Проект "Мордовия - моя мастеровая!"
проект на тему

Миронова Ольга Александровна

Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают люди многих национальностейОбщность условий проживания делает необходимым ознакомление дошкольников с природой Мордовии, её географическими, экологическими,   историческими и культурными особенностями.

Именно поэтому приоритетной проблемой общества остается патриотическое воспитание. Ведь с любви к своей Родине начинается тропинка в жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mordoviya.odp400.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект « Мордовия – моя мастеровая» » Составили :Миронова О.А. Хлучина Н.В. 1 мл гр №4 Саранск 2018г

Слайд 2

Тема проекта: «Мордовия – моя мастеровая» (моя игрушка ) Участники проекта : дети 1 мл группы, воспитатели, родители. База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад № 36» Сроки реализации проекта: среднесрочный (3 месяца) . Вид проекта: познавательный Тип проекта: Комплексный

Слайд 3

Актуальность проекта Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают люди многих национальностей. Общность условий проживания делает необходимым ознакомление дошкольников с природой Мордовии, её географическими, экологическими, историческими и культурными особенностями. Именно поэтому приоритетной проблемой общества остается патриотическое воспитание. Ведь с любви к своей Родине начинается тропинка в жизнь.

Слайд 4

Новизна проекта: В реализации проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; социально-нравственное. в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников. Работа над комплексным проектом «Мордовия – моя мастеровая» способствует: -Воспитанию у детей любви к родному краю, желание создавать яркие выразительные творческие работы. -Обогащает их знания и умения.

Слайд 5

Гипотеза проекта : Проживая в Мордовии дети мало знакомы с народом и искусством. В ходе реализации проекта дети получают знания о народных промыслах Мордовии. Будут знать где зарождалась народная игрушка. Начнут проявлять интерес к народно – прикладному искусству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. Цель проекта : Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно — эстетического развития. Задачи проекта: Образовательные: формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством; формирование нравственных качеств. Развивающие: развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской культуре и традициям. Воспитательные: формирование у детей нравственно-патриотических чувств

Слайд 6

Предварительная работа: Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька), керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник), деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, лошкарница). Экскурсия в мини-музей национального быта МАДОУ «Мордовская изба» . Методы и приёмы реализации проекта: а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений); б) наглядный (демонстрация, использование ТСО) в) практический (рассматривание предметов искусства в музее); д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.

Слайд 7

Ожидаемые результаты Расширение знаний детей о Мордовии, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю. Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине.

Слайд 8

Предварительная работа: Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька), керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник), деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты ( корзина, шкатулка, лошкарница). Экскурсия в мини-музей национального быта по перспективному плану детского сада. Поэтапный план работы реализации проекта. 1 этап – организационный. Изучение литературы по истории и культуре Мордовии. Сбор информации, фотографий о знаменитых людях, исторических событиях, достопримечательностях, игрушках. Привлечение педагогов ДОУ и родителей к поиску информации по данной теме «Мордовия – моя мастеровая ». Разработку проекта, постановку цели и задач. 2 этап – внедренческий: Реализация комплекса мероприятий: проведение запланированных занятий, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, организация мероприятий с педагогами (взаимопосещение занятий и мероприятий) и родителями (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах). 3 этап результативный: Анализ результатов реализации группового проекта, корректировка содержания, подведение итогов. Обобщение результатов проделанной работы, Подготовка и проведение презентации проекта.

Слайд 9

Рассматривание открыток «Достопримечательности Саранска». Организация выставки книг «Мордовские народные сказки». Рассматривание альбома «Мастера из с.Подлесная Тавла» . Рассматривание альбома «Мордовский орнамент», Рассматривание предметов обихода мордовского народа (салфетки, полотенца) и др. Посещение мини-музея в МАДОУ «Мордовская изба» Беседы с детьми: «Достопримечательности Саранска» «Игрушки мордвы», Любимые сказки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (чтение художественной литературы) Бабочка, бабочка», сказки «Благодарный медведь», «Пугливая мышь», «Свинка», «Яраска». Произведения мордовских писателей и поэтов П. Машканцев «Ирма», «Огородник», «На лугу», «Вкусная малина», «Капризуля», «Хитрая морковка», «Воробей», Л.Земскова «Луна и солнышко», А. Ежов «Мастер», Т. Тимохина «Андрюшка» С. Кинякин «Обиженный кот», Г. Агейкин «Рыбки»; Ф. Бобылев «Лягушки попрыгушки».

