Проект «Мордовия – моя мастеровая».
проект ( группа) на тему

Иванова Марина Владимировна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_mordovii.docx42.32 КБ

Предварительный просмотр:

                            Проект «Мордовия – моя мастеровая».

                                                (Моя игрушка)

Подготовила: воспитатель  высшей квалификационной категории

Иванова М.В.

                                                             «Человеку никак нельзя жить без

                                                             Родины, как нельзя жить без сердца».                                                                            

                                                                                                 К. Паустовский.            

   Актуальность проекта:   

Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают люди многих национальностей.  Общность условий проживания делает необходимым ознакомление дошкольников с природой Мордовии, её географическими, экологическими,   историческими и культурными особенностями.

Именно поэтому приоритетной проблемой общества остается патриотическое воспитание. Ведь с любви к своей Родине начинается тропинка в жизнь.

Мордовия - наша общая забота и гордость. Здесь много мест, где мы можем познакомиться с культурой народа. Города, села и деревни хранят память об историческом прошлом.

Народная игрушка  — часть народной культуры.

Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.

Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

Новизна:

  • в реализации краткосрочного проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; социально-нравственное.
  • в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа над комплексным проектом «Мордовия – моя мастеровая» способствует:

Воспитанию у детей любви к родному краю, желание создавать яркие выразительные творческие работы.

Обогащает их знания и умения.

Позволяет ощутить гордость за свою малую Родину, богатую славными традициями.

Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи дошкольника:

Помогают составлять описательные рассказы по игрушкам.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

В узорах соблюдаются определенный ритм, счетность в исполнении орнамента, что несомненно, развивает элементарные математические представления.

Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».

Содержание проекта:

1. Актуальность

2. Цели и задачи проекта

3. Участники проекта.

4. Сроки реализации проекта.

5. Принципы

6. Этапы реализации проекта

7. Обеспечение проекта

8. Оценка результатов проекта. Диагностика

9. Ожидаемые  результаты

Участники проекта:  педагоги, дети 2-ой младшей группы, родители воспитанников.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Сроки реализации проекта: в течение полугода.

Образовательная область: « художественно –эстетическое развитие », «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель проекта: 

Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно — эстетического развития.

Задачи проекта:

Познакомить детей с народным промыслом — тавлинская игрушка.

Развивать интерес к изучению мордовской истории, в том числе к мордовскому прикладному искусству;

 уважение к труду народных мастеров.

Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Мордовию.

Активизировать словарь детей , развивать связную речь.

Содействовать развитию комбинаторских навыков и мелкой моторики.

Развивать умение мыслить и выражать свои мысли, воплощать идеи на практике при помощи конструктора «Лего».

Развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парами)

Активно привлекать родителей.

Предварительная работа:

Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька), керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник), деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, лошкарница).

Экскурсия в мини-музей национального быта  

 МАДОУ «Мордовская изба»

Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная   Тавла, выделяя их характерные особенности.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  • Изучение литературы по  истории и культуре Мордовии.
  • Сбор информации, фотографий о  знаменитых людях, исторических событиях, достопримечательностях, игрушках.
  • Привлечение педагогов ДОУ  и родителей к поиску информации по данной теме «Мордовия – моя мастеровая ».
  • Разработку проекта, постановку цели и задач.

Основной этап - практический:

  • Реализация комплекса  мероприятий:  проведение  запланированных занятий, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, организация мероприятий с педагогами  (взаимопосещение занятий и мероприятий)  и родителями  (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах).
  • Корректировка проекта.

Заключительный этап:

  • Анализ результаты реализации проекта.
  • Обобщение результатов проделанной работы,
  • Подготовка и проведение презентации  проекта.
  • Постановка новой проблемы.

           Обеспечение проекта:

- центры детской деятельности по ознакомлению с историей и культурой города, государства; художественного творчества и изодеятельности,

детской литературы

- альбомы, иллюстрации

- дидактические игры

- географические карты

- исторические документы, фотографии

- методическая, краеведческая, художественная литература

- буклеты, наборы открыток.

