Интегрированное занятие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо?" по рассказам В.Осеевой
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Русанова Надежда Николаевна

Занятие содержит короткий рассказ о творчестве писательныцы, анализ поступков героев, инсценировку детьми рассказа "Синие листья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_na_temu.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой

(подготовительная группа)

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная,  музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, театрализованная  деятельность, изобразительная.

Цели:  учить анализировать поступки героев. Формировать навыки

вежливости, учтивости, речевого этикета.

Активизировать словарь детей словами – приветствиями.

1.Развивать связную речь, умение пересказывать небольшой текст.

2.Развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали,

умение рассуждать и находить выход из проблемных ситуаций

1.Воспитывать навыки социально-нравственного поведения.

Планируемые результаты:

умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения,  умеет отгадывать простые загадки, выразительно читать стихотворение, инсценировать рассказ, анализирует поступки героев.

Материалы и оборудование: портрет В. Осеевой, сундучок (с пуговицей, шапкой, печеньем,  листьями), цветные карандаши, тетрадки, портфели, мягкая игрушка котенок, цветок бутафорский , 2 подноса, печенье для угощения.

Предварительная работа: чтение рассказов из сборника В. Осеевой «Волшебное слово»; беседы с детьми о чуткости, справедливости, жадности и т. д.; прослушивание аудиозаписи В. Шаинского «Песня о дружбе»; чтение стихотворений о вежливости; заучивание пословиц о дружбе, доброте,  вежливости; обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций; игры на сплочение, коммуникативные игры.

Содержание непосредственной организованной деятельности детей

 -Ребята, я знаю, что вам очень нравятся рассказы Валентины Александровны

Осевой (показываю портрет ).  Эта замечательная писательница семнадцать лет проработала воспитателем и очень любила и понимала детей. И книги свои писала для того, чтобы все девочки и мальчики  выросли  честными и воспитанными людьми. Ее рассказы очень короткие. Это для того, чтобы дети, научившись читать, могли читать их без помощи взрослых, а прочитав, подумать   и оценить поступки героев и так же и  свои собственные.

 - Сегодня мы отправимся в путешествие по некоторым  ее рассказам, а поможет нам волшебный сундучок. Я из него  буду доставать  разные предметы, а вы посмотрите,  и попробуйте догадаться, какое отношение они имеют к творчеству Валентины Осеевой (достаю пуговицу, шапку, печенье, листья).

(Дети говорят, что так называются рассказы писательницы: «Пуговица», «Меховая шапка», «Печенье», «Синие листья».)

   -А какие рассказы вы еще помните?

( Дети называют: «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища», «Сыновья». «Просто старушка», «До первого дождя», «Бабушка и внучка», « Жадная мать», « Сторож», « Мечтатель»)

    - Вот как много вы помните рассказов! А с какого рассказа мы начнем  наше путешествие, вы узнаете, если скажите, какой из этих предметов лишний (листья как предмет природного мира). Правильно, сейчас мы побываем в рассказе «Синие листья». И  помогут нам в этом Полина и Настя.

(Дети разыгрывают сценку по рассказу В. ОСЕЕВОЙ «Синие листья»)

Подруги Лена и Катя сидят друг напротив друга за столом и рисуют.

Лена /перебирает цветные карандаши/. Синий... красный... желтый... опять синий... И ни одного зеленого. Нельзя же листочки синим разрисовывать?.. А, Катя?

Катя: /равнодушно./ Конечно, нельзя.

Лена: Катя, у тебя два зеленых карандаша. Дай мне один листочек разрисовать.

Катя /пожала плечами/. Пойду, спрошу у мамы.

Лена. Хорошо, спроси. /Катя убегает и тотчас возвращается./ Ну что, позволила, Катя?

Катя /недовольно/. Мама-то позволила, но я пойду еще брата спрошу, он ведь мне карандаши- то подарил.

Лена. Что ж, спроси брата. /Катя снова уходит. В ее отсутствие Лена встает и берет в руки Катин зеленый карандаш и, вздохнув, кладет его обратно. Входит Кат я./ Ну что, Катя? Позволил брат?

Катя /уныло./ Брат-то позволил, да боюсь, сломаешь ты карандаш.

Лена /убеждая/. Нет, я осторожненько, Катя.

Катя / протягивая зеленый карандаш/ . Ну, смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери и не рисуй много...

Лена/ радуясь/. Нет, мне бы только травку разрисовать /показывает рисунок/ и листочки зелененькие...

Катя /прижимая к себе карандаш, делая недовольное лицо и хмуря брови/. Ой! Это много...

Лена собрала карандаши, тетрадку, сунула их в портфель и направилась к двери.

Катя /смущенно/. Что же ты? Бери! /Протягивает карандаш./

Лена /сердито/. Не надо! /Уходит./

Катя, /смущенно/. Я ведь ей давала, а она не взяла...

   -  Ребята давайте аплодисментами поблагодарим наших девочек и подумаем, почему же Лена не взяла карандаш?  (Катя поставила ей много условий. Она поняла, что Катя жадничает, и обиделась на нее)

 -  Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? (Жалко Лену. Обидно за Лену. Не нравится жадная и хитрая Катя)

 -  Да, этот рассказ о том, как плохо ,когда люди не делятся с товарищами, жадничают. От таких товарищей часто отворачиваются и не хотят с ними играть и дружить.  Что бы вы сказали Кате? Что бы вы сказали Лене?

Во многих песнях, которые любят дети, поется о доброте, сочувствии, настоящей дружбе. Давайте споем песню «Настоящий друг».

Настоящий друг всегда старается разговаривать с друзьями тактично, уважительно и вежливо.

   Я знаю, что вы стараетесь как можно больше запомнить таких волшебных добрых слов. Сейчас мы поиграем в игру « Вежливый котенок».

Дети двигаются в хороводе, внутри которого мягкая игрушка котенок и произносят слова:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова

Приходите к нам котята

Рады видеть вас всегда

Кто на последнем слове остановился рядом с игрушкой, говорит вежливое слово, не повторяясь.

Ребята, какие вы все вежливые, как много вы знаете красивых и приятных слов!  А  вот в одном рассказе Осеева знакомит нас с  мальчиками, которые таких слов не знают и проявляют невоспитанность, невежливость по отношении к маме и бабушке.

  -  Их зовут Миша и Вова. Из какого они рассказа?

 - Верно, эти ребята из рассказа  Валентины Осеевой «Печенье».

 -  Присаживайтесь на стульчики удобнее.

- Я вам предлагаю познакомить с этим рассказом наших гостей, пересказав

его с помощью схем. Рассказывать будем по цепочке.

- Как начинается рассказ? Какой момент изображён?

- Что изображено на второй схеме? Что сказал Вова? Что ответил Миша?

- О чём говорится в третьей схеме?

- Чем заканчивается рассказ?

(Несколько детей по цепочке пересказывают рассказ)

Кто из вас скажет, какое настроение было у бабушки и мамы в начале рассказа?  Каким оно стало в конце? О чем задумались взрослые? Как бы вы поступили  на месте мальчиков?

Мальчики съели все. Они поступили черство, невнимательно. Они не подумали о маме и бабушке. Людей, которые думают только о себе, называют эгоистами. Если бы родные мальчиков находились бы рядом, как их можно было бы утешить?

 - Я предлагаю  вам показать, каким красивым аппетитным печеньем вы угостили бы маму и бабушку мальчиков, слепив его из пластилина, а украсив  его  кто как хочет.

Дети лепят из пластилина печенье и кладут на поднос.

-Расскажите, как вы помогаете своей маме. Только внимательно слушайте ответ товарищей и не повторяйтесь. Скажите, а как можно жестом показать, что ты любишь маму, папу, бабушку, дедушку? (поцеловать, взять за руку, сесть рядом, уткнуться в плечо, обнять, послать воздушный поцелуй)

Мы поиграем в игру «Добрые дела».

Дети становятся друг против друга. Когда воспитатель проговаривает предложение, они одновременно хлопают в ладоши, подняв ладони вверх, говоря при этом «Да».

Я готов для всех всегда

 Делать добрые дела.

 Совершив такой поступок,

 Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать? — Да!

 Будем дерево сажать? — Да!

