Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой в подготовительной к школе группе.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лямина Светлана Сергеевна

Цель: Приобщение детей к социально-нравственным ценностям в процессе ознакомления их с художественной литературой.

 

Обучающие  задачи:

- Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

-учить детей анализировать поступки героев с позиции морали, приучать к самостоятельности суждений.

- Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Развивающие:

- Развивать умение содержательно и выразительно драматизировать литературные тексты.

- развивать связную речь, используя технологию мнемотехники.

Воспитательные:

- Воспитывать навыки социально-нравственного поведения, культуру речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_razvitie_rechi_chto_takoe_horosho.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»

по рассказам В. Осеевой в подготовительной к школе группе.

Цель: Приобщение детей к социально-нравственным ценностям в процессе ознакомления их с художественной литературой.

Обучающие  задачи:

- Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

-учить детей анализировать поступки героев с позиции морали, приучать к самостоятельности суждений.

- Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Развивающие:

- Развивать умение содержательно и выразительно драматизировать литературные тексты.

- развивать связную речь, используя технологию мнемотехники.

Воспитательные:

- Воспитывать навыки социально-нравственного поведения, культуру речевого общения.

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная,  музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, театрализованная  деятельность.

Планируемые результаты:

умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения,  инсценировать рассказ, анализировать  поступки героев, делать выводы, умеет вести диалог.

Материалы и оборудование: портрет В. Осеевой, на экране:  пуговица, печенье,  листья;  цветные карандаши, книги-раскраски;  цветок; печенье для угощения.

Предварительная работа: чтение рассказов из сборника В. Осеевой «Волшебное слово»; беседы с детьми о чуткости, справедливости, жадности чтение стихотворений о вежливости; обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций; игры на сплочение, коммуникативные игры.

Содержание непосредственной организованной деятельности

Заходим в зал. 

Сл1 Тема

Посмотрите сколько у нас гостей, давайте поздороваемся!  

Сл 2  Фото где дети обнимаются

Ребята, встаньте, пожалуйста в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Сл 3  Фото где дети обнимаются

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Отлично!

Сл.4 Фото Осеевой

-Ребята, я предлагаю  вам отправиться в путешествие по рассказам В.А. Осеевой. В этом путешествии  мы  познакомимся с разными героями.

А что вы знаете о писательнице Валентине Осеевой?

Дети.  Эта замечательная писательница семнадцать лет проработала воспитателем и очень любила и понимала детей.

И книги свои писала для того, чтобы все девочки и мальчики  выросли  честными и воспитанными людьми.

 

ДА, В. Осеева писала очень много разных рассказов, главными героями которых были дети, их дела и поступки хорошие и плохие.  Но поговорим мы сегодня только о некоторых из них.

 Проходите, пожалуйста, на стульчики.

- Посмотрите на экран.

Сл.5 предметы.   (на экране пуговица, перышко, печенье, листья).

 - Как вы думаете, какое отношение эти предметы имеют к творчеству В.Осеевой.   (Дети говорят, что так называются рассказы писательницы: «Пуговица»,      «Печенье», «Синие листья».)

   -А какие рассказы вы еще знаете?

 ( Дети называют: «Волшебное слово», «Просто старушка», « Сторож».

- Молодцы! А с какого рассказа мы начнем  наше путешествие, вы узнаете, когда посмотрите сценку, которую нам покажут наши ребята.

Сл. 7 Фото синие листья произведения  Вся сценка с этим слайдом

(Дети разыгрывают сценку по рассказу В. ОСЕЕВОЙ «Синие листья»)

Воспитатель: Подруги Лена и Катя сидят друг напротив друга за столом и рисуют.

Лена /перебирает цветные карандаши/. Синий... красный... желтый... опять синий... И ни одного зеленого. Нельзя же листочки синим разрисовывать?.. А, Катя?

Катя: /равнодушно./ Конечно, нельзя.

Лена: Катя, а у тебя два зеленых карандаша. Дай мне один листочек разрисовать.

Катя /пожала плечами/. Пойду, спрошу у мамы.

Лена. Хорошо, спроси. /Катя убегает и тотчас возвращается./ Ну что, Катя,  позволила мама?

Катя /недовольно/. Мама-то позволила, но я пойду еще брата спрошу, он ведь мне карандаши- то подарил.

Лена. Что ж, спроси брата. /Катя снова уходит. В ее отсутствие Лена встает и берет в руки Катин зеленый карандаш и, вздохнув, кладет его обратно. Входит Кат я./ Ну что, Катя? Позволил брат?

Катя /уныло./ Брат-то позволил, да боюсь, сломаешь ты карандаш.

Лена /убеждая/. Нет, я осторожненько, Катя.

Катя / протягивая зеленый карандаш/ . Ну, смотри, не нажимай крепко, в рот не бери и не рисуй много...

Лена/ радуясь/. Нет, мне бы только травку разрисовать /показывает рисунок/ и листочки зелененькие...

Катя /прижимая к себе карандаш, делая недовольное лицо и хмуря брови/. Ой! Это много...

Воспитатель: Лена собрала карандаши, тетрадку, сунула их в портфель и направилась к двери.

Катя /смущенно/. Что же ты? Бери! /Протягивает карандаш./

Лена /сердито/. Не надо! /Уходит./

Катя, /смущенно/. Я ведь ей давала, а она не взяла...

