Проект в старшей группе «Осень золотая!»
проект (старшая группа) на тему

Тимчук Оксана Влерьевна

  Проект направлен на развитие познавательного и эстетического опыта, художественного вкуса, поэтического слуха, посредством материала, относящегося к одному из времен года – осени. В результате работы над проектом дошкольники совершенствуют общеучебные умения и навыки,наблюдают природные явления. Знакомство с местными художниками, писателями, поэтами, проведение экскурсий, изготовление поделок способствуют расширению кругозора, формированию коммуникативных навыков. Материал, полученный в результате проектной деятельности, будет использоваться для проведения последующих  мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zolotaya_osen_timchuk.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в старшей  группе «Осень золотая!»

Актуальность темы

Несмотря на большой интерес психологов, лингвистов и педагогов к проблеме речевого общения и коммуникативной компетентности, она в настоящее время мало разработана и представлена в практике современного дошкольного образования.

В данное время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

- глобальное снижение уровня речевой культуры общества;

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми, посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, главным образом изучается московской школой исследователей детской речи под руководством О. С. Ушаковой. Таким образом, нивелируется один из главных постулатов любой коррекционной работы «лучше предупредить, чем исправлять».

Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В старшем дошкольном возрасте через речевое общение, познавательную деятельность – нужно помогать ребенку накапливать социальный опыт, развивать коммуникативную компетентность.

Цель проекта:

- расширять знания ребенка о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений и состоянии природы в период ранней осени;

- формировать интерес к красоте окружающего мира;

- воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.

Задачи проекта:

Воспитательные:

- воспитывать экологическую культуру детей;

- воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями) ;

- воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.

Образовательные:

- расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления) ;

- обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову;

- учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.

Развивающие:

- развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность;

- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

Речевая задача:

- обогащение: старинные названия месяцев по народному календарю («златоцвет» - сентябрь, «листопад» - октябрь, «чернотроп» - ноябрь) ;

- активизация словаря – золотая, красивая, задумчивая, печальная, ранняя, хмурая и т. д.

Вид проекта:

Познавательно-творческий

Срок реализации -длительность проекта:

Краткосрочный (одна неделя).

Участники проекта:

Дети, воспитатель, родители.

Планируемые результаты:

Дети эмоционально реагируют на мир природы, принимают заинтересованное участие в образовательном процессе. Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Проект состоит из трех этапов:

1. Подготовительный этап (предварительная работа) ;

2. Основной этап (реализация проекта) ;

3. Завершающий этап (результат проекта) .

4. Презентация проекта.

Формы работы:

Перспективный план  реализации проекта:

ПОНЕДЕЛЬНИК: 

Утро

- Беседа «Начало осени».

- Д\игра «Когда это бывает?».
-И\у «Осенний ветерок».

Цель: Расширять знания детей об осени.

- Утренняя гимнастика

Прогулка

Экскурсия по территории детского сада: «Экологическая тропа. Деревья и кустарники».

Цель: Учить видеть красоту осенней природы.

Инд.работа с Яной Ш,Аней Ам.д\игра «Назови ласково». 

Подвижная игра «Листопад».

Цель: Закрепить названия деревьев.

Вечер

-Гигиеническая гимнастика после сна

- Ассоциации по темам: «Грибы», «Огород», «Осень» и т.д. (игра с мячом).

- Рассматривание иллюстраций, книг по теме.

- Коллективная работа «Фантазии осени ».

Прогулка вечерняя

Наблюдение за деревьями

Инд.работа: сбор  листьев для гербария.

Игра развлечение «Лесная эстафета».

ВТОРНИК:

Утро

- Беседы о здоровом питании: «Осенние витамины».

Цель: Формирование у детей представления о пользе овощей и фруктов, о здоровой и полезной пище.

-  Д\игра «Узнай по вкусу».

- Сюжетно-ролевая игра «Столовая»

Цель: Формирование у детей представления о том, какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов.

- Инд.работа:  Чтение с последующей драматизацией:

Ю.Тувим «Овощи» с Артемом М.,Вероникой А.,Глебом Г,Ксюшей Г.

Цель: Развитие творческих способностей.

- Утренняя гимнастика .

Экскурсия в осенний лес.

Прогулка

Наблюдение за работой на огородах.

Цель: Расширять представления детей о значении труда в осенний период.

Инд.работа с Климом Б. физ.упр. «Собери урожай».

Игры с выносным материалом в песочнице «Узнай овощ».

Игровое упражнение «Закинь овощ в кастрюлю».

Игра-хоровод «Кабачок».

Вечер

- Гигиеническая гимнастика после сна.

