Конспект организованной образовательной деятельности на районном методическом объединении по теме: "Ознакомление с социальным миром" - "Татарстан - моя Республика"(подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Закирова Лилия Раисовна

Конспект открытой организованной образовательной деятельности  по "Ознакомлению с социальным миром в подготовительной к школе группе "Татарстан - моя Республика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_ood_tatarstan-moya_respublika.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение

воспитателей ДОУ

Нижнекамского муниципального района  Республики Татарстан

Интегрированная-организованная  образовательная  деятельность

                      на тему: «Татарстан – моя республика»

                       (подготовительная к школе группа)

 

                                                                                                                                 

                                                                                                     

                                                                         

 

                                                                           Подготовили воспитатели

                                                                           Закирова Лилия Раисовна

                                                                           воспитатель первой

                                                                           квалификационной категории

                                                                            Алешина Александра Владимировна

                                                                           воспитатель первой

                                                                           квалификационной категории

                                                                           МАДОУ «Детский сад №2

                                                                           «Золотая рыбка»

                                                                           п.г.т. Камские Поляны

                                                                           Нижнекамского муниципального

                                                                           района Республики Татарстан

                                                                2016

Тема: «Татарстан – моя Республика».

Возраст:6-7лет

  1. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-комуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность, рисование)
  2.  Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана, традиции и культуры народов, населяющие республику.

Задачи:                                                                                                                                       Образовательная область «Познавательное развитие»: воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ. Дать представление, что такое Родина, родной край; познакомить с картой и символикой Республики Татарстан. Рассказать о природных богатствах родного края. Закрепить знание детей о столице Республики Татарстан и о родном поселке, познакомить с достопримечательностями Казани и своего поселка. 

 Образовательная область «Речевое развитие»: закреплять умение отвечать  на вопросы, использовать в речи сложные предложения разных видов. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: продолжать знакомить детей с татарскими, русскими национальными костюмами и орнаментами; воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству; учить самостоятельно, создавать узор. Приобщать детей к русской, татарской национальной культуре.  Знакомство с традициями русского, татарского народа на основе народных игр. Развивать чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. Закреплять навыки выразительности, пластичности, грациозности танцевальных движений. Создать условия, способствующие формированию навыка ходить хороводным шагом, взявшись за руки, не наталкиваясь друг на друга; громко и четко произносить слова, используемые при проведении игры; вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей; развивать ловкость, быстроту, слуховое внимание, умение согласовывать движения со словами текста. 

IV.Демонстрационный материал: использование слайдов на мультимедийном оборудование, ноутбук, диск с записью «Түбәтәй», мольберт, образец фартука и сапога.                                              

 V. Раздаточный материал:  листы бумаги с силуэтом фартука и сапога по количеству детей, клей ПВА, обрезанные нитки красного, зеленого цветов в тарелочке, клеёнки, кисточки, салфетки.  

 VI. Предварительная работа: отгадывание загадок, разучивание пословиц о Родине.  Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций национального орнамента, иллюстрации городов  и жителей России и Татарстана.                                                               Словарная работа: президент, герб, гимн. Тюбетейка, калфак, камзол, фартук. Орнамент, тюльпан, узор. Обогащать и активизировать словарь: флаги, герб, знакомство с пословицами и поговорками татарского и русского народа.

Предварительная работа: дать общее представление о Республике Татарстан, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с легендами о Казани, с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимнов РФ и РТ.

Оборудование: географическая карта, флаги РТ и РФ, герб РТ, портреты президентов, аудиозаписи, силуэт мальчика и девочки в татарских национальных костюмах, образец фартука и сапога.

Ход ООД: Ребята, у нас сегодня гости поприветствуйте их (на русском и татарском языках). Ребята среди наших гостей есть необычные гости  это туристы, которые приехали с группой, чтобы посмотреть нашу Республику.

Туристы: Ребята мы приехали с группой, чтобы узнать и посмотреть вашу Республику Татарстан и поселок, Камские Поляны. Наша группа разъехалась по городам, а мы приехали к вам в Камские Поляны.

 «Круг радости»

А сейчас я приглашаю вас и наших туристов в замечательный «круг радости». Мы возьмемся за руки и покажем, какая большая и великая у нас страна (дети и воспитатель и туристы берутся за руки) А теперь поднимем наши руки вверх (поднимают руки). Посмотрите! Вот она какая, наша огромная Родина с безбрежными полями и озерами, великолепными селами и городами! А ещё наша Родина очень дружная, давайте подарим друг другу самую добрую улыбку. Молодцы! А сейчас так как наши туристы приехали узнать много нового и интересного, я предлагаю им сесть и послушать наших детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?

Дети: Родина ребята, это, прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это  дом, улица, село, где мы родились и живем, это детский сад, куда мы ходим, наши воспитатели, это природа, которая окружает нас.

Воспитатель: А чтобы вам было ещё понятнее, я хочу попросить Вадима и Ирину, чтобы они рассказали стихотворение о  Родине.

Дети читают стихотворение о Родине:

1.Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И березки у дороги, по которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом!

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

2.Великую землю

Любимую землю,

Где мы родились и живем

Мы Родиной светлой

Мы Родиной милой

Мы Родиной нашей зовем.

Воспитатель: Ребята, много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте вспомним их.

1.Жить – Родине служить.

2.Родина поучает – Родина выручает.

3. Кто за Родину горой, тот истинный герой.

4. Человек без Родины, что соловей без песни.

(Дети дарят туристам магниты Камских Полян)

Воспитатель:  - Чему все эти пословицы учат нас? ( Эти пословицы учат нас - Добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).

 А сейчас садитесь на стульчики, и мы продолжим нашу с вами беседу.

Воспитатель: Для всех нас Родина – это наша Республика.

А как называется наша Республика?

Дети: Татарстан.

Воспитатель: Скажите, дети, а кто самый главный человек в нашей Республике?

Дети: Наш президент Татарстана Минниханов Рустам Нургалиевич

Воспитатель: Как вы думаете, какая у него главная задача?

Дети: Чтобы в нашей республике все народы жили мирно и дружно, вместе трудились – выращивали хлеб, строили новые машины, самолеты, современные и красивые дома.

Воспитатель: Какой город является столицей нашей республики.

Дети: Город Казань;     (Слайд №1 фото Казани)

Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть фотографии нашей столицы.

Воспитатель: Дети, знаете ли вы что это?     (Слайд№2 фото флаг, герб)

Дети: Флаг, герб Республики Татарстан.

Воспитатель: У каждой страны, Республики есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб и гимн. Давайте вспомним, из каких частей состоят флаг? Покажите, какие цвета мы видим на полотнище и что они означают?

Дети: Флаг разделен на три части: верхняя – зеленая, нижняя – красная, середина – узкая полоса белая. Красный цвет – цвет солнца и огня. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Дети: На государственном гербе Республики Татарстан изображен белый барс, крылатый, на фоне красного солнца. Барс – это богатство, сила. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Крылатый белый барс – он защищает нашу республику, чтобы не было войны. Все цвета герба – напоминают цвета Государственного флага. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зеленого кольца золотом вытесан татарский орнамент, это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан – любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?

Дети: На пограничных столбах, которые установлены на границах России с другими странами, на важных документах.

Воспитатель: Молодцы. Наша Республика такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но где можем увидеть сразу ее границы и реки, и леса, и города?

Дети: На карте;  (Слайд №3 карта РТ)

Воспитатель: Правильно дети! Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан. Граница – это красная ленточка. На что похожа территория нашей Республики?

Дети: На бегущего коня.

Воспитатель: Ребята, наши прадеды очень любили лошадей. Они разводили большие табуны лошадей, ездили на них, воевали, пахали. Посмотрите, реки на карте изображены голубой ленточкой: Волга, Кама, Белая, Казанка. Зеленые пятна – густые леса, луга.  Желтые пятна – широкие поля, кружочки – города.

Воспитатель: Какие города Татарстана вы ещё знаете?

Дети: Казань, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь. Альметьевск, Нижнекамск, Заинск. Нурлат, Азнакаево; (Слайд №4 города Татарстана)

Воспитатель: Дети, а вы знаете, чем же знамениты эти города?

Дети: В Набережных Челнах на берегу реки Камы построен автомобильный завод, который выпускает грузовые машины «КАМАЗ». В Нижнекамске выпускают шины, в городах Бугульма и Альметьевск добывают нефть, а из нефти делают бензин. В Чистополе на часовом заводе делают красивые часы.

Воспитатель: А какое главное богатство наше республики?

Дети: Это нефть

Воспитатель: Правильно. Нефть и газ это главное богатство нашей Республики? Татарстан обеспечивает нефтью всю нашу страну, все республики получают из Татарстана бензин, мазут, горючее, а газом отапливаются дома.

Воспитатель: Дети, а что выращивают на полях республики;  

Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху. Горох, свеклу. Кукурузу, подсолнечник.

Да, Татарстан – это земледельческий край. (Слайд №5 поля)

 Воспитатель: - Ребята, скажите, а как называется местность где мы живем?

Дети: поселок городского типа Камские Поляны. Это наша малая Родина. Глава нашего поселка Павлов Александр Афанасьевич.

Воспитатель: У нашего поселка тоже есть свой герб и флаг; (Слайд №6 герб, флаг поселка)

Воспитатель: Посмотрите и скажите что нарисовано на гербе и флаге?

Дети: Мельница.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает мельница:

Дети: Мельница является символом плодородия, удачи, труда. Поэтому золотая мельница показывает трудолюбие жителей, Движения вперед, достижения успеха.

Воспитатель: Давайте попробуем найти на карте наш поселок; (Слайд №7 Камские Поляны)

Воспитатель: Ребята, вы узнаёте эти места нашего города; (Слайд №8 наши достопримечательности)

Воспитатель: Ребята наша Республика многонациональная. Люди, каких национальностей живут в Татарстане?  

