Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: Народы, населяющие республику Мордовия» к проекту: «Мордовия – мой край родной» подготовительной к школе группы №5
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исаева Тамара Павловна

Цель: Закрепление знаний детей о Мордовии; расширять знания детей о многонациональности нашей Республики; продолжать знакомить детей с культурой мордовского народа.

Задачи:

1) Закреплять знание детей о Мордовии;

2) Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа; создать радостное настроение у детей, совершенствовать двигательные навыки.

3) Воспитывать в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет, воспитывать уважение к национальным традициям.

Методические приёмы: Беседа, рассматривание иллюстраций (картинок,игра«Круги».

Материал: иллюстрации, картинки. Мелодии песен, разных национальностей; куклы в национальных костюмах (в мордовском, татарском, русском, мяч.

Структура занятия:

Этапы занятия Краткое содержание Время

1. Организационный момент Подготовка группы к занятию.

2.Осноная часть:

1) Подготовка детей к изучению нового материала.

2)Раскрытие содержании материала, организация, активной, самостоятельной

Практической и познавательной деятельности.

3)Мордовская игра«Круги» (физкультминутка).

4) Продолжение раскрытия содержания нового материала, организация активной самостоятельной практической и познавательной деятельности. Вводная беседа.

Рассматривание иллюстраций, картинок, объяснение нового материала, сопровождение практическим действиями.

Демонстрация материала на доске, объяснение нового материала, сопровождение практическими действиями. Демонстрация кукол в национальных костюмах, фотографий города Саранска.

Ход НОД:

1 этап – организационный.

Дети проходят в группу, здороваются с гостями, становятся в круг.

В: Шумбратадо, шабат! (Здравствуйте дети)

Д: Шумбратадо! (Здравствуйте)

В: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?

Д: Ответы детей (на мордовском)

В: Правильно ребята, а теперь я хочу поздороваться с каждым из вас (воспитатель проходит в круг и подходит к каждому ребёнку, здоровается, прикасаясь ладонями к ладоням каждого ребёнка). После приветствия воспитатель просит детей присесть на стульчики.

2 этап – основная часть.

В: Здравствуйте дети!

Д: Здравствуйте!

В: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей родине.

В: Дети, скажите, в какой республике, мы с вами проживаем?

Д: В республике Мордовия.

В: Правильно. Ребята, сегодня мы поговорим о республике, в которой мы живём – о МордовииМордовия – это Республика, где живут народы разных национальностей.

В: Ребята, кто знает, как называется столица Мордовии?

Д: Столицей Мордовии является город Саранск, он очень красивый.

В: Правильно, Саранск красивый город. Ребята, вы наверное часто бываете в Саранске, расскажите мне о нём (воспитатель предъявляет картинки с видом парка А. С. Пушкина, центральной площади и др. во время чего дети рассказывают то, что знают о достопримечательностях города).

ВМордовия очень большая.: А какие ещё города, посёлки, сёла вы знаете?

Д: Дети перечисляют города, сёла которые они знают.

В: Правильно, в Мордовии есть такие крупные города, как Рузаевка, Ковылкино и др. Так же в Мордовии много населённых пунктов: сёл, деревень, во всех этих населённых пунктах проживают люди разных национальностей. Скажите, а какие народы вы знаете?

(дети перечисляют народы: русские, мордва (эрзя, мокша, татары, чуваши и др.)

В: Верно, в нашей Республике дружно живут русскиемордва, татары, чуваши и представители многих других народов. Они не похожи друг на друга, но их многое объединяет, они рядом живут и трудятся, создают семья, их дети вместе ходят в детский сад, в школу. Но у каждого народа есть своя культура: танцы, песни сказки, костюмы. Без прошлого нет будущего, поэтому любой народ бережёт свои традиции, обычаи, свой родной язык. Ребята, скажите, а мы с вами все представители одной национальности?

Д: Нет, среди нас большинство русских, но есть и мордва и даже один татарин, но мы все дружим, вместе играем.

В: Правильно, мы все люди разных национальностей и у нас разные традиции.Одной из традиций является: национальный костюм. Давайте посмотрим на кукол в национальных костюмах, каждый из них по-своему красив (воспитатель обращает внимание детей на приготовленных кукол, которые одеты в костюмы народов разных национальностей).

