Консультация для воспитателей на тему: "Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ"
консультация на тему

Абдулаева Алина Сергеевна

Консультация для воспитателей на тему: "Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей детей с РАС

на тему:

«Использование ИКТ в работе

с детьми с ОВЗ»

Подготовила

 воспитатель Абдулаева Алина Сергеевна

   

  Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

     Одним из приоритетных направлений модернизации образования является внедрение средств компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие личности.

     Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе.

     Использование ИКТ в работе открывает возможности:

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
  • создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;
  • оптимально использовать время на занятии.

         Чтобы использовать ИКТ в процессе обучения, образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

     При проведении занятий с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.  

     В дошкольных образовательных учреждениях рекомендуемая непрерывная продолжительность работы на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.

     Игровые занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. Обязательно проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.

     Не допускается проводить данные занятия за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

    Необходимость использования информационных технологий в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.  

     В сети Интернет большое количество презентаций и интерактивных игр на разнообразные темы. Но не все презентации доступны детям с ОВЗ. Необходимо тщательно подбирать их и адаптировать для детей данной категории.

     При подборе презентаций и игр необходимо уделять внимание тому, насколько они методически грамотно составлены, на графику, четкость, правильность инструкций, на количество слайдов.

1. Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению.

2. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей.

3. Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться перед выполнением.

4. Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения.

  1. Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий.

     Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • повышается скорость запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
  • активизируются психические процессы и мелкая моторика рук;
  • формируется рефлексивное мышление воспитанников, повышается их интеллектуально-творческое развитие.

     В процессе использования интерактивных игр у воспитанников повышается мотивация познания, наблюдается положительная динамика развития внимания, памяти, мышления, воображения, речи, у детей расширяется кругозор. Интерактивные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве, координации движений руки и глаза.

     На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе. В качестве примера можно привести следующие программы.

      «Мир за твоим окном» — первая в России специализированная компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Программа посвящена теме «Времена года».

     Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь III»  предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи.

     Логопедический тренажер «Дэльфа-142» помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи.

     Визуальный тренажер произношения – программа, которая разрабатывалась в центре «Специальные образовательные технологии» как более доступный по стоимости аналог версий программы «Видимая речь». Разработка содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами.

 

    Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о презентациях и интерактивных играх, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

     Работая по внедрению ИКТ в образовательный процесс, следует тесно взаимодействовать с родителями воспитанников, проводить консультации (например, «Использование ресурсов сети Интернет», «Развитие ребенка посредствам ИКТ», а также познакомить с памяткой «Полезные ссылки».

      Таким образом, использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в ДОУ и повысить его эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей....

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...

"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....

Консультация для воспитателей на тему «Использование интерактивного метода в работе с детьми – сторителлинг»

Этот метод может быть полезен и в работе с детьми. Цель, которого захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мы...

Семинар - практикум для воспитателей по теме Использование театрализованных игр в работе с детьми

Цель: расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности  дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.Задачи:систематизиро...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми»

Цели: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера....

Консультация для воспитателей на тему : «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей....