Мастер - класс для педагогов по использованию "Блоков Дьенеша" в своей работе.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Леонтьева Татьяна Алексеевна

Статья и конспекты занятий с использованием "Блоков Дьенеша" в среднем,старшем и в подготовительном к школе возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denysha.docx426.56 КБ

Предварительный просмотр:

Логические блоки Дьенеша.

Мастер класс для молодых специалистов. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Леонтьева Татьяна Алексеевна. МБДОУ «Детский сад № 55».

В работе с детьми я использую логические блоки Золтана Дьенеша,  игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно, два, три свойства одновременно.

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи: малыш строит высказывания, используя союзы «и», «или», охотно вступает в речевой контакт со взрослыми. Логические блоки являются отличными помощниками на физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.

Применяя логические блоки в качестве одного из эффективных средств развития мыслительной активности, я разработала этапы ознакомления детей с новой игрой.

  1. Внесение нового пособия (игры) в группу. Цель: Познакомить детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, с понятиями «логический блок», «кодовая карточка», учить с помощью кодовой карточки искать нужный логический блок.
  2. Собственно игра. Цель: Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия.
  3. Самостоятельная игра с развивающим материалом. Цель: Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
  4. Занятия с использованием логических блоков Дьенеша. Цель: Формировать представление о таких математических понятиях, как кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
  5. Предлагаемый опыт может быть использован педагогами как общеобразовательных групп,  так и в группах с ОВЗ.

Игры-занятия для детей младшей, средней и старших групп.

«Путешествие доктора Айболита»

Для детей второй младшей группы.

Цель: Формировать навыки работы с логическими блоками, умение отбирать картинки путем их наложения; повторять названия геометрических фигур, величины и цвета предметов; закреплять понятия «вверху», «внизу».

Материалы. Доктор Айболит (игрушка), письмо, карточки с изображением животных, корабля, морей, тропинок, горы, набор геометрических фигур, блоки Дьенеша.

Ход занятия:

Воспитатель и дети стоят в кругу. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Вы такие нарядные, красивые! У вас хорошее настроение? (Ответы.) У меня тоже. Я сегодня шла в детский сад и кое-кого встретила. (Показывает игрушечного Доктора Айболита.) Вы знаете, кто это?

Дети: Да! Это доктор.

Воспитатель: Как его зовут?

Дети: Это доктор Айболит.

Айболит: У меня беда, мне пришло письмо, а я его потерял. Поможете мне его найти?

Дети: Да!

Айболит: Вы сможете мне помочь, если посмотрите на карточку. Она выглядит так (синий прямоугольник).

Айболит: Итак, что же мы будем искать?

Дети: Прямоугольник, большой, синего цвета.

Айболит: Поищем письмо в группе. Сначала вверху – на столах. (Ищут.) Нашли?

Дети: Нет.

Айболит: Тогда поищем его внизу – на ковре.

Дети находят на ковре синий большой прямоугольный конверт.

Айболит: Вот оно, письмо, сейчас я его прочитаю. «Здравствуйте, доктор! Вам нужно сейчас же ехать в Африку. Там живут разные звери. Они заболели, лежат и плачут. Есть только один человек, который их может спасти. Это вы. Берите с собой лекарства и приезжайте скорее». Какая беда случилась со зверями? Мне опять понадобится ваша помощь. Вы должны назвать хотя бы несколько животных, которые живут в Африке (показывает карточки с изображением животных. Дети называют их.) Молодцы! В Африку путь нелегкий . Сначала надо переплыть море. А для этого нужен корабль. Давайте его построим! (Раздает карточки с изображением корабля и набор геометрических фигур. Дети накладывают нужные геометрические фигуры на предложенный рисунок.) Молодцы! Теперь мы с вами сядем на корабль и поплывем в Африку. Перед нами два моря. Какие они по размеру?

Дети: Большое и маленькое.

Айболит: В Африку нужно плыть по синему морю. Какое оно по размеру?

Дети: Большое.

Айболит: Вот мы переплыли большое синее море. Теперь придется идти пешком. Перед нами две тропинки. Какие они по цвету? (Красная, желтая.) Давайте опять вернемся к письму: «В Африку можно попасть только по длинной тропинке». Какого она цвета?

Дети: Красного.

Айболит: Долго мы с вами шли, я устал. Давайте посидим, отдохнем, а чтобы вы не скучали, я с вами поиграю.

Проводится физкультминутка.

Мы по полю прогулялись,

А теперь мы отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем.

Чудеса на свете!

Стали карликами дети.

А теперь все дружно встали –

Великанами мы стали.

Дружно ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали.

Айболит:Отдохнули? Тогда пойдем дальше. Осталось совсем немного, нужно перейти через высокую гору. Пойдем?

Дети: Да!

Айболит: Какого она цвета?

Дети: Зеленого.

Айболит: Молодцы! Посмотрите, сколько зверей ожидает моей помощи! Если бы не вы, я никогда бы не добрался до Африки. Прежде чем их лечить, нужно померить температуру. Хватит ли у меня градусников? Давайте посчитаем, скольких зверей нужно лечить. (Один, два, три. Трех зверей.) А сколько у меня градусников? (Один, два, три. Три градусника.) Сейчас я дам градусники зверям. Давайте посчитаем! Тигренку один, обезьянке один, слоненку один. Сколько градусников у меня осталось?