- игрушки.

Ожидаемые результаты

  • Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям
  • Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.
  • Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
  • Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни
  • Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников  патриотизма и любви к малой Родине.
  • Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
  • Активизация  участия  педагогов, воспитанников, родителей в конкурсах, выставках  по краеведческой тематике.

Перспективное  планирование  работы по проекту

««Мордовия – моя мастеровая».

(игрушка)

                                               

№п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Работа с кадрами

Изучение методической литературы.

Консультация для педагогов

 «Творчество и ремёсла Мордовии», «История Мордовской народной игрушки».

Памятка « Народная игрушка»

Выставка «Игрушки Мордвы»

Проведение открытых мероприятий, мастер-классов.

Работа с детьми

Рассматривание открыток «Достопримечательности Саранска».

Организация выставки книг «Мордовские народные сказки».

Рассматривание альбома

«Мастера из с.Подлесная  Тавла» .

Рассматривание  альбома «Мордовский орнамент»,

Рассматривание предметов обихода мордовского  народа (салфетки, полотенца) и др.

 Посещение мини-музея в МАДОУ

«Мордовская изба»

Беседы с детьми:

«Достопримечательности Саранска» , «Игрушки мордвы», «Любимые сказки».

      ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(чтение художественной литературы)

Бабочка, бабочка», сказки «Благодарный медведь», «Пугливая мышь», «Свинка», «Яраска». Произведения мордовских писателей и поэтов П. Машканцев «Ирма», «Огородница», «На лугу», «Хитрая морковка», «Воробей», Л.Земскова «Луна и солнышко», А. Ежов «Мастер», Т. Тимохина «Андрюшка», С. Кинякин «Обиженный кот», Г. Агейкин «Рыбки», Ф. Бобылев «Лягушки попрыгушки».

 ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(рисование) 

«Вот весёлые матрёшки,

ладушки,

ладушки»

 (сарафан и передник матрёшки).        

(по программе «Мы в Мордовии живем»)

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

 (аппликация)

«Игрушки в которые мы любим играть»

«Украсим полотенце мордовским узором»

«Украшение салфетки для мамы»

 (по программе «Мы в Мордовии живем»)

 ОО «Художественно-эстетическое развитие»

 (лепка)

«Наши игрушки»

 «(по программе «Мы в Мордовии живем»)

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(конструирование)

 «Мебель для кукол»

Дидактические игры:

«Кто оденет куклу Алдуню?».

«Что где находится?»

«Достопримечательности Саранска»

«Расскажи, а мы отгадаем»

«Кто в заповеднике живет?»

 «Назови знакомые сказки мордовского народа»  

«Отгадай сказочного героя»

 «Кто оденет куклу Татуню?

Мордовские подвижные игры: «В зайчиков» («Нумолнесэ» - эрз., «Нумолняса» - мокш.); «В белочек» («Урнесэ» - эрз., «Урняса» - мокш.); «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгинесэ» - эрз., «Мацикс да врьгазкс» - мокш.)

ОО «Художественно-эстетическое развитие»           (музыка)

Слушание произведений:

«В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Тю-тю, баю-бай», мокш нар. песня; «Баю, баю, баю, бай», эрз. нар. песня; «Нюрямня» («Колыбельная»), муз. Н. Бояркина. Пение «Баю, баюшки, баю», рус. нар. песня; «Ладушки», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. М. Гладкова; «Зайка», Нумолнэ» («Зайчик»), экз. нар. песня; «Нумолня» («Зайчик»), мокш нар. песня; «Гуляла, гуляла подруженька», обр. А. Путушкина.

Игра на музыкальных инструментах: (коробочки, жужжалки, свистульки) и мордовскими (пайгонят (баягинеть) - колокольчики, кевонь тутушка (кевень дудушка) - свистушка, сюрьхцем (срафтома пелькс) - гребенка, лопа - лист дерева, шпулька.