   -  Спасибо! Давайте аплодисментами поблагодарим наших «артистов».

 Пока рассуждают приготовить физминутку

-  Ребята, как вы оцениваете поступок Кати?

- Какие вы  испытываете  чувства к Лене?

-Какой же мы можем сделать  для себя вывод? С какими людьми легче дружить?

Правильно. Молодцы!

Предлагаю вам немного отдохнуть

Физминутка «Маша и медведь»

Отдохнули? Присаживаемся.

 А наше путешествие продолжается. Посмотрите внимательно на экран и отгадайте, героев каких рассказов вы сейчас услышите и увидите на экране.

Сл. 8  Живые картинки (ВИДЕО) будет автоматически воспроизводиться

  1. «Сторож»

-Из какого произведения  сюжет вы сейчас увидели?

-Как вы думаете почему мальчику было скучно в детском саду?

-Жадность- это хорошее качество? Хорошо, что среди вас нет жадин, нам хорошо и весело в детском саду!

Посмотрите следующий сюжет.

Сл. 9

  1. «Просто старушка» 

-А этот сюжет из какого произведения?

-Вам понравился поступок мальчика? Почему?

-Действительно, добрые, внимательные и отзывчивые люди, помогают не только знакомым, родственникам, но и «Просто старушкам»

А   вот в одном рассказе Валентина Осеева знакомит нас с  мальчиками, которые проявляют невоспитанность, невежливость по отношению к маме и бабушке.

  -  Их зовут Миша и Вова. Вы догадались, из какого они произведения?

Сл. 9 Фото отрывка «Печенье»

 - Верно, эти ребята из рассказа  Валентины Осеевой «Печенье».

- Я предлагаю вам познакомить с этим произведением  наших гостей. А рассказать его вам помогут схемы. Подойдите к столу и возьмите каждый по схеме. Посмотрите внимательно на свою  схему и подумайте, кто из вас начинает рассказ. Рассказывать будем по цепочке: друг за другом.  Будьте все внимательны - рассказ должен получиться связным. Пожалуйста, слушаем.

Встают лицом к гостям.

С использованием мнемосхем дети рассказывают рассказ (схемы на экране).

Сл. 10 Мама высыпала на тарелку печенье.

Сл. 11  Бабушка весело зазвенела чашками.

Сл. 12 Вова и Миша уселись за стол.

Сл. 13 Вова придвинул тарелку к себе.

Сл. 14 Дели по одному, - строго сказал Миша.

Сл. 15 Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Сл. 16- Ровно? - спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.- Ровно.

Сл. 17 За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! – говорили мальчики.

Сл. 18 Мама и бабушка молчали.

Сл. 19 Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

- Ребята, а как вы думаете, что могло так расстроить  маму и бабушку, что они стояли молча?

- Как бы ты, Серёжа, поступил  на месте мальчиков? А вы ребята согласны с Сережей?

- Умнички, конечно всегда нужно думать не только о себе, но и о других.

Сл. 20

Что же я хочу сказать вам в конце нашего путешествия?  

Рефлексия:  Я убедилась в том, что вы очень хорошо знаете содержание рассказов В.Осеевой;  вы абсолютно правильно смогли  оценить разные поступки героев,   очень интересно рассуждали, находя выход из разных ситуаций.  И сейчас предлагаю вам поделиться впечатлениями!

- вам понравилось наше путешествие? Что именно понравилось?  

- Что вы взяли для себя из этого п?

Ребята, какими качествами личности обладает человек, который совершает хорошие поступки? Какой он? (добрый, честный внимательный.....)

Молодцы!  Подойдите, пожалуйста все ко мне.

-Ребята, вы – большие молодцы! Я верю, что вы вырастите именно такими: добрыми, чуткими и заботливыми и от этой мысли у меня поднимается настроение. Я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением  и поиграть в игру «Передай хорошее настроение», но сначала надо встать в круг,  улыбнуться,  подумать  о чем-то приятном и передать вот этот красивый цветок по кругу.

Сл. 21

( Игра проводится в медленном темпе под спокойную  мелодичную музыку.)

 - Вот  и закончилось наше путешествие по рассказам  В. А. Осеевой.

Стук в дверь! Ой, кто это ребята?

 Я- Вова, а я –Миша! Мы поняли, что совершили плохой поступок, и хотим всё исправить – мы угощаем  вас печеньем!  

- Посмотрите, дружба и добрые дела творят настоящие чудеса!

Спасибо, вам, мальчики! Ну что же, идем пить чай? И приглашаем наших гостей присоединиться к нам.

       Спасибо за внимание, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо?" по рассказам В.Осеевой

Занятие содержит короткий рассказ о творчестве писательныцы, анализ поступков героев, инсценировку детьми рассказа "Синие листья"...

«Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой (интегрированное занятие)

учить анализировать поступки героев. Формировать навыкивежливости, учтивости, речевого этикета.Активизировать словарь детей словами – приветствиями.1.Развивать связную речь, умение пересказывать...

Интегрированное занятие на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» По рассказам В. Осеевой

Подготовительная группаВиды детской деятельности:Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, театрализованная деятельность, изобразительная.Цели:Учить ан...