Воспитание интереса к литературным произведениям у детей средней группы
статья (средняя группа) на тему

Кузьмина Светлана Вячеславовна

Статья на тему: "Воспитание интереса к литературным произведениям у детей средней группы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_interesa_k.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание интереса к литературным произведениям  у детей средней группы

                                                                                                                     

Художественная литература является мощным средством формирования всех сторон речи ребенка. В произведениях литературы речь идет не о просто речевом сообщении, не об обычном связном тексте, а о тексте художественном, о произведении искусства, оказывающем огромное всестороннее воздействие на личность ребенка в целом. Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли ребенка, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

           Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая  гражданственность. Художественное слово помогает понять красоту родной речи, оно учит эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует этические (нравственные) представления.

            Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной  литературой-воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературного-образованного человека.

            Именно в детском саду начинается складываться начитанность.

            В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклёром во всем многообразии его жанров-от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц да сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.

              Ребёнка необходимо ввести в мир словесного искусства - это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, показать многообразие жанров художественной литературы (проза, поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки и многое другое), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге. Второй стороной содержания литературного образования и воспитания дошкольника является умение воспринимать и понимать произведение литературы. Для детей 3-4 лет особо важную роль при восприятии литературного произведения играет личный опыт, который помогает им понять основные факты, динамику событий, поступки героев. Ошибки в понимании героя, мотивов его поступков связав с неумением осмыслить ситуации и комбинации, незнакомые детьми по личному опыту.

               Воспринимая литературного героя, дети видят прежде всего его внешние действия и поступки и с трудом проникают в мир внутренних переживаний и чувств, не могут понять скрытых мотивов поступков. Оценку герою они дают, ориентируясь на отдельный яркий, но не обязательный главный и существенный в характеристике героя поступок. Поэтому необходимо помочь детям увидеть существенные факты, выделить наиболее важный для характеристики героя поступок, обратить внимание на мотивы действия героя, его намерения и переживания. Это обеспечивается правильным, выразительным чтением воспитателя. Эмоциональное отношение младших дошкольников к героям художественных произведений часто бывает внеконтекстным. т.е. определяется причинами независимыми от произведения: настроением ребёнка в данный момент, стереотипными знаниями, сложившимся узким опытом жизни отношений. Задачей воспитателя является постепенное расширение и совершенствование эмоционального опыта детей, формирование умения внимательно слушать и воспринимать литературное произведение, видеть авторскую оценку героя, авторское отношение к нему. Помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении. Развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения. Поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении.

              Поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.

              Диагностика развития художественной - речевой диагностики детей в сентябре показала следующее: двое из 10детей знают несколько сказок, двое-не знают не одной, 6 детей - припоминают, узнают их; с рассказами большинство детей (8 из 10) не знакомы; 4 ребёнка-не знают стихов, 6-читают их с помощью взрослого.

              Воспроизводить произведение с помощью воспитателя могут 5 детей (из 10) ещё 5 не могут этого делать.

              Определить главную идею произведения, проанализировать его дети не могут. Знания о жанрах у детей отсутствовали. Интерес к книге у детей в основном ситуативный.          Понимая всю важность значения литературы в жизни детей: «…которая является мощным средством формирования всех сторон речи ребёнка, оказывает огромное всестороннее воздействие на личность ребёнка в целом…» я составила перспективный план ознакомления детей средней группы с художественной литературой. В плане определены специальные тематические занятия по ознакомлению с литературой, которая проводится два раза в месяц, в утренний, либо в вечерний отрезок времени.

                В разделе «совместная деятельность» спланирована различная работа с детьми по темам занятий и по другим темам в форме дидактических игр литературного содержания, чтения, пересказа, разучивания стихов, рассказывание литературных произведений, рассматривание книг, работа в книжном уголке, драматизация литературных произведений и другое.

                 В плане предусмотрена связь с другими занятиями по изобразительной деятельности и познавательному развитию.

                 В разделе «развивающая среда» планировала организацию книжных выставок, изготовление атрибутов и элементов костюмов для театральных игр, оформление альбомов, изготовление книжек-самоделок и другое.

                 В перспективные план вошли произведения для средней группы по программе «Детство».

                 В течение года с детьми велась систематическая работа по ознакомлению детей с литературой, развитию интереса к литературе по этому плану.

                 Диагностика развития художественно-речевой деятельности в мае месяце показала следующее: из 10 детей восемь могли называть по памяти различные сказки, двое - узнавали по иллюстрациям, либо отрывкам из сказок.

                 Двое из 10детей могли называть рассказы и их авторов, восемь детей - припоминали эпизоды из рассказов; 6 детей хорошо знакомы со стихами, могли выразительно читать их самостоятельно, 4 ребёнка - читали с помощью взрослого.

                 Самостоятельно воспроизводить произведения смогли 5 детей (из 10)-определить главную идею и проанализировать произведение, остальные 5 детей могли это делать с помощью взрослого.

                 Знание о жанрах у детей повысились, по сравнению с результатами диагностики в сентябре месяце. Дети могли отличить сказку от рассказа. Из 10 детей, 6-показали хорошие знания загадок, 4 ребёнка - отгадывали с помощью наводящих вопросов воспитателя. Дети познакомились с пословицами, поговорками, скороговорками.

                 Дети сами пытались придумывать загадки, сказки, рассказы.

Пример: Майя Трухан придумала загадку о снеге: «Белый холодный, бывает зимой», Саша Чумышева придумала загадку про лягушку: « Зелёная, живёт в болоте».

                 Самая удачная сказка получилась у Панфилова Никиты:

«Сказка о солнечном зайчике».

«Жил был солнечный зайчик. Он был маленький. У него была мама. Однажды он гулял на улице, его поймал мальчик. Мама увидела это и ослепила мальчику глаза. Солнечный зайчик прыгнул к своей маме и они убежали…»

                 Девять детей (из 10) активно участвовали в играх-драматизациях по русской народной сказке: «Репка», «Лиса и журавль», «Три поросёнка»; по произведению К.И.Чуковского «Телефон» и другие.

                 Повысился интерес к книгам у детей, дети могли назвать какие есть книги в книжном уголке, могли назвать автора книги. Просили прочитать ещё раз понравившиеся им произведения. Дети знают как надо обращаться с книгой.

                 Результаты подтверждают необходимость проводимой работы.

В этом учебном году я работаю с детьми старшего - дошкольного возраста.

                 Уже производится работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой, развитию интереса к литературным произведениям, по плану.  


   ЛИТЕРАТУРА                                                                                                                                        

  1.  Программа «Детство».
  2. «Ребенок и книга» издание 2-е под. редакцией В.И. Логиновой, Л.М. Гуревич, Л.В. Береговая

«Акцидент», С-Пб ,1996г.

  1. «Методика развития речи детей в детском саду»

 Ленинград,1984г.

  1.  Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П.  Николаичева

«Методика развития речи детей дошкольного возраста»

Издание 2-е, М.,Просвещение,1984г.

  1. Л. Б. Фесюкова

«Воспитание сказкой»

 Харьков, Фолио,1996г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария литературного праздника для детей средней группы "путешествие по страницам книги стихов Сергея Михалкова

Конспект праздника по стихам Михалкова составлен к 100 летию Сергея Владимировича Михалкова. Сюжет мероприятия завязан на рассматривании иллюстраций рукописной книги. Иллюстрации соответствуют стихам ...

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудна пора". Цель  проекта: исследовательская деятельность по изуче...

Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».

laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».Краткое содержание проекта:  - накопление информ...

Литературное развлечение для детей средней группы "Путешествие по сказкам"

Литературное развлечение для детей средней группы....

Литературная викторина для детей средней группы «Путешествие в сказочную страну» по творчеству К.И. Чуковского

laquo;День детской книги»  Литературная викторина  для детей средней группы  «Путешествие в сказочную страну» по творчеству К.И. ЧуковскогоЗадачи:1.Закрепить зна...

Литературная викторина для детей средней группы и родителей "По страницам сказок"

Литературная викторина - досуговое мероприятие, проведённое в группе по итогам проекта "ВОЗЬМИТЕ КНИГУ" для детей и их родителей в форме интеллектуально-творческой игры-соревнования. Команда...

Конспект занятия на тему: «Литературная викторина для детей средней группы»

Викторина по сказкам для детей средней группы (4-5 лет)...