Слайд 10

ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) «Вот весёлые матрёшки, ладушки, ладушки» (сарафан и передник матрёшки). (по программе «Мы в Мордовии живем») ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) «Наши игрушки» «(по программе «Мы в Мордовии живем») ОО «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование) «Мебель для кукол» Мордовские дидактические игры: «Кто оденет куклу Алдуню?». «Что где находится?» «Достопримечательности Саранска» «Расскажи, а мы отгадаем» «Кто в заповеднике живет?» «Назови знакомые сказки мордовского народа» «Отгадай сказочного героя» «Кто оденет куклу Татуню?

Слайд 11

Мордовские подвижные игры : «В зайчиков» («Нумолнесэ» - эрз., «Нумолняса» - мокш.); «В белочек» («Урнесэ» - эрз., «Урняса» - мокш.); «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгинесэ» - эрз., «Мацикс да врьгазкс» - мокш.) ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) Слушание произведений: «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Тю-тю, баю-бай», мокш нар. песня; «Баю, баю, баю, бай», эрз. нар. песня; «Нюрямня» («Колыбельная»), муз. Н. Бояркина. Пение «Баю, баюшки, баю», рус. нар. песня; «Ладушки», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. М. Гладкова; «Зайка», Нумолнэ» («Зайчик»), экз. нар. песня; «Нумолня» («Зайчик»), мокш нар. песня; «Гуляла, гуляла подруженька», обр. А. Путушкина. ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) «Вот весёлые матрёшки, ладушки, ладушки» (сарафан и передник матрёшки). (по программе «Мы в Мордовии живем») кормит»

Слайд 12

Выставка творческих работ «Моя любимая Мордовия» и «Мордовия – мастеровая». Консультации: «История народных игрушек», «Народные промыслы» (изготовление игрушек). Фотовыставка «Саранск – мой дом» Конкурс на лучшую дидактическую игрушку «Моя любимая игрушка» с национальным колоритом. пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кошке – игрушки, мышке – слезы», «Не скучай работой, а скучай заботой», «Труд человека кормит»

Слайд 13

Вывод. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы: - расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине; - дать детям общее представление о Республике Мордовия; - познакомить с обычаями и традициями народов Поволжья, с народным творчеством; - приобщить детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство. Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку. Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.

Слайд 14

В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие мордовского фольклора, в образовательном процессе практикуется рассказывание и инсценировка мордовских сказок с последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными традициями, заучиванием пословиц и поговорок. В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции. Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём: - предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду. Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь формирует положительное отношение друг к другу.

Слайд 15

Методическое обеспечение проекта: 1.«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..-СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. 2. «Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О.В. Бурляева и [др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск, 2015 3.Бахмустов О. Мордовия: «Природа, люди, события, достопримечательности» Ж. «Ребёнок в детском саду»- 2011г №11,2012г.№1. 4.Воронин И.Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г. 5.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003. 6.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Нар.образование. 2002.- № 4. 7.Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации гос.программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего (старшего) дошкольного возраста проведенный в рамках работы по региональному компоненту. Тема «Тула - мастеровая». Итоговое мероприятие.

Задачи приоритетной образовательной области: Художественно-эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении;  закреплять навыки иг...

Россия моя мастеровая.

Презентация о народных промыслах....

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

"Из мастеровых в профессионалы"

Нам с ребятами поступило предложение от «Дома Детского творчества» принять участие в творческом конкурсе "Из мастеровых в профессионалы"! главным критерием этого конкурса было дефиле костюмов, выпол...