Главные вкладки

    Проект (младшая группа) на тему:
    Проект для 2 младшей группы: "Мордовия - моя мастеровая"

    Сидорова Светлана Валентиновна

    1. Тема проекта: «Мордовия – моя мастеровая» (моя игрушка)

    2. Автор проекта: Сидорова С.В.

    3. Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

    4. База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад № 42»

    5. Сроки реализации проекта: среднесрочный (6 месяцев)                                                             

    6.Вид проекта: познавательный

     

    7.Тип проекта: Комплексный

     

    8.Актуальность проекта

    Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают люди многих национальностей.  Общность условий проживания делает необходимым ознакомление дошкольников с природой Мордовии, её географическими, экологическими,   историческими и культурными особенностями.

    Именно поэтому приоритетной проблемой общества остается патриотическое воспитание. Ведь с любви к своей Родине начинается тропинка в жизнь.

    Мордовия - наша общая забота и гордость. Здесь много мест, где мы можем познакомиться с культурой народа. Города, села и деревни хранят память об историческом прошлом.

    Народная игрушка  — часть народной культуры.

    Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.

    Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

    9. Новизна проекта:

    ·       в реализации проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; социально-нравственное.

    ·       в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

    Работа над комплексным проектом «Мордовия – моя мастеровая» способствует:

    Воспитанию у детей любви к родному краю, желание создавать яркие выразительные творческие работы.

    Обогащает их знания и умения.

    Позволяет ощутить гордость за свою малую Родину, богатую славными традициями.

    Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи дошкольника:

    Помогают составлять описательные рассказы по игрушкам.

    Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

    В узорах соблюдаются определенный ритм, счетность в исполнении орнамента, что несомненно, развивает элементарные математические представления.

    Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».

    10. Гипотеза проекта: Проживая в Мордовии дети мало знакомы с народом и искусством. В ходе реализации проекта дети получают знания о народных промыслах Мордовии. Будут знать где зарождалась народная игрушка. Начнут проявлять интерес к народно – прикладному искусству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

    11. Цель проекта: Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно — эстетического развития.

    12. Задачи проекта:

    Образовательные: формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством;   формирование нравственных качеств.

    Развивающие: развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской культуре и традициям.                          

    Воспитательные: формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям.

     

    13.Интеграция образовательных областей

    В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

    «Художественно-эстетическое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие» «Речевое развитие»

    «Физическое развитие».

     

     

    14.Предварительная работа:

    Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька), керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник), деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, лошкарница).

    Экскурсия в мини-музей национального быта МАДОУ «Мордовская изба»

    Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла, выделяя их характерные особенности.

    15.Методы и приёмы реализации проекта

    а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);

    б)  наглядный (демонстрация, использование ТСО)

    в) практический (рассматривание предметов искусства в музее);

    д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.

     

    16.Ресурсное обеспечение проекта:

    - Фотографии, альбомы, слайды с видами достопримечательностей города Саранска;

    -  фотографии, плакаты, слайды с изображением мордовских костюмов, украшений;

    - куклы в национальной одежде (мокшанка, эрзянка);

    - образцы мордовской вышивки, деревянных игрушек из с.Подлесная Тавла;

    - видеозаписи и аудиозаписи мордовских народных сказок.

    - Аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов.

    - мордовские подвижные и  дидактические игры;

    - игрушки.

    17.Ожидаемые  результаты

    ·     Расширение знаний детей о Мордовии, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям

    ·     Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.

    ·     Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

    ·     Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни

    ·     Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников  патриотизма и любви к малой Родине.

    ·     Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

    ·     Активизация  участия  педагогов, воспитанников, родителей в конкурсах, выставках  по краеведческой тематике.

    Предварительная работа:

    Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька), керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник), деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, лошкарница).

    Экскурсия в мини-музей национального быта по перспективному плану детского сада.

    Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная   Тавла, выделяя их характерные особенности.

    Поэтапный план работы реализации проекта.

    1 этап – организационный.

    • Изучение литературы по  истории и культуре Мордовии.
    • Сбор информации, фотографий о  знаменитых людях, исторических событиях, достопримечательностях, игрушках.
    • Привлечение педагогов ДОУ  и родителей к поиску информации по данной теме «Мордовия – моя мастеровая ».
    • Разработку проекта, постановку цели и задач.

     

     

    2 этап – внедренческий:

    ·     Реализация комплекса  мероприятий:  проведение  запланированных занятий, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, организация мероприятий с педагогами  (взаимопосещение занятий и мероприятий)  и родителями  (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах).

