Мастер-класс для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми»
план-конспект занятия
В мастер-классе приводятся примеры работы с блоками Дьенеша для разных уровней подготовки и возраста детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 9»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357362, Ставропольский край, Предгорный район, село Новоблагодарное, улица Школьная, 76В
Тел/факс 8(8652) 25-76-45, e-mail: det.sad_9@mail.ru
Мастер-класс для воспитателей
«Использование блоков Дьенеша в работе с детьми»
Подготовила педагог дополнительного образования
Бондарева Анна Викторовна
с. Новоблагодарное
2025
Цель мастер-класса: повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологии применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников.
Задачи мастер – класса:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников мастер-класса с применением развивающих игр с логическими блоками Дьенеша.
3. Обучить участников мастер-класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Материал: блоки Дьенеша; игрушки медведь, заяц, белочка, мышка; символы свойств; методическая литература.
Одна из важнейших задач воспитания дошкольника – это развитие его ума, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Важно научить ребенка мыслить логически, творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует внимание, память, воображение, речь. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.
Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша – это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).
К набору с блоками прилагается инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал для развития логического мышления у детей.
Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.
Формы работы с детьми в детском саду:
- Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности).
- Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
- Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой».
Практическая часть мастер-класса
- Организационный момент. Создание эмоционального настроя
Давайте представим, что Вы дети.
Игровая ситуация.
Педагог: Ребята, посмотрите, к нам в гости на занятие пришла куколка Элли. Ой, а что это у неё в руках? (письмо). Как вы думаете, как узнать, откуда оно пришло и кому адресовано? (Прочитать адрес).
Педагог читает адрес: «Лучшим воспитателям Детского сада №9 от зверей из Сказочного леса»
– как вы думаете, какие новости в этом письме? Как вы догадались? (У конверта грустное лицо).
– Давайте, скорее, откроем и узнаем, что же случилось в Сказочном лесу!
- Основная часть занятия
Преподаватель открывает конверт и читает письмо:
Мы – лесные звери,
Жили – не тужили.
В Сказочном лесу
Хоровод водили!
Но злая Бабка-Ёжка
Всех заколдовала,
И теперь в лесу
Скучно, грустно стало…
Дорогие дети,
Вы нам помогите,
Фигурами волшебными вы нас оживите!
– Что же нам делать? (Нужно помочь; победить Бабу-Ягу; отправиться в Сказочный лес)
– вы готовы отправиться в Сказочный лес и освободить его от колдовства Бабы-Яги? (Да).
- Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: закрепить умение детей выкладывать картинку по образцу нужными фигурами.
Педагог:
– чтобы отправиться выручать жителей сказочного леса, давайте подготовим себе транспорт, соберем поезд и отправимся в путь (выложить вагоны из геометрических фигур на доске по образцу)
– посмотрите, на какую фигуру похоже колеса? (круг) Окошки? (квадрат) Вагоны? (Прямоугольник).
– мы собрали поезд из геометрических фигур. Давайте сядем за столы у вас у каждого есть коробочка с геометрическими фигурами. Откройте ее.
– назовите какие по форме фигуры там есть? Каких цветов?
– правильно, молодцы фигуры отличаются по форме, по цвету. Посмотрите у меня 2 фигуры, чем они отличаются (2 круга одинакового цвета, но разного размера) – фигуры отличаются еще и по размеру.
– А чем отличаются эти 2 фигуры? У них одинаковый цвет, форма, размер, но разная.. – толщина.
- Дидактическая игра «Выложи тропинку»
Цель: закрепить умение детей находить нужную фигуру, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Педагог:
– вот мы с вами выявили 4 признака: форма, цвет, размер, толщина. Фигуры могут, имеет как общие признаки, т.е. быть похожими, так и различные, т.е. отличаться по этим признакам.
– давайте проверим как вы запомнили:
1. найдите и покажите точно такую же фигуру (в руках большой синий тонкий круг) – положите перед собой на стол;