(беседа воспитателя с детьми о костюмах)

В: Ребята, у каждого народа есть свои народные игры. Ведь они, тоже часть национальной культуры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Предлагаю вам отдохнуть и поиграть в мордовскую народную игру.

Игра «Круги».

Содержание и правила игры: Играющие становятся в круг, на нескольких детей, воспитатель надевает национальные головные уборы. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами.)Игроки ходят по кругу и приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становись в кружок

И скорей кто-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись!

После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет угадан, он становится в круг и игра продолжается.

(После игры дети садятся на свои места, занятие продолжается).

В: Ребята, а знаете ли вы, как появился мордовский народ?

(Ответы детей).

В: Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.

Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный. (Во время рассказа легенды звучит тихая лирическая, мордовская музыка).

В: Ребята, в заключение нашего занятия мы послушаем музыку разных народов. И все вместе попляшем.

Вот какой весёлый пляс

Во дворе идёт у нас!

Не стоит никто на месте,

Все танцуют с нами вместе,

Все ногами топают,

Все в ладоши хлопают!

(звучат мелодии разных народов).

3. Заключительная часть.

(Подведение итогов занятия проходит в виде игры, воспитатель бросает мяч каждому ребёнку и задаёт вопросы по изученной теме).

В: Какой город является столицей Мордовии(ответы детей).

В: Какие крупные города есть в Мордовии(ответы детей).

ВНароды, каких национальностей проживают в нашей республике? (ответы детей).

В: Какие традиции существуют у народов(ответы детей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx940.71 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №88»

Организованная образовательная деятельность

по познавательному развитию

на тему: Народы, населяющие республику Мордовия»

к проекту: «Мордовия – мой край родной»

подготовительной к школе группы №5

                                                     

                                                      Воспитатели:

                                                                   Воспитатель высшей

                                                                                   квалификационной категории

                                                     Исаева Т.П.;

                                                           Есауленко М.В.

Саранск

Цель: Закрепление знаний детей о Мордовии; расширять знания детей о многонациональности нашей Республики; продолжать знакомить детей с культурой мордовского народа.

Задачи:

1) Закреплять знание детей о Мордовии;

2) Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа; создать радостное настроение у детей, совершенствовать двигательные навыки.

3) Воспитывать в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет, воспитывать уважение к национальным традициям.

Методические приёмы: Беседа, рассматривание иллюстраций (картинок,игра«Круги».

Материал: иллюстрации, картинки. Мелодии песен, разных национальностей; куклы в национальных костюмах (в мордовском, татарском, русском, мяч.

Структура занятия:

Этапы занятия Краткое содержание Время

1. Организационный момент Подготовка группы к занятию.

2.Осноная часть:

1) Подготовка детей к изучению нового материала.

2)Раскрытие содержании материала, организация, активной, самостоятельной

Практической и познавательной деятельности.

3)Мордовская игра«Круги» (физкультминутка).

4) Продолжение раскрытия содержания нового материала, организация активной самостоятельной практической и познавательной деятельности. Вводная беседа.

Рассматривание иллюстраций, картинок, объяснение нового материала, сопровождение практическим действиями.

Демонстрация материала на доске, объяснение нового материала, сопровождение практическими действиями. Демонстрация кукол в национальных костюмах, фотографий города Саранска.

Ход НОД:

1 этап – организационный.

Дети проходят в группу, здороваются с гостями, становятся в круг.

В: Шумбратадо, шабат! (Здравствуйте дети)

Д: Шумбратадо! (Здравствуйте)

В: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?

Д: Ответы детей (на мордовском)

В: Правильно ребята, а теперь я хочу поздороваться с каждым из вас (воспитатель проходит в круг и подходит к каждому ребёнку, здоровается, прикасаясь ладонями к ладоням каждого ребёнка). После приветствия воспитатель просит детей присесть на стульчики.

2 этап – основная часть.

В: Здравствуйте дети!

Д: Здравствуйте!

В: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей родине.

В: Дети, скажите, в какой республике, мы с вами проживаем?

Д: В республике Мордовия.

В: Правильно. Ребята, сегодня мы поговорим о республике, в которой мы живём – о МордовииМордовия – это Республика, где живут народы разных национальностей.

В: Ребята, кто знает, как называется столица Мордовии?

Д: Столицей Мордовии является город Саранск, он очень красивый.