Дети: Ни одного.

Айболит: Правильно! Чтобы они быстрее выздоровели и никогда больше не болели, я дам им лекарство.

Воспитатель: Какой хороший доктор! Давайте мы его поблагодарим! Анфиса прочитает стихотворение, а ребята ей помогут.

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок, и медведица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

К. Чуковский

Айболит: Спасибо, ребята! Чтобы вы всегда были здоровыми и красивыми, я дам вам витамины.

Воспитатель: Ребята, доктор решил остаться в Африке, он откроет под пальмой больницу. А мы с вами скажем всем до свидания и отправимся в путь, нас ждут интересные приключения.

Воспитатель с детьми уходят.

«Цирковое представление»

Для детей средней группы.

Цель: Закрепить навык раскодирования информации при помощи кодовой карточки; повторить числа в пределах пяти; учить классифицировать объекты по двум признакам, составлять фигурки животных методом приложения по образцу; закреплять названия геометрических фигур.

Материал. Логические блоки Дьенеша, кодовые карточки, стульчики, к спинкам которых прикреплены геометрические фигуры, фигурки различных животных, фигура слона из геометрических фигур, обручи, изображение цифр.

Ход занятия:

Воспитатель: Вы любите цирк? Почему? (Рассказы детей о цирке.) Хотите там побывать? Тогда мы с вами сейчас туда отправимся. Но прежде, чем начнется цирковое представление, нам нужно найти свои места. Как зрители размещаются в зале? (По билетам.)

Раздает детям «билеты» (кодовые карточки Дьенеша), по ним дети находят свои места (стульчики с указанной на билете геометрической фигурой).

http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_1.jpgРис.2

Воспитатель: Представление начинается.

Первыми выступают лошади (фигурки маленьких и больших лошадок располагаются на столе в ряд). Сколько лошадей выступает в цирке? (Три.) Под каждой лошадью нужно поставить ее номер (цифру). (Выполняют, воспитатель по необходимости помогает.) Как вы думаете, все ли лошади одинаковы? Чем они отличаются? (Ответы.)

Следующий номер циркового представления – дрессированный слон. (Показывает слоненка, составленного из геометрических фигур: трех кругов, одного большого и двух маленьких, двух широких прямоугольников, одного узкого, длинного прямоугольника, одного узкого, короткого прямоугольника и маленького треугольника,  см. рис. 2). Вы узнали этого артиста? Кто он? Не показался ли вам слоненок необычным? Вы знаете, где живут слоны? (Ответы.) Слоненок приехал к нам издалека, один, без мамы и папы. Как зовут маму слоненка? папу? Нашего слоненка можно назвать слоном? А еще как ласково можно назвать слоненка? Воспитатель предлагает детям сделать слоненку друзей — маленьких слонят из геометрических фигур, чтобы ему не было скучно одному. Дети моделируют из разных геометрических фигур слонов (на свое усмотрение).

Появляется клоун, который хочет поиграть с детьми.

Как у наших у зверят

Лапки весело стучат (хлопки в ладоши):

Топ-топ-топ, топ-топ-топ (топают ногами).

А устали ножки,

Хлопают ладошки:

Хлоп-хлоп -хлоп, хлоп- хлоп-хлоп (хлопают в ладоши).

А потом вприсядочку (приседают).

Пляшут звери рядышком (прыгают на месте).

А как пустятся бежать (бег на месте),

Никому их не догнать.

Воспитатель: На арене цирка появляются новые артисты. Кто же они? (Кошка, собака, медведь, тигр, обезьяна.) Этих животных нужно расселить в два домика (обручи). В красном домике могут жить дикие животные, а в синем – домашние. Давайте попробуем расселить животных. Сколько животных в красном домике? (Трое: медведь, тигр, обезьяна.) Сколько в синем домике? (Двое: кошка, собака.) Где больше? Сколько всего животных? (Ответы.) Вот и заканчивается цирковое представление. Давайте прощаться!

Подружимся с логическими блоками Дьенеша!

Для детей старшей и подготовительной к школе группы.

Цель: Продолжать знакомить с логическими блоками Дьенеша, кодовыми карточками, учить декодировать информацию, применять логические блоки в сюжетно-ролевой игре «Магазин», изготавливать аппликацию при помощи кодовых карточек.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла, чтобы продолжить знакомить вас с логическими блоками. Состоят они из зашифрованных карточек. Посмотрите, как они выглядят! Они состоят из геометрических фигур разного цвета и размера (см. рис. 3).

http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_2.jpgРис. 3

Кодовая карточка разделена на три или четыре части: первая обозначает название геометрической фигуры. (Давайте вспомним, какие вы знаете фигуры?) Вторая часть обозначает цвет этой фигуры. (Какие вы знаете цвета?) Третья часть, на которой изображен домики, маленький с одним окошком и большой с двумя, обозначают размер геометрической фигуры.

Четвертая, необязательная, часть обозначает толщину. На картинке изображен человечек. Изображение может быть узким и широким, поэтому в игре мы будем использовать понятия «толстый» и «тонкий» (см. рис. 4–7).

http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_3.jpgРис. 4

http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_4.jpg

Рис. 5

http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_5.jpg

Рис. 6

http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_6.jpg

Рис. 7

Вы, наверное, устали? Давайте поиграем.

Физкультминутка.

Нам на месте не сидится,

Разминаем поясницу.

Корпус крутим влево, вправо.

Так мы отдохнем на славу.

Хорошо мы отдохнули

И к занятиям вернулись.

Воспитатель: Молодцы! Я хочу научить вас играть в «Магазин», используя логические блоки. Каждому дам геометрическую фигуру – это будут деньги. Перед вами полка с игрушками, у каждой своя цена, изображена она в виде зашифрованной карточки. Каждый сможет купить только одну игрушку.

(Показывает, как это делается.) Молодцы! Вам понравилось игра? А сейчас мы  сделаем аппликацию. Перед вами солнышко (см. рис. 8), но оно не цветное. А мы с вами с помощью блоков сделаем его цветным, и тогда оно начнет улыбаться и дарить нам тепло (см. рис. 9–13).

http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_7.jpg

http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_8.jpg

Вот солнышко. А что есть у солнышка? Правильно, лучики. Сейчас вы будете клеить лучики, и я предлагаю вам в то время, когда вы будете работать, пожелайте что-нибудь доброе друг другу и нашим гостям.

http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_9.jpg

http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_10.jpg

http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_11.jpg

http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_12.jpg

рис.9-13

Какие вы молодцы! У вас получилось очень яркое, веселое и теплое солнце. Вам нравится солнышко? Давайте разместим это солнце в родительском уголке, пусть они тоже на него полюбуются.

Как знакомить детей с блоками:

Для начала познакомьте вашего воспитанника с блоками. Выложите перед ним набор и дайте вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их.  Чуть позже  предложите следующие задания:

* Найди все фигуры такого же цвета, все фигуры треугольной формы, все большие фигуры и т.д.

* Дай белочке все синие фигуры, котику – желтые, а лисичке – красные; или тем же зверушкам  все круги, все большие фигуры и т.д.

* Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

Игры и упражнения с блоками.

Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства:

Затем задания с карточками постепенно усложняются.

  1. Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигуры складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  3. Все фигуры снова складываются в мешок. Ребенок достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  4. Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина).http://pection.ucoz.ru/c/5/logicheskie-bloki-denesha_13.jpg
  5. Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
  6. Надо найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  7. Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).
  8. Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  9. Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).

 


Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляет, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Можно задать вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча). Затем предлагается ребенку стать внутри обруча.  

Перед проведением игры с двумя обручами необходима следующая подготовительная работа: ведущий показывает детям два обруча разного цвета, например, синий и красный, и располагает их на полу так, как показано на рисунке. Выясняется, какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей. Затем ребенку предлагается стать внутри обоих обручей, другому - внутри синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а четвертому - вне обоих обручей.  

Для подготовки к игре с тремя обручами прежде всего выясняется, как расположена каждая из областей  по отношению к трем обручам .

Вот описание некоторых игр с обручами.

Игра с одним обручем. На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним словом фигуры вне обруча.  

Игра с двумя обручами. На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать  внутри синего обруча,  внутри красного обруча, внутри обоих обручей,  вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего,  вне синего и красного обручей.

Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса: - Какие блоки лежат внутри обоих обручей? - Внутри синего, но вне красного обруча? - Внутри красного, но вне синего? - Вне обоих обручей? Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

 Игра с тремя обручами В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам. Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего - все квадратные, а внутри желтого - все большие. После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат: 1) внутри всех трех обручей; 2) внутри красного и синего, но вне желтого обруча; 3) внутри синего и желтого, но вне красного обруча; 4) внутри красного и желтого, но вне синего обруча; 5) внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча; 6) внутри синего, но вне желтого и красного обруча; 7) .внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча; 8)вне всех трех обручей? В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Вывод:

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только в математики, но и информатики, развитии речи, в рисовании, аппликации, конструировании, а так же в сюжетно-ролевых и театрализованных играх: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Изготовление платковой куклы своими руками для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста»

В данном материале подробно рассказывается как можно создать платковую куклу из подручных средств...

конспект мастер- класса для педагогов «Создание замкнутой экосистемы своими руками (вечный террариум)»

передача коллегам личного профессионального опыта в сфере организации познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности по созданию флорариума или растительного мини террариума....

Мастер-класс для педагогов "Логические блоки Дьенеша"

Данный материал предназначен для ознакомления педагогов с вариантами применения блоков Дьенеша на практике....

Мастер-класс с педагогами «Изготовление музыкальных инструментов своими руками».

Мастер-класс для педагогов оизготовлении музыккльных инструментов своими руками из бросового материала....

Мастер - класс для воспитателей ДОУ "Блоки Дьенеша в работе с детьми"

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет ...

Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников младшего возраста»

Повышение профессиональной   компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками младшего возраста....