Исследовательский проект "Где живёт звук?"
проект (подготовительная группа) на тему

Исследовательская деятельность дошкольников

на музыкальных занятиях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx50.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД   № 1 «Сказка» пгт. Джубга

МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТУАПСИНСКИЙ  РАЙОН

Исследовательский проект

Исследовательская деятельность дошкольников

на музыкальных занятиях

Автор  проекта

музыкальный  руководитель

МБДОУ  ДС  №1  «Сказка» пгт. Джубга

МО  Туапсинский  район

Терзьян   Надежда   Матевосовна

Исследовательский  проект: «Где  живёт  звук?»

Участники  проекта:  Воспитанники  6 – 7   лет  ДОУ, их  родители;  педагоги.

Тип   проекта:  исследовательский

Продолжительность  проекта :  долгосрочный

Проблемные  вопросы:                   «Что такое звуки?»

                                        «Как   они   получились?»

                                        «Почему   их  так   много, целое   море?»

Гипотеза:  Дрожит, значит звучит…

               Как дорожу  я  прекрасным  мгновеньем!

                                                                 Музыкой  вдруг  наполняется  слух,

                                                                 Звуки несутся с каким-то стремленьем,

                                                                Звуки откуда-то льются вокруг.

Н. П. ОГАРЕВ

ВВЕДЕНИЕ

        Как научить ребенка любить и понимать музыку? Этот вопрос задает себе каждый педагог, занимающийся детьми музыкой.  Как объяснить ребенку на доступном языке, что же такое музыка, из чего она состоит?

       Музыка — искусство, создаваемое при помощи музыкальных звуков. Собственно сам музыкальный звук, его свойства определяют особую силу воздействия музыки на человека.  Из всех искусств только музыка обладает таким сильным воздействием на человека.  Свет, видимые краски, формы и движения, печатное слово должны молчаливо ожидать, пока на них обратят внимание. Звук же заставляет слышать себя, даже если это неугодно слушателю. Поэтому одной из актуальных проблем в воспитании дошкольников остается проблема осознанного восприятия музыки. Обращение к такому виду деятельности, как детское музицирование  в воспитании дошкольников открывает широкие возможности для решения этой проблемы.

      Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальной деятельности, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание.  У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Учить играть на музыкальных инструментах  нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках,  не надо ничего специально знать и уметь.

        И совсем не обязательно импровизировать на настоящих музыкальных инструментах – можно изготовить их самим. Самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и прикладной.

      Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

 Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление – создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой   атмосфере   может   формироваться   полноценная   личность.

Постановка   проблемы.

Что имеем – интерес воспитанников   к   звучащим   предметам, желание  экспериментировать   со звуками.
Что хотим – побудить  выделять, характеризовать   звуки, используя   разные обозначения, развивать   способность  к   элементарной   импровизации,  развивать  звуковую фантазию.
Что мешает – недостаток информации, отсутствие условий для экспериментирования.

Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагога, не могут воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Поэтому надо формировать умения слушать и слышать все, что нас окружает. Я, как  музыкальный  руководитель,  решила  развивать  слуховое  внимание  с  помощью  игр  со  звуками,  которые  нас  окружают,  и  разработала  проект   «Где  живёт  звук?». Игра – импровизация на самодельных музыкальных инструментах поможет дошкольникам научиться слышать и слушать звуки, ассоциировать их с явлениями окружающего мира, а также умения воспринимать и понимать музыку.

Цель проекта:

  • формирование   умения   слушать  и   слышать   музыку;
  • формирование   умения   воспринимать  и   понимать   музыку.

Задачи:

  • Расширить знания воспитанников о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов;
  • Формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных «близких» звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию;
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления  к   самостоятельному   познанию  и  размышлению,
  • Развивать способность творческого исследования звуковых возможностей каждого инструмента и приобретению навыков игры на инструментах, создавая свои собственные мелодии;
  • Развивать   коммуникативные   навыки, творческую   активность;
  • Вовлекать   дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления   музыкальных   игрушек-инструментов;
  • Поддерживать инициативу и стремление воспитанников к импровизации при игре   на   самодельных   музыкальных   игрушках-инструментах.
  • Выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами  и  использовать музыку   в   своей   жизни  так, чтобы   она   служила  во  благо, а  не  во  вред. 

