисова Л.В.

                               Педагогическая  ситуация №1

  Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие".
"Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл

Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

                              Педагогическая  ситуация № 2

  Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.

Как поступить воспитателю в данной ситуации?

Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

                                      Педагогическая  ситуация № 3                

  Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания  воспитателя.

Какова должна быть реакция педагога?

                                      Педагогическая  ситуация № 4

Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

 Как поступить воспитателю?

                                     Педагогическая  ситуация № 5.

   Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".

Как должен поступить педагог?

                                        Педагогическая  ситуация  № 6

Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых. 

Как должен отреагировать на это воспитатель?

                                       Педагогическая  ситуация № 7.

Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается.

Как отреагировать в этом случае воспитателю?

Как правильно вовлечь девочку в игру

6. Рассмотрение и согласование локальных актов и программ учреждения – заведующий С.А. Шиленина.

7. Принятие решений пед. совета

- использовать в работе по гендерному воспитанию личностно-ориентированные технологии

-пополнить развивающую среду групп дидактическими пособиями и литературой по гендерному воспитанию

- проводить календарно-тематическое планирование с учетом гендерного подхода

- оформить методический материал по гендерному воспитанию в виде буклета для родителей

- подготовить и провести педагогические чтения «Роль отца и матери в воспитании ребенка»




Предварительный просмотр:

МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Маргарита Ускембаева,

НИИ социальных и гендерных исследований

КазГосЖенПИ

 

Особенностей гендерного самосознания детей дошкольного возраста

 

Гендерное самосознание - это интегральная характеристика человека, включающая в себя «образ-Я», «Я-концепцию», гендерные стереотипы, гендерные установки (аттитюды), гендерное поведение, гендерную самооценку и гендерные (социополовые) роли. В процессе воплощения нашей программы актуализируется механизм превращения бессознательного и пассивного усвоения культуры в осознаваемый, а впоследствии, и в преобразующий, как один из факторов социализации в процессе образования. Следование данной логике позволит активизировать собственно психологический механизм конструирования гендера в раннем онтогенезе. Наряду с этим, будет решаться задача определения средства развития позитивного, эгалитаристского сознания детей, проявляющегося на поведенческом уровне, индикаторами  которого являются гендерно окрашенные поведенческие паттерны/акты. По определению Л.С. Выготского, развитие опосредствования с необходимостью предполагает развитие способов регуляции поведения, а также развитие произвольности и осознанности. Характерными средствами  развития детского сознания являются знаки и символы.

 

Одним из основных компонентов личности является осознание «Я»- идентичности, т.е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди тоже признают это. Идентичность характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни. Начиная с возраста 1-1,5 года, дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между Я и не-Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей. Идентичность - это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути, тогда как идентификация - процесс его формирования.

 

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы. Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является ролевая игра. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям.

 

Постепенно у детей  дошкольного возраста складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей.

 

 

Гендерные индикаторы для дошкольных организаций

 

Л.С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особые, неповторимые отношения, складывающиеся между ребенком и окружающей средой. В нашем случае предпринята попытка исследования гендерного компонента социальной ситуации развития дошкольника в условиях детского сада.

 

Основным концептом нашего подхода к проблеме развития гендерного самосознания является констатация в качестве механизма конструирования гендера в дошкольном детстве превращение бессознательного компонента гендерного сознания в активный, преобразующий. Известно, что период развития ребенка от рождения до 7 лет является  фундаментальным, базовым в онтогенезе. Кроме того, дошкольный период является первым звеном в системе непрерывного образования.

 

В последние годы стало модным писать и говорить о гендерных индикаторах в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности человека. Как правило, гендерные  индикаторы упоминаются в связи со становлением и развитием  гражданских и демократических институтов в  современном обществе. Тем не менее, толкование гендерных индикаторов не может ограничиваться названными сферами. Назрела необходимость профессионального рассмотрения гендерных индикаторов и в контексте жизнедеятельности детей дошкольного возраста. К сожалению, подобные исследования редки, и в научных публикациях отсутствует развернутое артикулирование гендерных индикаторов в сфере образования и воспитания детей.

 

Далее приводится список индикаторов, посредством которых педагоги могут осуществить  полноценный гендерный анализ в группах дошкольников.

Гендерные индикаторы

 

СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ

ГЕНДЕРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

1.        

