Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми»
консультация по коррекционной педагогике

Елена Николаевна Банникова

Цели: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_bloki_denesha.docx18.59 КБ
PDF icon bloki_denesha.pdf1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 50

Мастер-класс для воспитателей на

тему «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми»

Подготовил

Педагог-психолог

Банникова Е.Н.

г.о. Химки 11.11.2021 г.

Цели: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачи мастер-класса:

1. Донести до осознания педагогов необходимости работать с блоками Дьенеша.

2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.

Материал: блоки Дьенеша, игрушки медведь и заяц, символы свойств, 4 обруча, методическая литература.

Ход мастер-класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми».

В своей педагогической деятельности по развитию элементарных математических способностей я использую логические блоки Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика» Золтана Дьенеша.

Почему я взяла для работы именно эти блоки?

Я считаю, главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры. Уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков Дьенеша. С помощью них можно решать следующие задачи:

- ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

- развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

- усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

- развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

- развитие творческих способностей.

Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой». Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.

1. Покажите блок такого же цвета как этот.

2. Найди блок такой же формы.

3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

4. Найди не такой блок по цвету; по форме. Данный вид игры проводим индивидуально.

5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.

6. Можно использовать и задания с игрушками. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.

Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы. Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. Так цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, величина – силуэтом домика (большой, маленький, форма– контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).

И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста?

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих). Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький. Что можно сказать о красном треугольнике?

«Кондитерская фабрика»

Цель: развивать умение группировать блоки по двум-трем свойствам (форме, размеру, цвету).

Материал: два обруча, блоки, знаки-символы.

Краткий сценарий. На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. В первую коробку надо положить «конфеты»- не прямоугольные, маленькие, не синие, а во вторую – треугольные, не красные. Обосновать свой выбор и сосчитать, сколько «конфет» в каждой коробке.

«Шерлок Холмс ищет преступника»

Цель: освоение способа декодирования.

Материал: блоки, знаки-символы.

Краткий сценарий. Педагог выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужный блок.

Квадратный, большой, красный, толстый.

Треугольный, маленький, синий, толстый.

Треугольный большой, желтый, толстый.

Квадратный большой, желтый, тонкий.

«Найди три ошибки»

Цель: закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма- цвет, используя таблицу. Научить анализировать материал по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки.

Краткий сценарий. В новый дом поселялись жильцы-фигуры по определенным правилам. Но некоторые фигуры случайно оказались не в своих квартирах. Какие это фигуры?

А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.

«Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: в одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.

На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).

3) В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд» (билеты, места).

Вариативность игр и блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий. Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные блоки Дьенеша.

Для проведения различных игр, нами используется различная методическая литература:

1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014

2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столяра, М., «Просвещение», 1988);

3. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е. А. (из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду», Л. ,1990).

4. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014

5. «Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая (Библиотека программы «Детство», «Санкт-Петербург», «Акцидент» 2000

6. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб «Детство - Пресс»

Заключительная часть:

- Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс. Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, несмотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!


Предварительный просмотр: