Познавательно - исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте
занимательные факты (старшая группа) на тему

Никитина Наталия Алексеевна

                        Сегодня педагоги нашего детского сада уже упоминали, что дошкольники – это прирожденные исследователи. Их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Ребенок любого возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он уже дорос. Чтобы такое стало возможным, мы работаем сразу на двух уровнях: проводим эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно незаметно готовим их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Таким образом, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_2_nikitina_n.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательно - исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня педагоги нашего детского сада уже упоминали, что дошкольники – это прирожденные исследователи. Их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Ребенок любого возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он уже дорос. Чтобы такое стало возможным, мы работаем сразу на двух уровнях: проводим эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно незаметно готовим их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Таким образом, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела.

На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство. Они задают большое количество вопросов, а это говорит о том, что:

  • у детей накопилась определенная сумма знаний;
  • сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в своих знаниях;
  • дети стали понимать, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Очень важно не сообщать детям знания в готовом виде, а помочь детям получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Мы помогаем продумать методику проведения опыта, даем советы, вместе с ребёнком выполняем опыт. Дети данного возраста еще не могут работать самостоятельно, но с удовольствием делают это вместе с взрослыми. (Пример)

В процессе проведения опыта или эксперимента детям уже можно предлагать выполнить одновременно сразу два действия. У детей четвертого года жизни начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты, используя готовые формы. (Пример)

Дети уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи и уже начинают задавать вопрос «Почему?», даже пытаются на сами дать на него ответ. (Пример)

Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения педагога более осмысленно, но следить самостоятельно за выполнением правил безопасности еще не могут.

На пятом году жизни  все наметившиеся тенденции усиливаются: детьми задается больше вопросов, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Опираясь на уже накопленный жизненный опыт, ребенок действует более целенаправленно и уверенно. Теперь ребенку можно предложить выполнить не только два действия подряд, но иногда и три, если данные действия не сложные и уже знакомые. (Пример)

Дети начинают проявлять первые попытки самостоятельности, и если процедуры просты и не опасны, то непосредственное участие педагога уже не так важно. Но присутствие педагога рядом необходимо, в первую очередь для моральной поддержки. В этом возрасте ребенку необходимо одобрение его деятельности, иначе его интерес быстро пропадет. (Пример)

При фиксации наблюдений мы все еще используются готовые формы, но к концу года постепенно начинаем применять рисунки, которые взрослый делает на глазах у детей. (Образец)

Рассказывая об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, они уже произносят несколько предложений. Воспитатель с помощью наводящих вопросов помогает выделять главное, позволяет делать первые попытки фиксировать результаты, используя готовые формы.

Среди ребят имеются значительные различия, поэтому воспитатель должен терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования, в зависимости от его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста Тема: «Безопасная прогулка»

Конспектинтегрированного занятияпо познавательно-исследовательской деятельностидля старшего дошкольного возрастаТема: «Безопасная прогулка» Разработали:Соколова Наталия Викторовна,старший воспита...

Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. "Что я знаю о своей семье?"

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в партнёрстве со взрослыми....

Выступление на МРО ""Познавательно- исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте" (центр "Познание")

Представлен материал, в котором расскрываются особенности познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Представлена наполняемость центра "Познание" с учетом возра...

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Начало работы над темой:  сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы:  май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...

План по самообразованию воспитателя старшей  группы на 2022-2023гг. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого ра...