2. найдите и покажите такую же фигуру, но не синего цвета (в руках большой синий тонкий квадрат) положите ее справа от круга;
3. найдите и покажите фигуру, у которой 3 угла, большая толстая желтая, положите ее слева от круга;
4. найдите и покажите фигуру, такой формы, какой еще нет в ряду, любого цвета размера толщины, положите ее в ряд, где вам больше нравится.
– Посмотрите, какая красивая тропинка получилась у каждого из вас. Дайте сделаем ее шире, чтоб все лесные жители сказочного леса могли по ней гулять. Выложите сверху над этим рядом любые фигуры, но другого цвета.
– а теперь снизу давайте выложим фигуры другой формы и цвета.
– молодцы. Мы справились с препятствием Бабы-Яги, распутали тропинки сказочного леса.
- Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель: Закреплять умение правильно называть геометрические фигуры, лежащие в мешочке, описывать их размер, форму, толщину.
Педагог:
– куколка Элли успела погулять по тропинкам Сказочного леса и нашла волшебный мешочек. Как вы думаете, что в нем может быть? (геометрические фигуры, блоки Дьенеша). Давайте встанем и поиграем с ним.
– Вам необходимо достать из мешочка фигуру и описать её по 4 основным свойствам: форма, размер, цвет, толщина.
– А теперь давайте попробуем найти в мешочке на ощупь только круглые фигуры.
Физкультминутка
Я гуляю во дворе
Вижу домик на горе
Я по лесенке взберусь
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!
Педагог:
– Вот мы с вами уже прошли полпути, у Бабы-Яги пропадают силы, но мы же не будем останавливаться на этом?! (нет) Тогда садимся в поезд и отправляемся дальше (садимся на места).
- Дидактическая игра «Рассели жильцов»
Цель: закрепить умение детей сортировать и группировать фигуру по заданному алгоритму.
Педагог:
– посмотрите у вас на столах лежат карточки с зашифрованными фигурами, попробуйте разгадать какие фигуры живут в каждой квартире. Отгаданную фигуру выкладывайте на карточку
– молодцы! Вы справились с этим испытанием. Все жильцы остались довольны.
– мы справились со всеми испытаниями и освободили заколдованный лес от злых чар Бабы-Ягы. Давайте же поскорее откроем лесных жителей, которых мы спасли. (Освободить зайчика, белочку, мишку).
- Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: развивать внимание, память
Педагог:
– Звери благодарят вас за помощи и в благодарность, довольные лесные жители хотят с вами поиграть в игру «Что изменилось».
На доске ряд из геометрических фигур, воспитатели закрывают глаза
- убрать одну фигуру, оставив ее место свободным
- убрать одну фигуру, сдвинув остальные
- поменять местами фигуры
- Дидактическая игра «Паровоз»
Цель: закрепить умение подбирать фигуру по цвету, не обращая внимания на другие признаки (Размер, форму, толщину).
Педагог:
– наше путешествие подходит к концу, выберите фигуру, которая больше всего вам нравится, и повесьте ее на вагон нашего поезда такого же цвета. Вот мы с вами научились группировать фигуры по цвету. Элли очень довольна что вы спасли животных и освободили Сказочный лес.
- Заключительная часть
– поезд с фигурами отправляется дальше в свой путь, а мы с вами сегодня на занятии получили много новых знаний и положительных эмоций. Расскажите, какое задание было самым интересным? Какое задание было самым трудным?
Занятие окончено
– Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер-класс. Думаю, что эти методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В статье "Возможность использования блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста" представлено описание пособия, варианты его использования для решения образовательных задач в процес...

Мастер - класс для педагогов по использованию "Блоков Дьенеша" в своей работе.
Статья и конспекты занятий с использованием "Блоков Дьенеша" в среднем,старшем и в подготовительном к школе возрасте....

Мастер - класс для воспитателей ДОУ "Блоки Дьенеша в работе с детьми"
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет ...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми»
Цели: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Логические блоки Дьенеша в работе с детьми раннего возраста»
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки,разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем...

КОНСУЛЬТАЦИЯ - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре...