    3 этап результативный:

    ·        Анализ результатов реализации группового проекта, корректировка содержания, подведение итогов.

    ·        Обобщение результатов проделанной работы,

    ·        Подготовка и проведение презентации  проекта.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Перспективное  планирование  работы по проекту

    ««Мордовия – моя мастеровая».

    (игрушка)

                                                  

    №п/п

    Мероприятия

     

    Ответственные

    Сроки

    1.

     

     

     

     

     

    2.

     

     

     

    3.

     

     

     

    4.

     

     

     

     

    5.

     

     

    6.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4.

     

     

     

     

     

     

    5.

     

     

     

     

    6.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    8.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    9.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    10.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1) Рассматривание открыток «Достопримечательности Саранска».

     

     

    Организация выставки книг «Мордовские народные сказки».

     

    Рассматривание альбома

    «Мастера из с.Подлесная  Тавла» .

     

    Рассматривание  альбома «Мордовский орнамент»,

    Рассматривание предметов обихода мордовского  народа (салфетки, полотенца) и др.

    Посещение мини-музея в МАДОУ «Мордовская изба»

     

    Беседы с детьми: «Достопримечательности Саранска» «Игрушки мордвы», Любимые сказки»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

          ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    (чтение художественной литературы)

    Бабочка, бабочка»,

    сказки «Благодарный медведь», «Пугливая мышь»,

    «Свинка», «Яраска».  Произведения мордовских писателей и поэтов

    П. Машканцев «Ирма», «Огородник», «На лугу», «Вкусная малина», «Капризуля», «Хитрая морковка», «Воробей», Л.Земскова «Луна и солнышко»,

    А. Ежов «Мастер»,

    Т. Тимохина «Андрюшка»

    С. Кинякин «Обиженный кот», Г. Агейкин «Рыбки»;

    Ф. Бобылев «Лягушки попрыгушки».

     

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    (рисование)

    «Вот весёлые матрёшки,

    ладушки, ладушки»

    (сарафан и передник матрёшки).       

    (по программе «Мы в Мордовии живем»)

     

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    (аппликация)

    «Игрушки в которые мы любим играть»

    «Украсим полотенце мордовским узором»

    «Украшение салфетки для мамы»

    (по программе «Мы в Мордовии живем»)  

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    (лепка)

    «Наши игрушки»

     «(по программе «Мы в Мордовии живем»)

     

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    (конструирование)

     «Мебель для кукол»

     

    Мордовские дидактические игры:

    «Кто оденет куклу Алдуню?».

    «Что где находится?»

    «Достопримечательности Саранска»

    «Расскажи, а мы отгадаем»

    «Кто в заповеднике живет?»

     «Назови знакомые сказки мордовского народа» 

    «Отгадай сказочного героя»

     «Кто оденет куклу Татуню?

     

    Мордовские подвижные игры: «В зайчиков» («Нумолнесэ» - эрз., «Нумолняса» - мокш.); «В белочек» («Урнесэ» - эрз., «Урняса» - мокш.); «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгинесэ» - эрз., «Мацикс да врьгазкс» - мокш.)

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»           (музыка)

    Слушание произведений:

    «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Тю-тю, баю-бай», мокш нар. песня; «Баю, баю, баю, бай», эрз. нар. песня; «Нюрямня» («Колыбельная»), муз. Н. Бояркина. Пение «Баю, баюшки, баю», рус. нар. песня; «Ладушки», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. М. Гладкова; «Зайка», Нумолнэ» («Зайчик»), экз. нар. песня; «Нумолня» («Зайчик»), мокш нар. песня; «Гуляла, гуляла подруженька», обр. А. Путушкина.

    Заучивание пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кошке – игрушки, мышке – слезы», «Не скучай работой, а скучай заботой», «Труд человека кормит»

     

     

    Роль родителей в реализации проекта:

    Выставка творческих работ «Моя любимая Мордовия» и «Мордовия – мастеровая».

    Консультации: «История народных игрушек», «Народные промыслы» (изготовление игрушек).

    Фотовыставка «Саранск – мой дом»

     

    Конкурс на лучшую дидактическую игрушку «Моя любимая игрушка» с национальным колоритом.

     

    Воспитатель

     

     

     

     

     

    Воспитатель

     

     

     

    Воспитатель

     

     

     

    Воспитатель

     

     

     

     

    Воспитатель

     

     

    Воспитатель

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель

     

     

     

     

    Воспитатель

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель,

    физинструктор

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель,

    музыкальный руководитель.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель,

    Родители,музыкальный руководитель

     

     

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель, родители,

    Музыкальный руководитель

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Родители.

     

     

     

     

     

    Ноябрь

     

     

     

     

     

    Декабрь

     

     

     

    Январь

     

     

     

    Февраль

     

     

     

     

    В течении реализации проекта.

    В течении реализации проекта.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    В течение реализации проекта

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Январь

    Февраль

    Март

     

     

     

     

     

     

     

    Январь

     

     

    Февраль

     

    Март

     

    Апрель

     

     

     

    Февраль

     

     

     

     

     

     

    Январь

     

     

     

     

    В течение реализации проекта

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

     

     

     

    В течение реализации проекта

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

     

    В течение реализации проекта

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    В течение реализации проекта

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

     

    В течение реализации проекта

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    18. Вывод.

    В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы:

    - расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;

    - дать детям общее представление о Республике Мордовия;

    - познакомить с обычаями и традициями народов Поволжья, с народным творчеством;

    - приобщить детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.

    Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

    Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку.

    Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.

    В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие мордовского фольклора, в образовательном процессе практикуется рассказывание и инсценировка мордовских сказок с последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными традициями, заучиванием пословиц и поговорок.

    В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.

    Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

    - предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду.

    Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь формирует положительное отношение друг к другу.

     

     

    Методическое обеспечение проекта:

     

    1.«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..-СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

    2. «Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О.В. Бурляева и [др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск,  2015

    3.Бахмустов О. Мордовия: «Природа, люди, события, достопримечательности»  Ж. «Ребёнок в детском саду»- 2011г №11,2012г.№1.

    4.Воронин И.Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.

    5.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.

    6.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Нар.образование. 2002.- № 4.

    7.Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации гос.программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова.— М.: Аркти, 2003

    8. Самородов К.Т. Мордовские загадки», Саранск-1987г.

    9. «Саранск – столица Мордовии». Книга-альбом, 2006, с.188.

    10.Жиганов М.Ф. Память веков.- Саранск, 1976; Шибаков Н.И. Деревянная скульптура мордвы. - Саранск, 1980; Колмыков В.И. Жизнь леса.- Саранск, 1998; Лузгин А.С. Жизнь промыслов.- Саранск, 2001.

    .

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_proekt.doc123.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Тема проекта: «Мордовия – моя мастеровая» (моя игрушка)

    2. Автор проекта: Сидорова С.В.

    3. Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

    4. База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад № 42»

    5. Сроки реализации проекта: среднесрочный (6 месяцев)                                                              

    6.Вид проекта: познавательный

    7.Тип проекта: Комплексный

    8.Актуальность проекта 

    Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают люди многих национальностей.  Общность условий проживания делает необходимым ознакомление дошкольников с природой Мордовии, её географическими, экологическими,   историческими и культурными особенностями.

    Именно поэтому приоритетной проблемой общества остается патриотическое воспитание. Ведь с любви к своей Родине начинается тропинка в жизнь.

    Мордовия - наша общая забота и гордость. Здесь много мест, где мы можем познакомиться с культурой народа. Города, села и деревни хранят память об историческом прошлом.

    Народная игрушка  — часть народной культуры.

    Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.

    Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

    9. Новизна проекта:

    • в реализации проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; социально-нравственное.
    • в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

    Работа над комплексным проектом «Мордовия – моя мастеровая» способствует:

    Воспитанию у детей любви к родному краю, желание создавать яркие выразительные творческие работы.

    Обогащает их знания и умения.

    Позволяет ощутить гордость за свою малую Родину, богатую славными традициями.

    Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи дошкольника:

    Помогают составлять описательные рассказы по игрушкам.

    Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

    В узорах соблюдаются определенный ритм, счетность в исполнении орнамента, что несомненно, развивает элементарные математические представления.

    Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».

    10. Гипотеза проекта: Проживая в Мордовии дети мало знакомы с народом и искусством. В ходе реализации проекта дети получают знания о народных промыслах Мордовии. Будут знать где зарождалась народная игрушка. Начнут проявлять интерес к народно – прикладному искусству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

    11. Цель проекта: Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно — эстетического развития.

    12. Задачи проекта:

    Образовательные: формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством;   формирование нравственных качеств.

    Развивающие: развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской культуре и традициям.                          

    Воспитательные: формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям.

    13.Интеграция образовательных областей 

    В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

    «Художественно-эстетическое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие» «Речевое развитие» 

    «Физическое развитие».

    14.Предварительная работа:

    Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька), керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник), деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, лошкарница).

    Экскурсия в мини-музей национального быта МАДОУ «Мордовская изба»

    Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла, выделяя их характерные особенности.

    15.Методы и приёмы реализации проекта 

    а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);

    б)  наглядный (демонстрация, использование ТСО)

    в) практический (рассматривание предметов искусства в музее);

    д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.

    16.Ресурсное обеспечение проекта:

    - Фотографии, альбомы, слайды с видами достопримечательностей города Саранска;

    -  фотографии, плакаты, слайды с изображением мордовских костюмов, украшений;

    - куклы в национальной одежде (мокшанка, эрзянка);

    - образцы мордовской вышивки, деревянных игрушек из с.Подлесная Тавла;

    - видеозаписи и аудиозаписи мордовских народных сказок.

    - Аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов.

    - мордовские подвижные и  дидактические игры;

    - игрушки.

    17.Ожидаемые  результаты

    • Расширение знаний детей о Мордовии, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям
    • Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.
    • Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
    • Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни
    • Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников  патриотизма и любви к малой Родине.
    • Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
    • Активизация  участия  педагогов, воспитанников, родителей в конкурсах, выставках  по краеведческой тематике.

    Предварительная работа:

    Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька), керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник), деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, лошкарница).

    Экскурсия в мини-музей национального быта по перспективному плану детского сада.

    Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная   Тавла, выделяя их характерные особенности.

    Поэтапный план работы реализации проекта.

    1 этап – организационный.

    • Изучение литературы по  истории и культуре Мордовии.
    • Сбор информации, фотографий о  знаменитых людях, исторических событиях, достопримечательностях, игрушках.
    • Привлечение педагогов ДОУ  и родителей к поиску информации по данной теме «Мордовия – моя мастеровая ».
    • Разработку проекта, постановку цели и задач.

    2 этап – внедренческий:

    • Реализация комплекса  мероприятий:  проведение  запланированных занятий, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, организация мероприятий с педагогами  (взаимопосещение занятий и мероприятий)  и родителями  (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах).

    3 этап результативный:

    • Анализ результатов реализации группового проекта, корректировка содержания, подведение итогов.
    • Обобщение результатов проделанной работы,
    • Подготовка и проведение презентации  проекта.

    Перспективное  планирование  работы по проекту

    ««Мордовия – моя мастеровая».

    (игрушка)

                                                   

    №п/п

    Мероприятия

    Ответственные

    Сроки

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    1) Рассматривание открыток «Достопримечательности Саранска».

    Организация выставки книг «Мордовские народные сказки».

    Рассматривание альбома

    «Мастера из с.Подлесная  Тавла» .

    Рассматривание  альбома «Мордовский орнамент»,

    Рассматривание предметов обихода мордовского  народа (салфетки, полотенца) и др.

    Посещение мини-музея в МАДОУ «Мордовская изба»

    Беседы с детьми: «Достопримечательности Саранска» «Игрушки мордвы», Любимые сказки»

          ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    (чтение художественной литературы)

    Бабочка, бабочка»,

    сказки «Благодарный медведь», «Пугливая мышь»,

    «Свинка», «Яраска».  Произведения мордовских писателей и поэтов

    П. Машканцев «Ирма», «Огородник», «На лугу», «Вкусная малина», «Капризуля», «Хитрая морковка», «Воробей», Л.Земскова «Луна и солнышко»,

    А. Ежов «Мастер»,

    Т. Тимохина «Андрюшка»

    С. Кинякин «Обиженный кот», Г. Агейкин «Рыбки»;

    Ф. Бобылев «Лягушки попрыгушки».

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    (рисование) 

    «Вот весёлые матрёшки,

    ладушки, ладушки»

    (сарафан и передник матрёшки).        

    (по программе «Мы в Мордовии живем»)

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    (аппликация)

    «Игрушки в которые мы любим играть»

    «Украсим полотенце мордовским узором»

    «Украшение салфетки для мамы»

    (по программе «Мы в Мордовии живем»)  

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    (лепка)

    «Наши игрушки»

     «(по программе «Мы в Мордовии живем»)

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    (конструирование)

     «Мебель для кукол»

    Мордовские дидактические игры:

    «Кто оденет куклу Алдуню?».

    «Что где находится?»

