Интегрированное занятие. А.Куинджи. Березовая роща. -Э.Григ Утро
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Интегрированное занятие предусматривает синтез трех искусств: музыкального, изобразительного и литературы. Такая форма занятия позволяет максимально болеее глубоко, эмоционально познакомить детей с произведениями изобразиельного искусства. Дать понятие детям о специфическом языке этих искусств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Э.Григ «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт» - А.Куинджи «Березовая роща» -

                        А.С. Пушкин «Румяной зарею…»

 Показ картины.

- Что вы видите на картине?

- Какое время года?

                 (весна или лето)

- Какое время дня?

                 (утро)

- Какие краски?

                  (краски яркие, свежие, сочные; стволы берез светятся, как свечи)

- Ласковые лучи солнышка несмело, осторожно падают на стволы березок, окрашивая их в ярко-ослепительно-белый цвет. Ветви деревьев ночью стояли

 темные, а солнце окрасило их в ярко-зеленый сочный цвет. Кажется, будто они откликнулись веселым шелестом весны. Ночные тени уходят, открывая сочную свежую зелень (как ковер). Еще мгновение – и зазвучит щебет птиц,

 застрекочут кузнечики, залетают мотыльки, бабочки…А роса на траве заблестит на солнышке драгоценными камнями…

- Это картина известного русского художника Архипа Ивановича Куинджи.

   А называется она «Березовая роща».

- Может ли эта картина зазвучать? Или она молчит?

-  Представьте, что вы – композиторы.  Какую бы  музыку вы сочинили,

чтобы изобразить это утро

(по динамике - громкую или тихую;

 по темпу - медленную или быструю;

по характеру - веселую или грустную)?

                                                                                         

- А вот как нарисовал  красками музыки утро композитор Эдвард Григ.

                                      (слушаем «Утро»)

- О чем  вам рассказала его музыка?

(Солнышко проснулось, расправило свои лучики и покатилось по

  небу, улыбаясь. Ветерок ласково пробежал по листочкам, весело

   защебетали птицы. Цветочки подняли головки и потянулись

   навстречу солнцу. Такое свежее утро! Так хорошо дышится!)

«…Румяной зарею покрылся восток,

      В селе за рекою потух огонек.

      Росой окропились цветы на полях,

      Стада пробудились на мягких лугах.

      Седые туманы плывут к облакам,

      Гусей караваны несутся к лугам.

     Проснулися люди, спешат на поля.

     Явилося солнце! Ликует земля!..»

- Вот так об утре говорит великий русский поэт А.С.Пушкин!

- Давайте еще раз вслушаемся в эту музыку, насладимся прелестью летнего

   утра (с показом момента восхода солнца рукой)!

- Композитор, написавший эту замечательную музыку – норвежец, т.е.

  родился и жил в Норвегии. Это красивая горная страна с прекрасной

  природой. Эдвард Григ с детства любил путешествовать, всматриваясь,  

  вслушиваясь, интересуясь всем. Поэтому написал много музыки о природе.

  И еще он любил сказки. Даже когда стал взрослым…

- Реб, давайте подумаем вот над чем. Как много значит хорошее погожее

  утро! Проснешься – выглянешь в окно, а там светло, радостно! Такое же  

  настроение и у тебя! Тогда и день пройдет интересно. Тебе захочется

  сделать много хороших дел. Порадовать, а не огорчить   друзей и родных.

  С кем-то помириться, а не поссориться!

- А как хорошо, когда дома утром вся семья проснулась, с улыбкой пожелали

  друг другу «Доброго утра!»,весело и быстро сделали все обязательные дела

   (заправили постели, умылись, почистили зубы, причесались, оделись…)

   Тогда и любое утро (даже хмурое) покажется прекрасным в любое время

   года!

Архип Иванович Куинджи  (1842 – 1910)

     Грек по происхождению, родился в пригороде г.Мариуполя. Очень рано осиротел. Воспитывался у дяди и тети. Получить образование не удалось.

В 10 лет учение завершилось.

    Началась трудная жизнь: строил церковь, работал у хлеботорговца. И везде всех поражал своими рисунками. В 1868 году Петербургская академия  художеств присваивает ему звание свободного художника. Он – член Товарищества передвижников.

    Картины: «Украинская ночь», «На острове  Валаам», «Лунная ночь на Украине», «Ночь на Днепре», «Эльбрус. Лунная ночь».

     Профессор Петербургской академии художеств.

Потрясающий педагог (стимулировал яркие индивидуальности, не

подчиняя их своему пониманию). Николай Рерих – его ученик.

Учредил Общество художников (он внес в его основание 1 млн.)

Воспаление легких… сердце… 11июля умер.

  «Березовая роща». Что важнее в этой картине – свет или цвет? Куинджи представляет нам природу в особенном преображенном состоянии.

  «Я не хотел изобразить обыкновенные березы. Я хотел изобразить необыкновенное зрелище,  когда скромный пейзаж, преображенный яркими лучами солнца, на несколько минут становится праздником для глаз. Я хотел подарить зрителям чувство восторга. Важна красота пейзажа, которую открывает для глаз солнечный свет».

     Куинджи называют «светопоклонником»

( Можно дополнить материалом «Дошкольного воспитания» №3, 2003г, с76.

Иллюстрация: альбом «Великие художники»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по окружающему миру (средняя группа) по теме:экологическое занятие. "Путешествие по березовой роще".

Береза - символ России, красота природы. В данном плане - конспекте описывается красота русской березы в разные времена года. Дети водят хороводы вокруг березы в русских костюмах, изображая своих пред...

Конспект интегрированного занятия по ручному труду на развитие мелкой моторики с применением природного и бросового материала. Тема «Зима», поделка "Зимняя березовая роща".

Изготовление коллективного коллажа «ЗИМНЯЯ БЕРЕЗОВАЯ  РОЩА»ЦЕЛЬ: Развитие мелкой  моторики.Программные  задачи: развитие мелкой моторики, воображения, нетрадиционного мышления, логическ...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в подготовительной к школе группе "Березовая роща"

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстет...

Э. Григ "Утро" (интегрированное занятие)

Конспект интегрированного музыкального занятия с изо...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русская береза. Березовая роща»

Цели: Уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родине....

Технологическая карта занятия. изобразительная деятельность: «Березовая роща»

Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в старшей группе. Тема: "Березовая роща"...