Заучивание пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кошке – игрушки, мышке – слезы», «Не скучай работой, а скучай заботой», «Труд человека кормит»

Чтение художественной литературы

Бабочка, бабочка», сказки «Благодарный медведь», «Пугливая мышь», «Свинка», «Яраска». Произведения мордовских писателей и поэтов П. Машканцев «Ирма», «Огородница», «На лугу», «Хитрая морковка», «Воробей», Л.Земскова «Луна и солнышко», А. Ежов «Мастер», Т. Тимохина «Андрюшка», С. Кинякин «Обиженный кот», Г. Агейкин «Рыбки», Ф. Бобылев «Лягушки попрыгушки».

Роль родителей в реализации проекта:

Выставка творческих работ «Моя любимая Мордовия» и «Мордовия – мастеровая».

Консультации: «История народных игрушек», «Народные промыслы» (изготовление игрушек).

Выставка изделий декоративно – прикладного искусства Мордовии

Фотовыставка «Саранск – прошлое, настоящее, будущее»

Конкурс на лучшую дидактическую игрушку «Моя любимая игрушка» с национальным колоритом.

 

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог,

родители

Педагог

Педагог

Педагог

 

Педагог

Педагог

   

Педагог

Педагог,

физинструктор

Педагог,

Родители,музыкальный руководитель

Педагог, родители,

Музыкальный руководитель

Педагог

Родители,

 Педагог

Родители,

             педагог

Сентябрь      

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

В течение реализации проекта

В течение реализации проекта

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Ноябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

В течение реализации проекта

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

В течение реализации проекта

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

В течение реализации проекта

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

В течение реализации проекта

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

В течение реализации проекта

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Методическое обеспечение проекта:

1.«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..-СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

2. «Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О.В. Бурляева и [др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск,  2015

3.Бахмустов О. Мордовия: «Природа, люди, события, достопримечательности»  Ж. «Ребёнок в детском саду»- 2011г №11,2012г.№1.

4.Воронин И.Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.

5.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.

6.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Нар.образование. 2002.- № 4.

7.Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации гос.программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова.— М.: Аркти, 2003

8. Самородов К.Т. Мордовские загадки», Саранск-1987г.

9. «Саранск – столица Мордовии». Книга-альбом, 2006, с.188.

10.Жиганов М.Ф. Память веков.- Саранск, 1976; Шибаков Н.И. Деревянная скульптура мордвы. - Саранск, 1980; Колмыков В.И. Жизнь леса.- Саранск, 1998; Лузгин А.С. Жизнь промыслов.- Саранск, 2001.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Россия моя мастеровая"

Проект по продуктивной деятельности «Россия моя мастеровая».              Группа № 8 Воспитатели Родина С.А , Васильева Т.А Пробле...

Проект для 2 младшей группы: "Мордовия - моя мастеровая"

1. Тема проекта: «Мордовия – моя мастеровая» (моя игрушка)2. Автор проекта: Сидорова С.В.3. Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.4. База исследования проек...

Проект "Мордовия - моя мастеровая!"

Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают люди многих национальностей.  Общность условий проживания делает необходимым ознакомление дошкольников с природой Мордо...

Проект "Россия моя мастеровая"

Дать детям знания о декоративно-прикладном искусстве;Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству...

Проект«Россия моя мастеровая»

Знакомство с произведениями народного творчества, пробуждает первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.Народное искусство способствует развитию ...

Исследовательский проект «Россия моя мастеровая»

Наше поколение всё чаще забывает своё прошлое, традиции, обычаи, обряды. Чтобы узнать, во что наши предки играли и чем жили, именно на изучение этого направлен наш проект....

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: Народы, населяющие республику Мордовия» к проекту: «Мордовия – мой край родной» подготовительной к школе группы №5

Цель: Закрепление знаний детей о Мордовии; расширять знания детей о многонациональности нашей Республики; продолжать знакомить детей с культурой мордовского народа.Задачи:1) Закреплять знани...