-  Просмотр мультфильма «Копатыч и последний бочонок меда».

-Пальчиковая гимнастика «Овощи» (Ю.Тувим).

- Беседа по итогам просмотра мультфильма «Правильно ли ты питаешься?».

Цель: Расширять представления о правильном и полезном питании.

Прогулка вечерняя

Наблюдение  за работой на огородах.

Инд.работа с Никитой В., Яной Ш., проговаривание чистоговорок на тему «Овощи».  

Игра-хоровод «Пугало».

СРЕДА:

Утро

-Д\игра «Съедобное – не  съедобное».

- Беседа «Правила поведения в лесу».

-Обыгрывание сюжета «Опасности в лесу».

- Утренняя гимнастика .

Прогулка

Поход в парк. Наблюдение за природой.

Инд.работа с Максимом, Владом сбор природного материала для ручного труда.

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Вечер

- Гигиеническая гимнастика после сна.

- Рассматривание иллюстраций по теме лесные ягоды.

- Театрализованная игра «В гостях у Михайло Ивановича».

-  Инд.работа с Викой С.,Златой С. «Нарисуй угощение для Михайло Ивановича».

Прогулка вечерняя

Наблюдение за грибами на пнях.

Инд.работа с Ильей физ.упражнение «По мостику».

Подвижная игра «Ягоды».

ЧЕИВЕРГ:

Утро

-Игра с мячом «Что будет если …».

- Беседа «Труд взрослых».

- Инд.работа с Никитой А.,Дусей  д\игра «Золушка».

-Д\игра «Загадки с грядки».

Цель: Развитие речи и активизация словаря по теме, расширять представления о значении труда взрослых для общества, развитие мелкой моторики.

- Утренняя гимнастика .

Мастер –класс художника З.И.Дубининой.

Прогулка

Наблюдение за трудом дворника.

Инд.работа с Варей Анд.,Аней Абр. трудовое поручение «Поможем дворнику».

Игры с выносным материалом «Овощехранилище».

Подвижная игра «Пахари и жнецы».

Вечер

- Гигиеническая гимнастика после сна.

- Составление рассказа из личного опыта «Осенние заботы».

- Пальчиковая игра «Мы капусту рубим».

-  Инд.работа с Глебом Г.,Ильей. помощь воспитателю по посадке лука .

Прогулка вечерняя

Наблюдение за трудом дворника.

Инд.работа с Ксюшей Г,Тимофеем П.,физ.упражнение «С кочки на кочку».

 Игра-хоровод «Пугало».

ПЯТНИЦА:

 Утро

- Рассматривание фотографий по теме «Краски осени». Оформление работ для конкурса.

- Чтение «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов.

- Инд.работа с Никитой В., Артемом М. беседа «Что я видел по дороге в детский сад».

-  Пальчиковая гимнастика «Овощи» (Ю.Тувим).

- Утренняя гимнастика .

Прогулка

Наблюдение за природой на участке.

Инд.работа с Севой, Лерой игра малой подвижности «Вареное или сырое».

Игры с выносным материалом сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Вечер

- Гигиеническая гимнастика после сна.

Утренник «Праздник осени»

Прогулка вечерняя

Наблюдение за изменением в природе.

Инд.работа с Викой С,Аней Ам. физ.упражнение «Попади в цель».

 Подвижная игра «Медведь в огороде».

Перспективный план непосредственно-образовательной деятельности на неделю:

День недели

Непосредственно образовательная деятельность

Понедельник

1.Ознакомление с окружающим миром Задачи:

          - учить детей устанавливать причинно – следственные связи на основе имеющихся знаний о диких животных и их подготовке к зиме;

-закрепить о труде людей осенью;

          -упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами;

- создать условия для развития любознательности.

2.Музыка(по плану муз.рук)

3.Художественное творчество Занятие 12. Рисование «Осенний лес»

Программное содержание. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

Комарова.

Вторник

1.Развитие речи Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, заботливое отношение к окружающим .Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Развивающие задачи: Развивать  усидчивость, познавательный интерес.

Обучающие задачи: учить детей отвечать на вопросы.

Речевая задача: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать словарь по данной теме.

2.Лепка Программное содержание:

- закреплять приемы надавливания и размазывания,

- учить смешивать различные цвета,

- поддерживать желание доводить начатое дело до конца.

- развивать мелкую моторику,

- воспитывать навыки аккуратности.

Среда

1.ФЭМП Занятие 2(октябрь)

   • Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

   • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).

   • Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).Помораева.

2.Физкультура(по плану инструктора по физ.восп.)