В: Правильно, Саранск красивый город. Ребята, вы наверное часто бываете в Саранске, расскажите мне о нём (воспитатель предъявляет картинки с видом парка А. С. Пушкина, центральной площади и др. во время чего дети рассказывают то, что знают о достопримечательностях города).

ВМордовия очень большая.: А какие ещё города, посёлки, сёла вы знаете?

Д: Дети перечисляют города, сёла которые они знают.

В: Правильно, в Мордовии есть такие крупные города, как Рузаевка, Ковылкино и др. Так же в Мордовии много населённых пунктов: сёл, деревень, во всех этих населённых пунктах проживают люди разных национальностей. Скажите, а какие народы вы знаете?

(дети перечисляют народы: русские, мордва (эрзя, мокша, татары, чуваши и др.)

В: Верно, в нашей Республике дружно живут русскиемордва, татары, чуваши и представители многих других народов. Они не похожи друг на друга, но их многое объединяет, они рядом живут и трудятся, создают семья, их дети вместе ходят в детский сад, в школу. Но у каждого народа есть своя культура: танцы, песни сказки, костюмы. Без прошлого нет будущего, поэтому любой народ бережёт свои традиции, обычаи, свой родной язык. Ребята, скажите, а мы с вами все представители одной национальности?

Д: Нет, среди нас большинство русских, но есть и мордва и даже один татарин, но мы все дружим, вместе играем.

В: Правильно, мы все люди разных национальностей и у нас разные традиции.Одной из традиций является: национальный костюм. Давайте посмотрим на кукол в национальных костюмах, каждый из них по-своему красив (воспитатель обращает внимание детей на приготовленных кукол, которые одеты в костюмы народов разных национальностей).

(беседа воспитателя с детьми о костюмах)

В: Ребята, у каждого народа есть свои народные игры. Ведь они, тоже часть национальной культуры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Предлагаю вам отдохнуть и поиграть в мордовскую народную игру.

Игра «Круги».

Содержание и правила игры: Играющие становятся в круг, на нескольких детей, воспитатель надевает национальные головные уборы. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами.)Игроки ходят по кругу и приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становись в кружок

И скорей кто-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись!

После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет угадан, он становится в круг и игра продолжается.

(После игры дети садятся на свои места, занятие продолжается).

В: Ребята, а знаете ли вы, как появился мордовский народ?

(Ответы детей).

В: Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.

Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный. (Во время рассказа легенды звучит тихая лирическая, мордовская музыка).

В: Ребята, в заключение нашего занятия мы послушаем музыку разных народов. И все вместе попляшем.

Вот какой весёлый пляс

Во дворе идёт у нас!

Не стоит никто на месте,

Все танцуют с нами вместе,

Все ногами топают,

Все в ладоши хлопают!

(звучат мелодии разных народов).

3. Заключительная часть.

(Подведение итогов занятия проходит в виде игры, воспитатель бросает мяч каждому ребёнку и задаёт вопросы по изученной теме).

В: Какой город является столицей Мордовии(ответы детей).

В: Какие крупные города есть в Мордовии(ответы детей).

ВНароды, каких национальностей проживают в нашей республике? (ответы детей).

В: Какие традиции существуют у народов(ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан

помочь воспитателям дошкольного образовательного учреждения раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их об...

Конспект организованной образовательной деятельности на районном методическом объединении по теме: "Ознакомление с социальным миром" - "Татарстан - моя Республика"(подготовительная к школе группа)

Конспект открытой организованной образовательной деятельности  по "Ознакомлению с социальным миром в подготовительной к школе группе "Татарстан - моя Республика"...

Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие" (ФЦКМ) и "Художественно-эстетическое развитие" (Рисование) на тему: "Осенний пейзаж" в подготовительной к школе группе

Конспект знакомит с методикой проведения интегрированного занятия. Через ознакомление детей с картиной И.Левитана "Золотая осень" у детей формируется эстетически-нравственное отношение к при...

НОД.Конспект. по теме; "Люблю тебя, мой край родной!" (подготовительная к школе группа)

Цель занятия, создать условия для формирования духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры роного...

Проект "Птицы нашего края" в подготовительной к школе группе

Проект "Птицы нашего края" Актуальность проекта.В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период д...

Конспект развлечения по патриотическому воспитанию «Край любимый – край родной!» (подготовительная к школе группа)

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Обогащение знаниями о родном крае, становление патриотического самосознания....