Организация   работы

Организация  работы   проводится   по   трем   направлениям:

  • групповая  и   подгрупповая  работа  с  детьми;
  • использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве   дошкольников;
  • не ограничивать   ребенка  в   деятельности;
  • результаты  опытов  фиксировать  на  рабочих  листах  и   в  альбомах.
  • взаимодействие и просветительская работа с родителями;
  • взаимодействие   педагогов   ДОУ.

Предполагаемый результат.

  • Воспитанники  научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
  • У дошкольников   сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;
  • Сделают  своими   руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у ребят будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
  • Играя в шумовом оркестре, они станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности  в  группе  ДОУ, в  семье.(концерты, игровая  деятельность, режимные  моменты.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

1-ый этап: постановка цели, создание ресурсной базы.

Проектные мероприятия

Промежуточный результат

Направление деятельности

Содержание

деятельности

  • Создание мотивации

  • Формулирование проблемы

  • Работа с источниками информации (литературой, Интернет – ресурсами и т. д.).

  • Создание ресурсной базы  для реализации проекта:

- разработать  конспекты  по данной теме.

- создание тематического  альбома «Музыкальные инструменты»

- создание картотеки музыкально – дидактических игр и пособий.

- создание графических карт.

- изготовление  фонотеки.

  • Создание условий для экспериментирования со звуками.

Беседы о разнообразии мира звуков, который нас окружает.

Надо уметь слышать и различать звуки, которые  нас окружают.

Поиск информации о различных звуках и музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.

Анализ собранной информации, классификация инструментов, составление пособий, игр, картотек.

Поиск, подбор материала для создания  альбома о музыкальных инструментах;

Поиск и  подбор музыкально – дидактических игр  на развитие тембрового и ритмического слуха

Изготовление графических карт по методу Т. Тютюнниковой.

Поиск, подбор  и  изготовление  видео  и  аудио  материала.

Дети начали активно действовать с музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, находившимися в группе, начали извлекать и сравнивать получающие звуки из всех окружающих предметов.

 

2-ой этап: организация работы над проектом.

Проектные мероприятия

Промежуточный результат

Направление деятельности

Содержание

деятельности

1.  Совместная деятельность педагога с воспитанниками.

- наблюдение;

 -рассматривание фото, иллюстраций, самодельных шумовых музыкальных инструментов;

- составление и разгадывание ребусов и кроссвордов о музыкальных инструментах;

- чтение художественных произведений и стихов  и их озвучивание;

- музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха

 - опытническая деятельность;

- НОД;

- продуктивная деятельность педагога с детьми:

  • работа с бросовым материалом.

        

  • планирование деятельности по изготовлению музыкальных игрушек-инструментов.

  • практическая деятельность по созданию муз-ных игрушек- инструментов и творческой импровизации на них.

2. Самостоятельная деятельность  воспитанников

- сюжетно–ролевые игры;

- рисование музыки;

3.  Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

- консультативный материал;

4. Работа  с  воспитателями   ДОУ.

-практическая консультация.

-презентация.

- слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков;

- дать представление о внешнем виде самодельных музыкальных инструментах, познакомить с их классификацией (шумелки, стучалки, звенелки и т. д.);

- закрепить названия музыкальных инструментов;

- сказки(рус.н. ск.«Теремок», «Колобок»  и  т.д.),

стихи, потешки(«Дождик» ст. Б. Заходера, «Лягушка» ст. Н.Некрасовой и  т.д.);


- лото «Музыкальные инструменты», «Найди свой звук», «Угадай, что звучит» и т.д.;

- опыт «Музыка  или  шум?», «Почему  всё  звучит?»  и  т.д.;

- темы: «Звук – знакомый незнакомец», «Откуда берется звук?», «Звуки музыкальные и шумовые», «Деревянные истории»  и  т.д.;

- подбор материала, необходимого для изготовления погремушек, шумелок и т.д.;

- знакомство с алгоритмом создания самодельных музыкальных инструментов;

 - изготовление самодельных музыкальных инструментов;

- «Магазин музыкальных инструментов», «Композитор», «Дирижер»  и  т.д.;

- консультации:

«Музыкальные  инструменты  в  вашем доме»

«Музыкальные  инструменты  своими  руками»и  т.д.;

- наглядная информация:

«Самодельные музыкальные инструменты»,

«Ребусы и загадки про музыкальные инструменты»  и  т.д.;

- тема: «Самодельные музыкальные инструменты» и.д.;

- тема: «Экспериментирование  со   звучащими  предметами, как  одно  из  средств  познания  мира  ребёнком  дошкольного  возраста»

Работа по ознакомлению с различными звуками способствовала обогащению познавательной сферы, а также музыкальному развитию детей. Воспитанники  называют услышанные звуки природы, улицы, дома и подбирают к ним схожие по звучанию звуки музыкальных инструментов (например, шелест листьев деревьев  изобразили звуком «шуршалок», грохот грома - звуком «стучалок», капельки дождя – звуком «звенелок»);

Дети с большим интересом озвучивали знакомые художественные произведения, стихи и сказки, подбирали подходящие шумовые инструменты, импровизировали.

Совместное с родителями создание музыкальных инструментов.

3-ый этап: презентация продукта деятельности.

Проектные мероприятия

Промежуточный результат

Организация выставки «Самодельные музыкальные инструменты» в групповых музыкальных  уголках.

        

Смотр – конкурс  «Самодельные музыкальные инструменты»

Организация  и   выступление   детского  оркестра  на  развлечениях  и  праздниках  в ДОУ.

Презентация.

-воспитанники  групп рассказывают  о самодельных музыкальных  инструментах-игрушках, называют их, обозначали «шумелки», «стучалки», «звенелки» и т.д.

- в  ДОУ между группами  проводится  смотр – конкурс   по изготовлению  самого  необычного и интересного музыкального инструмента.

        Дополнительное оборудование и материалы

1. Контейнеры для хранения мелких предметов. 

2. Детские  халаты(для создания игровой мотивации деятельности).

3. Таблицы-схемы, по пройденным темам.

4. Папки-скоросшиватели  и  рабочие листы  для фиксации воспитанниками результатов опытов.

Распространение  опыта  работы:

  1. Участие  в  конкурсах  педагогического  мастерства.
  2. Участие в методических конкурсах.
  3. Размещение в сети интернет.
  4. Организация и проведение мастер – классов.

РЕСУРСНАЯ   БАЗА   ПРОЕКТА

1. Материально-технические ресурсы:

- предметно-развивающая среда ДОУ

  • групповой мини-центр познавательного развития (материал для экспериментальной деятельности),
  • групповой мини-центр художественно-эстетического развития (музыкальные игрушки, инструменты, музыкальная фонотека, аудиозаписи со звуками природы, дома, улицы, с программными музыкальными произведениями для слушания, магнитофон),
  • уголок конструирования (бросовый материал, модели, алгоритмы создания музыкальных инструментов-игрушек),
  • наглядный материал:  иллюстрации, картинки, карточки, видеозаписи, аудиокассеты, СД – диски.
  • технические средства: музыкальный центр, компьютер, DVD – проигрыватель, мультимедийный проектор, проекционный экран.

2. Программно-методические ресурсы:

  • Бугельский Ю.А. «Игрушки – самоделки в детском саду», М.,1995.
  • Девятова Т.Н. «Звук – волшебник»: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  • Тютюнникова Т.Э.Доноткино. Часть 1. Заводные макароны.М.: Педагогическое общество России, 2005
  • Тютюнникова Т.Э.Доноткино. Часть 2. Квадратный апельсин. М.: Педагогическое общество России, 2005
  • Тютюнникова Т. Э. « БИМ! БАМ! БОМ!»  Игры звуками.- СПб.: 2003

Описание проекта.