3Рисование Занятие 8. Рисование «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»

Программное содержание. Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.Комарова.

Четверг

1.Ознакомление с окружающим миром Задачи:

1. Закрепить знания детей о приметах осени, определять изменения в природе.

2. Обогащать словарь детей: приметы осени, солнце выглядывает из-за облаков, разноцветные листья, листья кружатся, шуршат под ногами.

3. Развивать доказательную речь.

4. Воспитывать интерес и любовь к природе.

2 Развитие речи Цели:

 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

 2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

 3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

 4. Развивать устную речь детей, мелкую моторику пальцев рук, познавательные процессы.

 5. Воспитывать интерес к осенним изменениям в природе.

3.Физкультура на улице(по плану инструктора по физ.восп.)

Пятница

1Музыка(по плану муз.рук)

2Физкультура(по плану инструктора по физ.восп.)

Этапы проекта:

I. Предварительная работа:

- изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Управление ДОУ» по экологическому воспитанию дошкольников;

- подготовила подборку литературы для детей об осени;

- подготовила оборудование для оформления стенда «Календарь осенних событий» (картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые можно наблюдать на участке детского сада) .

II. Реализация проекта.

Сотрудничество с семьями, совместная деятельность:

- сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации об осени для создания альбомов и стенгазет «Художественная осень», «Дары осени», «Осенние фантазии») ;

- оформление выставки семейных работ из природных материалов «Волшебница осень»

- организация сбора с детьми природного материала;

- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;

- совместное словотворчество детей и родителей (стихи, рассказы, загадки, сказки о природе и т. д.) .

- выставка совместных работ детей и родителей;

III. Результат проекта:

Презентация результатов проекта в форме итогового  мероприятия «Мастер- класс  художника Дубининой З.И., экскурсия в осенний лес, выставка поделок из природного материала  «Волшебница осень», праздник осени.

IV Презентация проекта.

Приложение

 «Загадки про осень».

1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья…(осень).

2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).

3. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осень с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево).

4. Рыжий Егорка

Упал в озёрко.

Сам не утонул

И воды не всколыхнул (лист).

5. Шёл  долговяз, в землю увяз. (дождь).

6. Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Кто собрался в стаи?  (птицы).

 «Загадки про дары осени».

1. Желтая курица под тыном дуется (тыква) .

2. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слёзы проливает (лук).

3. Золотое решето черных домиков полно, сколько черненьких домиков столько беленьких жильцов. (подсолнух) .

4. Красненькие сапожки. В земельке лежат (свекла) .

5. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь) .

6. Семьдесят одежек, а все без застежек (капуста) .

7. На бору на яру стоит старичок красный колпачок (гриб) .

 «Пословицы, поговорки, народные приметы».

Гром в сентябре – теплая осень.

Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Осенней иней – к сухой солнечной погоде.

Если осенью снегу нанесет рано, то и весна ранняя.

Появится поздний грибок, так и будет поздний снежок.

Д.И. «Скажи иначе»

Осенью небо серое - темное  , хмурое, пасмурное.

Осенью деревья нагие – голые, обнаженные.

Осенью цветы высохли – завяли.

Осенью птицы улетают – косяком, стаями.

Осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания.

Осенью путь на юг долгий – длинный, продолжительный, длительный.

 

1.Тема: Развитие речи

2.Название: «Осень»

3.В рамках тематической недели  «Природный мир осенью» .

4.Возрастная группа  старшая

5.Дата: 29 сентября.

6.Программное содержание:

Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, заботливое отношение к окружающим .Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Развивающие задачи : Развивать  усидчивость, познавательный интерес.

Обучающие задачи: учить детей отвечать на вопросы.

Речевая задача: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать словарь по данной теме.

7.Материалы и оборудование : картинки осени, мяч, кукла Таня, дерево с листиками ,нарисованное на доске, загадки об осени, муляжи  овощей, схема описания овощей.

8.Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП

До НОД : Беседа с детьми по данной теме.

После НОД: проигрывание различных дидактических игр по данной теме.

    9. Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП

     До НОД: рассматривание картинок по теме.

     После НОД: составление рассказов об осени.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Процесс вовлечения в деятельность

Кукла Таня пришла в гости.

Процесс целеполога-ния

В: Ребята,  кто   это?

Д: Кукла Таня.

В: Таня захотела отправиться в сказочный осенний лес, но  дорогу в лес преградило дерево. Дерево не простое а волшебное, у него листики с заданиями. (Сумеешь задания отгадать и в волшебный лес сможешь попасть). Но Таня боится, что одна не справится с заданиями. Что же ей делать?