Дети: русские, татары, чуваши и много других национальностей.

Воспитатель: А вы знаете, чем отличается один народ от другого?

Дети: У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. У каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство.

Воспитатель: Правильно ребята, а сейчас я вас  приглашаю поиграть в татарскую национальную игру «Түбәтәй» (пригласить туристов)

Татарская национальная игра «Түбәтәй» (в кругу с түбәтәйкой)

- Түбәтәеңне кигәнснен

Бик ераклардан килгәнсен,

Карап-карап туя алмыйм

Бигрэк матур икэнсен.

-Түб, түб түбәтәй,

Түбәтәең укалы

Матур-матур түбәтәй,

Менә кемдә тукталды (задание)

Воспитатель: Ребята, я думаю, вы много, рассказали нашим туристам о нашей Республике и о нашем поселке.

Туристы: Ребята мы так много узнали из ваших рассказов, вы такие молодцы очень хорошо знаете свою Республику и свой поселок мы очень рады, что приехали к вам.

По пути к вам нам дали вот такие образцы одежды, но мы, ни чего не слышали и не видели о вашей национальной одежде, расскажите нам?

Воспитатель: Дети расскажем нашим гостям. Мы с вами говорили, что у каждого народа своя национальная одежда я вам предлагаю  рассмотреть татарский национальный костюм;  (Слайд №9мужская и женская татарская национальная одежда.). Давайте рассмотрим элементы одежды.

Дети: Женский  костюм состоит из платья, фартука, калфака сапожек.

Мужской костюм  из рубашки, тюбетейки, брюк, безрукавки и сапоги (итек).

Воспитатель: Ребята, чем украшены  национальные костюмы?

Дети: Узором, орнаментом.

Воспитатель: Мы с вами уже изучали татарский орнамент, играли в игру «Выложи орнамент». Скажите, какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме?

Дети: Растительный (тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики, ромашки и т. д.)

Воспитатель:  А сейчас вам предлагаю рассмотреть русский народный костюм;  (Слайд №10 мужской и женский  русский народный костюм).

Мужская – рубаха косоворотка, штаны, сапоги. Женская – повязка, рубаха, сарафан, фартук, башмаки.

Какие элементы орнамента преобладают в русском народном костюме?

Дети: Бутон, листок, и много разновидностей вышивки.

А сейчас я предлагаю поиграть в русскую народную подвижная игру «Ручеек» (позвать туристов). Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй миленький дружок!

Можно с вами поиграть?

Дети, стоящие в колонне, хором отвечают:

«Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!"

Ты дружок остановись ("ручеек" останавливается)

И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу и кланяются)

Хорошо мы поиграли

И друзей своих узнали.

Воспитатель: Ребята,  а сейчас я вам предлагаю пройти на свои места, это будет ваша мастерская, мы  будем мастерить. Сегодня я вам предлагаю самим украсить татарские и русские костюмы. Я вам предлагаю взять кому, что нравиться, но они не украшены орнаментом. Давайте мы с вами украсим их элементами  орнамента, фартук татарским орнаментом, сапожёк русским.

На столах лежат основа фартука и сапога, обрезки цветных ниток, шаблоны элементов растительного орнамента, клей, простой карандаш. Скажите, пожалуйста, как можно украсить фартук и сапог.

Дети: Тюльпан, завиток – татарский орнамент, бутон, листок – русский орнамент.

Воспитатель: Ребята, подойдите, возьмите кто, что выбрал.

Практическая работа.

Итог занятия.

Туристы: Ребята, вы нам рассказали о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с вами, о том, чем они занимаются, чем примечательны ваши города и села. Всем хватает места под небом Татарстана. Все люди стараются жить мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех пройти на ковёр, присесть в кружок и каждый из вас будет говорить, что вам понравилось на занятии, и вытягивайте ленту из круга, лежащего на полу.

Воспитатель:  Посмотрите, что у нас получилось? (солнце) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Ребята давайте попрощаемся с гостями и скажем всем спасибо, досвидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе

Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...

Конспект организованной образовательной деятельности для районного методического объединения вторых младших и средних групп

Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в интеграции образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой в подготовительной к школе группе.

Цель: Приобщение детей к социально-нравственным ценностям в процессе ознакомления их с художественной литературой. Обучающие  задачи: - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологиче...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познавательное развитие на тему « Все профессии нужны, все профессии важны» в подготовительной к школе группе

Непосредственно образовательная деятельность в области познавательное развитие в  подготовительной к школе группе на тему«Все профессии нужны, все профессии важны»  Цель:...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы в вазе» с использованием нетрадиционной техники рисования в подготовительной к школе группе

КОНСПЕКТ  НОДпо художественно-эстетическому развитию«Цветы в вазе» с  использованием нетрадиционной техники рисованияв подготовительной к школе группе...

Фотоотчет о проведение образовательной деятельности на районном методическом объединении

Когда мои дети были совсем крошками, нам довелось показать открытое занятие для педагогов района на Районном методическом объединении на тему "Городок игрушек". Конспект данного за...