Специально организованное обучение (занятия)

 

1.1. гендерное содержание занятий,  упражнений;

1.2. активизация мальчиков и девочек;

1.3. учет опыта мальчиков и девочек

 

1.1.  Дидактический анализ занятий;

1.2.  видеоанализ (30 мин.)

 

2.        

Среда обучения

 

2.1. благоприятен ли климат для мальчиков и девочек;

2.2. признание равенства опытов мальчиков и девочек;

2.3. отношение педагога к мальчикам и девочкам;

3.4. позитивная трансляция  гендерного опыта педагога

2.1. наблюдения;

2.2. видеоанализ

3.        

Игровая деятельность

3.1. распределение ролей;

3.2. гендерная составляющая игр;

3.3. % игр, ориентированных на мальчиков и  девочек;

3.4. количество игрушек для мальчиков и девочек;

3.5. возможность транслировать  собственный опыт  мальчиком и девочкой  

3.1. видеоанализ (40 мин.);

3.2. анализ игр;

3.3. наблюдения;

3.4.  статистический анализ;

3.5.  видеоанализ

4.        

Физиологическая среда

4.1. доступность удовлетворения физиологических потребностей (туалеты, гигиенические комнаты);

4.2. организация сна,  питания  и т.д.

4.1. видеоанализ (30 мин.)

5.        

Повседневная деятельность

5.1. возможность заниматься собой (мальчик/девочка);

5.2. возможность удовлетворения  своего интереса/ хобби;

5.3. возможности и способность сознательного участия  в реализации  интересов другого  (мальчик-девочка;  девочка-мальчик;  девочка-девочка; мальчик-мальчик) 

5.1. видеоанализ

6.        

Взаимоотношения:

 

-ребенок ← ребенок;

                →       

 

-ребенок  ← воспитатель;

                 →

 

-ребенок  ← родитель;

                 →       

  

-ребенок ← др. взрослый

                →     

  

6.1. возможности  ребенка строить гендерно окрашенные отношения;

6.2. учет воспитателем гендерных составляющих  взаимоотношений с ребенком;

6.3.  гендерная компетентность  родителей в построении   взаимоотношений с ребенком (особенности структуры семьи с учетом гендерного компонента);

6.4.  гендерная компетентность взрослого (гендерные установки, стереотипы, предрассудки, представления)

6.1.  видеоанализ общения родителей с детьми;

6.2.  структурированное интервью (родители, педагоги);

6.3.  видеоанализ

 

7.        

Позиции лидерства  девочек и мальчиков с ориентацией на выравнивание возможностей

7.1. в игре;

7.2. в обучении;

7.3. в повседневной  деятельности;

7.4. во  взаимоотношениях (ребенок-ребенок; девочка-мальчик; мальчик-девочка)

7.1. бланк наблюдений

8.        

Влияние взрослого с позиции гендерной компетентности

8.1. в  семье;

8.2. в детском саду;

8.3. в социуме (улица,  публичные  места)

8.1.  структурированное интервью;

8.2.  фокус-группа;

8.3.  анкета половых ролей Бем (BSRI)

9.        

Репрезентированность гендерных навыков, умений, представлений как компетентность  девочек и мальчиков

9.1. гендерное поведение мальчиков;

9.2. гендерное поведение  девочек

9.1. бланк регистрации гендерных поведенческих паттернов

10.     

Коллективная деятельность в процессе сюжетно-ролевых игр, занятий и других видов деятельности

10.1. половая дифференциация;

10.2. выбор партнера по играм и др. видам деятельности  с учетом пола (девочка, мальчик);

10.3. трансляция гендерных норм;

10.4.    репрезентированность позитивного смысла гендерных отношений;

10.5.    гендерная окрашенность взаимодействий мальчиков и девочек

10.1.    хронометрированные наблюдения;

10.2. видеоанализ (40 мин.)

 

 

 

 

 

11.     

Гендерное пространство детского сада

11.1. гендерная статистика (количество девочек и мальчиков в группах детского сада)

11.1. статистический анализ

11.2. статистическая карта

12.     

 Дидактический материал

12.1.  гендерное содержание методического материала;

12.2. гендерное содержание пособий, книг для дошкольников

12.3. иллюстрации в учебно-методическом материале с позиций их гендерной ориентированности;

12.4. гендерно-сензитивная направленность методических пособий и книг

 

12.1. гендерный анализ методического материала;

12.2. гендерный анализ пособий и книг для дошкольников

 

 

Методически грамотно и ответственно проведенная работа посредством данных индикаторов позволит педагогам создать условия для  выстраивания гендерных отношений в дошкольном детстве  и задаст перспективу для полимодельного гендерного развития девочек и мальчиков. Это придаст законченность  гендерной политике государства в области образования.