Д: Помочь выполнить задания, чтобы попасть в лес.

Проектирование и планирование деятельности

В: Вот первый листик, на нем изображены  схематически загадки про осень, что же надо сделать?

Д: Отгадать загадки.

В: Правильно, ребята.

Осуществление деятельности

В: Зачитывает загадки .

Пусты поля

Мокнет земля

Дождь поливает

Когда это бывает? (Осенью)

Листья желтые летят

Падают, кружатся

И под ноги просто так

Как ковер ложатся

Что за желтый снегопад

Это просто …. (Листопад)

В: Молодцы, отгадали загадки, и теперь посмотрим ,что на 2 листике: на нем изображены вопросы.Что же тут надо делать?

Д:  Отвечать на вопросы.

В: Зачитывает вопросы:Какое сейчас время года?

Как вы догадались?

 Д:Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают, часто идут дожди.

Посмотрите на картинки. Как вы думаете, какое время года нарисовал художник?

Д:Осень.

В:А что вы видите на картинках?

Д: Люди собирают урожай, листву, гуляют по парку и любуются красотой природы.

В:Как одним словом можно назвать этих животных.

Д:Лесные жители.

В:Ребята, а вы знаете, как лесные жители готовятся к зиме?

Д:Собирают и сушат грибы, собирают орехи и т.д.

В: А что делают ваши родители осенью в саду и в огороде?

Д: Собирают урожай.

В: 3 листик : на нем изображены овощи .Что тут надо делать?

Д: предлагают свои варианты ответов.

В: Д.И.«Опиши овощ по схеме»

Д: описывают овощи по схеме(цвет, форма, как можно приготовить).

В: 4 листик , на нем нарисован мяч, что делать?

Д: нужно поиграть.

В: Правильно, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Закончи фразу». Я буду говорить начало предложения и бросать вам мяч, а вы его  ловите заканчиваете предложение.

Осенью солнце светит (как?)…. (слабее, меньше , редко).

Осенью небо покрыто (чем?)… (серыми тучами).

Осенью часто идут… (дожди).

Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут, опадают).

Осенью листья опадают, начинается…(листопад).

Осенью птицы улетают… (на юг).

Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).

Осенью в лесу собирают …(грибы, ягоды).

Осенью люди надевают … (теплую одежду).

Ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас отдохнём.

В : 5 листик, на нем изображен человек, делающий зарядку,что делать нужно?

Д: выполнить физминутку.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо (машем ладошками на лицо)

Закачалось деревцо (руки вверх, покачивая слева направо)

Ветер тише, тише, тише (опускаем руки, приседаем)

А деревья выше, выше, выше (поднимаемся, руки вверх).

В: Молодцы, садитесь на свои места.

В: 6 листик, на нем изображены руки, которые хлопают, и ноги , которые топают. Что делать?

Д: Играть.

В: Игра называется «Да-нет». Если правильно я  говорю, то хлопаете, если нет , то топаете.

Осенью птицы улетают на юг

Осенью на деревьях появляются листья

Осенью животные пробуждаются от зимней спячки

Осенью люди носят теплую одежду

Осенью сажают овощи в огороде

Осенью насекомые спрятались

Осенью собирают семена у цветов

Осенью можно купаться в речке

Процесс рефлексии

В:    В: подмечает то, что все задания выполнены  и  дерево исчезает с  пути (вызывает ребенка который стирает последний листик и дерево). Выставляет картинку сказочного леса.

Вот и пришла Таня в сказочный лес. Как же вы помогли попасть в сказочный лес ?

Д: ответы.

В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (педагогический) "Здравствуй, осень золотая!"

Педагогический проект предназначен для детей среднего возраста. Длительность проекта месяц....

Презентация по педагогическому познавательно-творческому проекту на тему: "Осень золотая"

В целях проекта и презентации познакомить детей с сезонными изменнениями в природе, с  цветовой гаммой, присущей осени.Формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.Расширять зна...

проект по экологии "Осень золотая"

Проект по экологии  1 младшая група...

Проект на тему: "Осень золотая"

Проект разработан с целью проведения углублённой работы по ознакомлению детей с природой через познавательно-творческую деятельность....

Творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект основан на нетрадиционной технике рисования. Это эффективное средство формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей....

Проект Времена года « Осень золотая в гости к нам пришла»

В этом методическом материале подняты проблемы воспитания детей....

Педагогический проект на тему "Осень золотая"

Педагогический проект на тему "Осень золотая" Актуальность проекта: Расширять и укреплять связь детей с природой. Приобщать к совместной деятельности детей и родителей. Цель проекта: Формировать у ...