    «Достопримечательности Саранска»

    «Расскажи, а мы отгадаем»

    «Кто в заповеднике живет?»

     «Назови знакомые сказки мордовского народа»  

    «Отгадай сказочного героя»

     «Кто оденет куклу Татуню?

    Мордовские подвижные игры: «В зайчиков» («Нумолнесэ» - эрз., «Нумолняса» - мокш.); «В белочек» («Урнесэ» - эрз., «Урняса» - мокш.); «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгинесэ» - эрз., «Мацикс да врьгазкс» - мокш.)

    ОО «Художественно-эстетическое развитие»           (музыка)

    Слушание произведений:

    «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Тю-тю, баю-бай», мокш нар. песня; «Баю, баю, баю, бай», эрз. нар. песня; «Нюрямня» («Колыбельная»), муз. Н. Бояркина. Пение «Баю, баюшки, баю», рус. нар. песня; «Ладушки», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. М. Гладкова; «Зайка», Нумолнэ» («Зайчик»), экз. нар. песня; «Нумолня» («Зайчик»), мокш нар. песня; «Гуляла, гуляла подруженька», обр. А. Путушкина.

    Заучивание пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кошке – игрушки, мышке – слезы», «Не скучай работой, а скучай заботой», «Труд человека кормит»

    Роль родителей в реализации проекта:

    Выставка творческих работ «Моя любимая Мордовия» и «Мордовия – мастеровая».

    Консультации: «История народных игрушек», «Народные промыслы» (изготовление игрушек).

    Фотовыставка «Саранск – мой дом»

    Конкурс на лучшую дидактическую игрушку «Моя любимая игрушка» с национальным колоритом.

     

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

    Воспитатель

     

    Воспитатель,

    физинструктор

    Воспитатель,

    музыкальный руководитель.

    Воспитатель,

    Родители,музыкальный руководитель

    Воспитатель, родители,

    Музыкальный руководитель

    Родители.

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    В течении реализации проекта.

    В течении реализации проекта.

    В течение реализации проекта

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Январь

    Февраль

    Март

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Февраль

    Январь

    В течение реализации проекта

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    В течение реализации проекта

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    В течение реализации проекта

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    В течение реализации проекта

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    В течение реализации проекта

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    18. Вывод. 

    В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы:

    - расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;

    - дать детям общее представление о Республике Мордовия;

    - познакомить с обычаями и традициями народов Поволжья, с народным творчеством;

    - приобщить детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.

    Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

    Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку.

    Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.

    В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие мордовского фольклора, в образовательном процессе практикуется рассказывание и инсценировка мордовских сказок с последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными традициями, заучиванием пословиц и поговорок.

    В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.

    Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

    - предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду.

    Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь формирует положительное отношение друг к другу.

    Методическое обеспечение проекта:

    1.«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..-СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

    2. «Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О.В. Бурляева и [др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск,  2015

    3.Бахмустов О. Мордовия: «Природа, люди, события, достопримечательности»  Ж. «Ребёнок в детском саду»- 2011г №11,2012г.№1.

    4.Воронин И.Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.

    5.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.

    6.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Нар.образование. 2002.- № 4.

    7.Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации гос.программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова.— М.: Аркти, 2003

    8. Самородов К.Т. Мордовские загадки», Саранск-1987г.

    9. «Саранск – столица Мордовии». Книга-альбом, 2006, с.188.

    10.Жиганов М.Ф. Память веков.- Саранск, 1976; Шибаков Н.И. Деревянная скульптура мордвы. - Саранск, 1980; Колмыков В.И. Жизнь леса.- Саранск, 1998; Лузгин А.С. Жизнь промыслов.- Саранск, 2001.

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    краткосрочный проект для 2 младшей группы по ПДД

    Краткосрочный проект для 2 мл.группы по правилам дорожного движения....

    Сохраним лес для потомков проект для 2 младшей группы

    Наблюдение за березовой веточкой....

    Проект для 2 младшей группы "Читаем сказки"

    Проект рассчитан на детей 2 мл. группы. В нем дети знакомятся со сказками. Проходит чтение сказок, анализ текста, пересказ, а также инсценировка сказок. Проводится опрос среди родителей....

    "Голубая капелька" проект для 2 младшей группы

    проект с детьми и приложение к нему...

    Экологический проект для 2 младшей группы " Огород на Окошке"

    Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность....

    Проект для 2 младшей группы "Чистые ладошки"

    Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения.Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья. В конечном счете о...