 

Программа «Я-девочка и Я-мальчик»

 

Программа «Я-девочка и Я-мальчик» предназначена для образовательной работы с детьми шестого и седьмого года жизни. Она нацелена на развитие гендерного самосознания детей дошкольного возраста и может быть использована педагогами и психологами дошкольных организаций.

 

Программа призвана способствовать развитию гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста в педагогически организованных условиях. Собственно процесс формирования/развития гендерной идентичности представляется в виде занятий с определенными целями, направленными на достижение задач конкретной образовательной ситуации.  Основная стратегия психолого-педагогического воздействия на детей определена как проживание заданной темы в игровой форме, что согласуется с принципом ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Следующим принципиальным моментом в организации процесса гендерного образования/развития детей старшего дошкольного возраста является предъявление ситуаций для «проживания». Опорным материалом для этого могут служить неотструктурированные,  неотдифференцированные или диффузные детские впечатления и их микроопыт еждневного общения со взрослыми и сверстниками. Мастерство педагога заключается в методически грамотном использовании опыта детей обоих полов и гармоничное включение его в контекст обучения.

 

Основной задачей данной педагогической стратегии является активизация детей, а также коллективное осознание и поддержка личного микроопыта девочек и мальчиков. Вместе с тем, следует корректно обращаться с детскими впечатлениями, чему может способствовать работа с детьми над текстами художественных произведений, проигрывание ситуаций и их анализ, а также выполнение продуктивных видов деятельности. Несомненным и ценным вкладом педагога в процесс взаимодействия с детьми и друг с другом может быть признан собственный жизненный опыт и видение гендерных отношений. Продуктивным моментом этих взаимодействий следует рассматривать углубление и утончение, а также построение гендерно-чувствительного орнамента отношений в группе детей.

 

Компоненты программы:

Организационный момент:

1.      Гендерная мозаика

Основная часть:

2.      Гендерные ситуации

3.      Детские гендерные рассказы

4.      Гендерный образ

Заключительная часть:

5.      Гендерная игротека

6.      Секреты для девочек и мальчиков

7.      Гендер в детской художественной литературе. «Книжная полочка»

    Названные компоненты согласуются с традиционными структурными моментами в организации занятий с детьми дошкольного возраста, при этом им придается гендерная направленность.

 

Методическим инструментарием программы выступают:

-         моделирование игровых ситуаций

-         фрагменты сюжетно-ролевых игр

-         эпизоды из жизни группы

-         мини-рассказы

-         отрывки их художественных произведений

-         имитационные игры

-         ролевые ситуации.

Непременным атрибутом всех используемых приемов должны быть комментарии педагога, задающие гендерный фокус. Педагогическое резюме должно корреспондировать с детским опытом и быть стимулом для дальнейшего развития детей.

 

Тематический план

 

Название раздела

Темы занятий

Количество часов

 

 

Я – такой, я – такая

Тема 1: А вот и Я! Как устроен маленький человечек

1

 

Тема 2: Мои помощники внутри меня

1

 

Я – другой, я - другая

 

Тема 3: Мое любимое имя»

 

1

Тема 4: Дом,  в котором я живу

 

1

Тема 5: То, о чем ты не знал/а

1

 

Тема 6: Маска – я тебя знаю

 

1

Тема 7: Винтики – конфеточки,  мальчики и девочки»

1

Тема 8: Страна игрушек

1

Тема 9: Это ты,  это я, а это все мои друзья

 

1

Тема 10: Я умею быть красивой/ым. Модники и модницы

1

Тема 11: Сила в природе, нежность в природе

 

1

Тема 12: Я думаю, что я могу… Я знаю, что я могу!»

 

1

Тема 13: Расскажи на всю планету

 

1

Тема 14: Новые Мы

1

ИТОГО

14

 

 

 

 «Гендерная мозаика» направлена на активизацию девочек и мальчиков, создание  позитивно окрашенной атмосферы.  Методической формой этого этапа могут быть игры-приветствия для девочек и мальчиков, игры-настрои, игры на установление контакта, игры на развитие чувства принадлежности к группе. На самом деле здесь педагог апеллирует к детскому чувству «мы», и необходимо создать условия для многостороннего проявления детского «Я». Вместе с тем, педагогу необходимо задавать гендерный фокус течению процесса.