 Будем маме помогать? — Да!

 А братишку одевать? — Да!

 Позаботимся о кошке? — Да!

 Птицам мы насыплем крошки? — Да!

 Позаботимся о друге? — Да!

 И цветы польем на клумбе? — Да!

 Будем добрыми всегда?

 Кто мне скажет» — Да! Да! Да!

А сейчас сделайте, пожалуйста,  по два шага назад. У нас получилось две команды, и мы проведем викторину по рассказам В. А. Осеевой  (вопросы командам задаю по очереди. За правильные ответы команды получают фишки в виде цветов. Команды ведут подсчет фишек друг у друга.)

 - В каком рассказе мальчик  бескорыстно  помогает пожилой женщине? («Просто старушка»)

 - В каком рассказе женщина упрекала мальчиков в равнодушном отношении к животному? («Плохо»)

 -Назовите кличку собаки из рассказа «Кто хозяин?» (Жук)

- Как звали мальчика в рассказе «На катке»? ( Витя)

- Какой рассказ начинается так: «Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе»? («До первого дождя»)

В названии какого рассказа содержится вопрос? ( «Почему?» , « Кто наказал  его?»)

 -  Ребята в рассказе «Бабушка и внучка» девочка Таня читает книжку своей бабушке. Многие из вас тоже поскорее хотят научиться хорошо читать, а некоторые уже научились. Я думаю, вы сможете сами прочитать эти поговорки:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Друг познается в беде.

Дели хлеб пополам. хоть и голоден сам.

При солнышке тепло. при матери – добро

Кто жаден, тот в дружбе не ладен.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

 -Ребята, какие вы молодцы! Я верю, что вы вырастите добрыми, чуткими и воспитанными людьми. От этой мысли у меня поднимается настроение. Я хочу своим хорошим настроением поделиться с вами.

 - Поиграем в игру «Передай хорошее настроение».

 Но сначала открою секрет, как сделать, чтобы появилось хорошее настроение. Надо улыбнуться и подумать  о чем-либо хорошем и приятном. Передавая вот этот красивый цветок по кругу, вы вместе с хорошим настроением передаете своим товарищам из рук в руки доброту, любовь, ласку и хорошие пожелания.

( Игра проводится в медленном темпе под спокойную  мелодичную музыку.)

 - Вот  закончилось наше путешествие по рассказам В. А. Осеевой. За то, что вы были хорошими путешественниками, я покажу вам фокус.

   Закройте глаза и тихо произнесите «Кребле-крабле-бумс!» и не открывайте, пока я не скажу. (Дети открывают глаза. Перед ними  на подносе  настоящее печенье.)

 - Посмотрите, дружба творит чудеса! Наше пластилиновое печенье превратилось в настоящее, сладкое и рассыпчатое!

(2 одинаковых подноса ).

 - Как вы считаете, что сначала надо сделать: самим отведать или гостей угостить. (Угостить гостей)

 - Я не сомневаюсь в том, что вы знаете, как  правильно это надо делать.

Дети подносят поднос с печеньем и предлагают гостям угоститься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Что такое хорошо и что такое плохо" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим (ребенок и общество) тема: "Что такое хорошо и что такое плохо" 2 младшая группа...

Занятие по теме: "Что такое хорошо и что такое плохо".

Занятие проводилось в средней группе во втором полугодии. Данное занятие можно использовать и для старшей и для подготовительной группы, но с усложнением терминов и расширением вопросов....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» по рассказам В. Осеевой в подготовительной к школе группе.

Цель: Приобщение детей к социально-нравственным ценностям в процессе ознакомления их с художественной литературой. Обучающие  задачи: - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологиче...

Конспект занятий по речевому развитию для детей подготовительной группы №3 ГДОУ №53 города Санкт-Петербурга на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».

Образовательный задачи:1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.2. Учить аргументировать свои ответы.Развивающие задачи: развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.Во...

Занятие на тему: «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Занятие на тему: «Что такое хорошо, а что такое плохо»....

Интегрированное занятие на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» По рассказам В. Осеевой

Подготовительная группаВиды детской деятельности:Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, театрализованная деятельность, изобразительная.Цели:Учить ан...