Где живут звуки? Почему некоторые звуки приятно слышать, а от других хочется спрятаться, закрыть уши? Можно ли со звуками поиграть?
Эти и другие вопросы задавали ребята после проведения экскурсии по детскому саду. Дети знакомились со звуками, которые они слышат в детском саду – звуки в костюмерной
(швейная машинка), в прачечной (стиральная машинка) на кухне(мясорубка, хлеборезка, миксер), в спортивном зале, в музыкальном зале, сигналом домофона при входе. После   экскурсии была проведена музыкально-дидактическая   игра «Звуки детского сада».

        Детям звуковая экскурсия понравилась, они стали рассказывать о звуках, которые слышат на улице, в магазине, дома, приносить рисунки, фотографии звучащих предметов, узнали, как можно записать звук. Стала собираться фонотека звуков, фотоальбом, альбом рисунков.  Видя интерес детей, участие и поддержку родителей, я решила продолжить знакомство со звуками окружающего мира, подготовила и провела игровые занятия «Звуки нашего дома», «Звуки Джубги». Вместе  с  детьми  создали  и  озвучили  мультфильм.

С ребятами стали проводить опыты, эксперименты, записывали звуки на диктофон, изучали, характеризовали звуки, придумали символы для их обозначения.


Результаты  проекта:

В   результате   выполнения   проекта  у   детей   произошло:

  • Развитие   познавательных   способностей,
  • Развитие   творческого   мышления,
  • Развитие   коммуникативных  навыков,
  • Умение  экспериментировать   со   звуками, создавая  свои  собственные мелодии,
  • Формирование   предпосылок   поисковой   деятельности, интеллектуальной инициативы,
  • Умение   изготавливать  простейшие  шумовые  музыкальные  инструменты: погремушки, барабаны, свистульки.
  • Знать  современные   музыкальные   технические   средства   и  уметь  ими пользоваться,
  • Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
  • Заинтересованность  и  активное  участие   родителей  в   работе   детской экспериментальной  музыкальной   лаборатории: в   изготовлении   шумовых музыкальных   инструментов, в   выставках, концертах.

Выводы:

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.

В процессе работы над проектом достигнуты следующие результаты:

  • Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные,  творческие способности, воображение и мышление, умение играть в ансамбле, импровизировать.

  • Дети научились самостоятельно изготавливать из бросового материала и использовать самодельные музыкальные инструменты   в самостоятельной повседневной жизни ребенка – в игровой деятельности, в режимные моменты и т.д.

  • В процессе исследований со звуком дети научились различать звуки шумовые и музыкальные, познакомились с природой образования звуков и научились ассоциировать их с явлениями окружающей среды.

  • Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых и работе с семьей, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

  • У детей  развивалась творческая активность и инициатива в музыкальной деятельности в детском саду: участие в концертах для более младших детей, родителей.

  • В  каждой группе оформлен музыкальный уголок, в котором находятся самодельные музыкальные инструменты для самостоятельной деятельности детей.

  • В приемных групп оформлены информационные папки – передвижки для родителей   по  темам  творческого  музицирования.

  • Собран большой дидактический материал по данной тематике.

Постановка  новой  проблемы.

В следующем учебном году планируем:

  • подготовить цикл экскурсий «Звуки времен года»  и  т.д.;
  • музыкальные спектакли:«Спор музыкальных инструментов»  и.  т.д.;
  • провести мероприятия с родителями  и  творческими людьми

«Звуки профессий наших родителей», «Мой любимый музыкальный  инструмент».

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  • Бугельский Ю.А.  «Игрушки – самоделки в детском саду», М., 1995.
  • Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  • Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  • Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия.Либроком, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)

Данный  исследовательский проект  представлен  на  VII городской  НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира".  По направлению: Живая природа (зоология и экол...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...