 

 «Гендерные ситуации» способствуют включению и погружению детей в атмосферу символического проживания собственного и группового гендерного опыта, а также эмоциональной актуализации гендерного «Я» девочек и мальчиков. В виде раздаточного материала используются картинки–ситуации, изображающие взаимодействия (играющие мальчик и девочка, ухаживающие за животными уголка природы дети и др.). Выходной стратегией данного момента является позитивное принятие и интегрирование актуального опыта в целостную архитектонику личности дошкольников.

 

«Детские гендерные рассказы» побуждают детей к артикуляции/проговариванию собственных эмоциональных переживаний, связанных с их социополовой характеристикой. Возможны спонтанные, придуманные истории детей, и поэтому все детские инициативы в этом контексте следует поддерживать и переводить в плоскость взаимоотношений в группе сверстников. Гендерные рассказы следует анализировать с детьми, придавая им социальный и личностный смысл.  Таким образом, следует органично встраивать в целостный контекст жизни группы сверстников предъявленный детский микроопыт, что также будет способствовать расширению практики и культуры артикулирования гендерного опыта девочек и мальчиков.

 

 «Гендерный образ»  как методический прием предлагается применять в основной части занятия. Целью использования данного приема является побуждение детей к созданию позитивного образа «Я» девочек и мальчиков художественными средствами.  Процедурно это может быть организовано как символическая деятельность, выражающаяся в рисунках, аппликации и других видах продуктивной деятельности. 

 

 «Гендерная игротека»  уместна в заключительной части занятия, так как ее функцией является интеграция полученных детьми знаний и пережитого опыта в символической форме. Известно, что игра в познавательной деятельности детей  является формой символического моделирования действительности и разворачивания смысловой сферы дошкольников. Рекомендуется использовать игры малой подвижности, а также игровые упражнения на закрепление позитивного гендерного образа «Я».

 

«Творческие гендерные задания «Секреты для девочек и мальчиков» как часть работы по освоению программы вводится  с целью создания атмосферы индивидуально-личностного добывания и закрепления знаний и развития гендерной идентичности девочек и мальчиков. Собственно «секреты» представляются в виде тематизированных творческих заданий к каждому занятию. Они имеют графический, конструктивный и моделирующий характер и нацелены на обогащение представлений детей о гендерных различиях. В данном блоке возможны задания, ставящие перед девочками и мальчиками задачу создания композиционного образа.  

 

«Гендер в детской художественной литературе» - это направление в работе по присвоению программного содержания занятий, а также по развитию эмоциональной отзывчивости девочек и мальчиков. Данная работа способствует углублению, уточнению и эмоциональному обогащению дошкольников. Подбор произведений художественной литературы осуществлялся с учетом имеющегося в повседневной практике дошкольных организаций опыта работы.  Этот блок предусмотрен как дополнительное чтение совместно с родителями.

 

Использованная литература

 

1. Гендерный подход в системе образования Республики Казахстан: реалии и перспективы / НИИ социальных и гендерных исследований КазГосЖенПИ, Алматы,  2004 г., 170 стр.

 

2. Основы гендерного образования / Учебное пособие / Танирбергенова Г.Т., Тленчиева Г.Д., Кушалиева Г.А., Ускембаева М.А. и др.  Алматы, 2003 г., 288 стр.

 

3. Ускембаева М.А. Гендерные индикаторы и социальная ситуация развития дошкольника // Материалы Первого Международного Конгресса социологов Казахстана «Казахстанское общество и социология: новые реалии и новые идеи», Алматы, 17-18 мая, 2002 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет в ДОУ «Развитие личности ребенка в современных условиях с учетом полоролевого воспитания"

В латыни есть такое выражение: «MULTUM, NON MULTA», которое означает «многое в немногом». Профессиональное умение видеть многое в немногом характеризует педагогическую работу грамотного  педагога...

Художественно-эстетическое развитие личности ребенка в современных условиях.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития детей. Изменения такого рода предполагают изменение подхо...

Педагогический совет «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания»

Педагогический совет  «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного  воспитания»...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

Консультация для воспитателей «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом гендерного воспитания»

МАДОУ «Детский сад № 34» г.о.Химки Консультация для воспитателейТема: «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом гендерного воспитания»  Подгото...

Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания

Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания...